Обзор Alan Wake 2
Если бы меня попросили описать жанр Alan Wake 2, то первое, что пришло бы в голову – это «мета-игра Remedy». И дело не только в том, что игра ссылается на саму себя, но и на другие IP Remedy. И делает это беззастенчиво и максимально открыто, буквально швыряет отссылками в лицо игроку, как Джесси Фейден забрасывает камнями Ииссы (Control).
Welcome to RemedyVerse
Alan Wake был первой за долгие годы игрой Remedy после Max Payne 2. История о писателе, который прославился криминальными романами, убил своего главного героя в последней книге и не знал, что делать дальше – это история самой Remedy, которая, не имея прав на Max Payne, долгое время не могла сформировать идею новой игры. Сначала это был проект о выживании в открытом мире, где игрокам нужно было защищаться от орд монстров ночью, а днем собирать ресурсы. Но Remedy было очень тяжело объединить подобный игровой процесс с мистической историей, поэтому данный вариант не прижился. Как результат, мы получили линейный экшн, разбитый на эпизоды.
На момент выхода первой части, никакого Remedy-мира не было и в помине, но зато были отсылки как на Max Payne, так и на Death Rally – первую игру студии. Тот же Алекс Кейси, герой романов Уэйка – это Макс Пэйн, актер озвучивания которого также читал отрывки из романов о Кейси.
Такие же, но уже более очевидные отсылки, есть и в Quantum Break, следующей после Alan Wake игры Remedy. Здесь есть и Сага Андерсон – главная героиня Alan Wake 2, и Алекс Кейси уже не как воображаемый персонаж, а агент ФБР. Однако из-за того, что издателем игры была Microsoft, создание полноценного мира Remedy пришлось отложить до выхода Control.
Control не только ссылается на Alan Wake, но прямо заявляет, что все, что произошло в Брайт Фоллс, городе, где разворачивались события Alan Wake, – является частью одной вселенной. В дополнении AWE Control вообще прямо добавляет в игру Алана Уэйка как участника событий.
Alan Wake 2 – это кульминация всего, что ранее создала Remedy. Здесь есть отсылки на все работы студии. Алекс Кейси уже не просто упоминается, а является одним из ключевых персонажей истории. Федеральное бюро контроля – присутствует и тоже играет очень важную роль в истории, загадочный Ахти, как и прежде, намывает полы, а актер, исполнивший главного героя в Quantum Break, перевоплотился в шерифа. Нужно ли в этом всем разбираться, чтобы вообще понять о чем игра? Не обязательно. Однако я бы все равно рекомендовал просмотреть короткое видео с кратким пересказом всех событий оригинальной Alan Wake.
Возвращение на озеро Колдрон
Alan Wake 2 начинается как обычный криминальный детектив. Вы в лице специального агента ФБР Саги Андерсон вместе с напарником Алексом Кейси направляетесь на вызов в небольшой городок Брайт Фоллс. Недалеко от озера Колдрон произошло ритуальное убийство, которое очень похоже на то, что вы уже расследуете. К счастью, есть свидетели, после допроса которых оказывается, что убийство – дело рук Культа Дерева, о котором местные жители по какой-то загадочной причине практически ничего не знают. Вы начинаете расследование, но очень быстро история из детектива превращается в мистический хоррор, который тесно связан с писателем Аланом Уэйком, пропавшим при загадочных обстоятельствах на озере Колдрон тринадцать лет назад.
Алан же находится там, где мы и оставили его в конце первой части. В темном месте, из которого пытается выбраться уже тринадцать лет. Алан просыпается в студии шоу мистера Дора. Объявляют его выход, но он не помнит ни как попал сюда, ни все, что было до этого. Интервью проходит странно, ведь мистер Дор расспрашивает Алана о его новой книге, которую он точно не писал. Вдруг огни в студии гаснут, мистер Дор и аудитория исчезают, и Алан попадает на улицу – в город, очень напоминающий Нью-Йорк, но Нью-Йорком не является. Звонит таксофон…
Да будет свет
В Alan Wake 2 вы по очереди играете за двух героев – Сагу и Алана. История Саги – это мистический детектив в стиле Twin Peaks. Вашими основными задачами будет сбор доказательств, допрос подозреваемых и отстрел одержимых тьмой. История Алана – это детективный триллер с нуарным антуражем, в котором нужно найти выход из тьмы озера Колдрон.
К уже знакомому по первой части игровому процессу - находим фонарик, направляем на одержимого, чтобы уничтожить щит тьмы, стреляем в голову - в Alan Wake 2 добавили еще местную вариацию дворца памяти (или римской комнаты).
У Саги простор мыслей – это ее кабинет, где она размещает найденные доказательства на доске, а также составляет портреты подозреваемых. Этот процесс скорее похож на допрос, потому что Сага напрямую общается с разумом подозреваемого. И если процесс расследования вошел в тупик – всегда можно просто задать правильный вопрос. Сюжет надо двигать, но суперсила такого уровня – это уже слишком даже для такой игры как Alan Wake. Да и зачем собирать доказательства, если можно спросить напрямую.
Алан для своего пространства мыслей использует комнату писателя, в которой почти ничего нет, кроме стола с пишущей машинкой и доски, на которой герою нужно выстраивать новые сцены. Дело в том, что для того, чтобы выбраться из тьмы, Алан должен изменить сюжет – и он это делает в реальном времени переписывая сцены. И иногда антураж меняется очень существенно.
Еще одна интересная механика Alan Wake 2 связана с лампой в виде ангела – гася и зажигая свет в определенных специально отведенных для этого местах, Алан может менять окружение и открывать новые проходы для себя. Впрочем, во второй половине игры эта механика почти перестала использоваться.
Сражения стали более камерными. Врагов меньше, хотя ближе к финалу игра начинает в прямом смысле заваливать игроков боями. И если играя за сагу противников хотя бы видно, то Алана атакуют тени, сбивая с ног, что в моем случае частенько заканчивалось смертью. Однако все же большинство времени вы будете проводить исследуя территории и двигаясь по сюжету.
Пятьдесят оттенков черного
Понравится ли вам сюжет, зависит от того, как вы относитесь к жанру детектива, артхаусу и многочисленным отсылкам к другим произведениям. В нем нет ничего революционного, да и подача идет в максимально открытой форме... что, впрочем, не так уж и плохо. The Twilight Zone, Twin Peaks, The X-Files – чтобы перечислить все, нужна еще одна статья. В какой-то момент история начинает закручиваться в саму себя, напоминая произведение за авторством Дэвида Линча, но буквально через несколько минут начинает объяснять все на пальцах.
Несмотря на это, Alan Wake 2 ценит время игрока. В игре нет занудных эпизодов и сюжет структурирован таким образом, что после прохождения главы, хочется еще, потому что интересно, что там дальше.
А вот что меня поразило больше всего, так это локации - настолько живыми и атмосферными они вышли у Remedy Entertainment. Мир Alan Wake 2 небольшой, в игре всего несколько небольших локаций, но каждый метр выглядит так, как будто над ним работали часами. Добавьте сюда еще и идеальное техническое исполнение и получите одну из самых красивых игр в этом году. Правда, для того чтобы рассмотреть все красоты нужен ПК с видеокартой RTX 4080, которая позволит выкрутить качество трассировки лучей на максимум. В то же время на PlayStation 5 и Xbox Series X вы получите средние настройки графики.
Темный-темный лес
Многие игроки жаловались на технические проблемы и баги в Alan Wake 2, которые даже ломали прохождение. В моем случае обошлось без чего-то критичного, хотя несколько раз враги материализовались из воздуха прямо у меня перед глазами. Однажды, ближе к концу игры, я банально застрял и не смог пройти дальше по сюжету. Я даже нашел описание бага на Reddit, однако скорая проверка показала, что виной всему была моя спешка: я не исследовал один из документов.
Моменты, когда я просто не понимал, что от меня хочет игра – единственный по-настоящему серьезный для меня минус Alan Wake 2. Конечно, это все условно и зависит от игрока, однако в игре достаточно много моментов, когда она ожидает, что вы уцепитесь за что-то взглядом, или вернетесь вон к тому темному переулку, где внезапно появился проход, которого раньше не было.
А еще я часто наматывал круги по территории, вплоть до того, что сверялся с картой каждые несколько метров. Control решала эту проблему очень просто – указателями в каждом коридоре. Они есть и здесь, но встречаются не очень часто. Еще и большинство игровых событий происходят во время или после заката, и сориентироваться в лесах Вашингтона становится почти невозможно. Потому и приходится то и дело открывать карту. Однако следует отметить, что по ней легче ориентироваться, чем в том же Control, о чем также говорили и разработчики.
***
Alan Wake 2 – во многом похожа на многие другие проекты, но при этом она не теряет свою уникальность и обладает особым финским шармом. Иногда она держит тебя за дурака и пытается быть высокомерной, создавая ворох из отсылок и мета-наратива. Для кого-то такой подход может показаться слишком претенциозным, однако стоит помнить – что это всего лишь игра, которая не претендует на то, чем она не является.
А вот покупать Alan Wake 2 только ради игрового процесса скорей всего не стоит, лучше взглянуть в сторону Resident Evil 4.
При этом очень интересно, как будет развиваться эта история дальше. Control 2 уже в разработке, а вот нужна ли нам очередная история о борьбе с тьмой при помощи фонарика? Я считаю, что да, но в несколько ином виде и с совершенно новым набором игровых механик. В третий раз играть во что-то подобное я бы уже не стал.
Плюсы:
+ возвращение Алана Уэйка;
+ отличная атмосфера детектива и хоррора;
+ безупречные локации, которые интересно исследовать;
+ отсутствие скучных эпизодов.
+ отличная атмосфера детектива и хоррора;
+ безупречные локации, которые интересно исследовать;
+ отсутствие скучных эпизодов.
Минусы:
- сюжет может показаться слишком вычурным и аляповатым;
- однотипные бои с однотипными врагами;
- финал может понравиться не всем.
- однотипные бои с однотипными врагами;
- финал может понравиться не всем.
Вердикт
Alan Wake 2 – это то продолжение, которое стоило ожидать от Remedy. Игра продолжает развивать созданную финами вселенную, которая хочется исследовать все больше и больше.
Итоговая оценка: 9 баллов из 10!