Обзор Mafia III | Реквием по мечте
Mafia III - одна из главных игровых премьер этого месяца, а для кого-то и всего года. Мы же с самого начала отнеслись к третьей части с большой долей скепсиса: очень уж многие факторы показывали на то, что даже если мы и не получим откровенно плохой проект на выходе, то новая «Мафия» как минимум будет совсем не той игрой, которую от нее ждут фанаты серии.
И вот он, релиз! Мы посвятили новинке не один десяток часов и теперь можем высказать свое экспертное мнение.
Вот честно, я до последнего надеялся, что все наши прогнозы окажутся ошибочными и ребята из студии Hangar 13 смогут порадовать и удивить. Но, увы, чудес не случается. Поэтому, положа руку на сердце, придется честно заявить: «Mafia III - далеко не хорошая игра». Более того, она откровенно плохая по огромному числу параметров и это удручает меня не меньше всех тех, кто с нетерпением ее ждал (хотя бы потому, что я отвалил за нее 60 баксов). Ну а чтобы мое заявление не казалась вам голословным, по традиции углубимся в сегодняшний предмет обсуждения.
В первую очередь третья часть серии сделала серьезный такой финт ушами в части сюжета: несмотря на то, что игра называется «Мафия», главный герой - никакой не мафиози… зато эти самые мафиози неплохо подпортили ему жизнь, убив всех близких и кинув на приличненькую сумму в зеленой валюте. К счастью, наш протагонист по имени Линкольн Клей тоже не лыком шит и в состоянии взыскать весь нанесенный ущерб со своих обидчиков - в первую очередь благодаря приобретенным во Вьетнаме навыкам и друзьям. В конечном итоге вся сюжетная линия завязанная на банальной мести, что мы уже не раз видели как в кинематографе, так и в других компьютерных играх. Впрочем, уровень диалогов и кат-сцен здесь на достаточно высоком уровне, да и общая логика повествования присутствует – всяко, на голову выше того, что мы видели в Mafia 2. Но, как и прежде, до уровня самой первой части эта история никак не дотягивает.
Идея сделать главным героем чернокожего оказалась вполне себе неплохая: ощутить на себе все ужасы расовой сегрегации шестидесятых годов - отличный игровой опыт, но… лично мне хотелось бы, чтобы этому моменту уделили больше внимания - возможностей было ведь немало! Но, что есть, то есть и ничего уже не изменишь.
В целом, сюжет - это именно та составляющая, к которой меньше всего претензий и будь в ней все аспекты выполнены на таком же уровне, третья «Мафия» оказалась бы вполне себе хорошим продуктом. Но, к сожалению, ни одним сюжетом един данный проект.
Геймплей здесь… плох, очень плох. Казалось бы, вот есть приятная механика стрельбы и стелс-элементы, адекватная система укрытий, но вместе с этим есть еще и до ужаса тупой искусственный интеллект. Честно, мне казалось, что хуже, чем в последнем Deus Ex, ситуации быть не может, но вот она – Mafia III и вместе с ней новое дно… нет, даже ДНИЩЕ! Серьезно, в один момент противник не видит героя, который присел у него перед носом, и весь этот цирк происходит в разгар солнечного дня, а в другой - он просто поворачивается к нему спиной и начинает палить в совершенно другую сторону.
С полицейскими ситуация еще печальнее. Помните, как в Mafia II нам выписывали штрафы за превышение, как арестовывали за нечто более серьезное… я вам даже больше скажу, все это было и в первой части! И чем же нас радует новая игра в легендарной серии? А вот ничем: полисмены мечутся из крайности в крайность. Превысил скорость и на глазах патрульных проскочил на красный - да и хрен с ним; врезался в другую машину или не дай Бог – «Сдохни, тварь, СДОХНИ!». Хотя, может быть, все потому, что Линкольн – чернокожий?!
К счастью, среди всего этого уныния есть и небольшой проблеск креатива! Видно, что в системе распределения территорий между напарниками уделили много внимания. Захват районов происходит в два этапа. Сначала мы отжимаем парочку крупных бизнесов и распределяем их между своими подручными - в зависимости от того, кому мы что даем, нам достаются определенные бонусы. Ну а после захвата района полностью шефство над ним получает только кто-то один, сгоняя с насиженных мест предшественников. Троих наших напарников сложно назвать друзьями, поэтому за каждую пядь земли они готовы перегрызть глотку как друг другу, так и нашему чернокожему протеже.
А помните, нас пичкали обещаниями того, что уж новая-то Mafia покажет, что такое живой город. Смиритесь, нас обманули с большой буквы «Н». Город мертвее мертвого… это я о Mafia 2, в которой можно было хоть чем-то заняться: переодеться, пожрать чего-нибудь, помыть машину, заправиться в конце концов! Здесь же ничего этого нет, только установка прослушки и коллекционирование журналов с полуголыми ретро-тетками… хотя, лицезрение сисек в высоком разрешении для многих может показаться заметно более приятным времяпрепровождением, чем поедание виртуального хот-дога. Но суть мои претензии от этого не меняется. Вы можете справедливо возразить, что, дескать, и в первой части тоже открытый мир был, в сущности, декоративен и мало чем наполнен. Но позвольте вам парировать: оригинальная Mafia по своей сути и не была игрой в открытом мире в классическом понимании, но даже при этом она во многих аспектах имела заметно более качественную симуляцию жизни, ну и еще один маленький такой нюансик - это было 15 лет назад, черт возьми, уж за это-то время индустрия сумела многому научиться! Но, судя по третьей части, многие древние технологии предков были забыты, потому как тот же общественный транспорт, который исправно работал в первой части, в новой игре отсутствует как класс.
Кто-то скажет, что вся эта фигня с наполненностью мира вторична и в первую очередь определяющие значение имеют основные и второстепенные миссии. И, в общем-то, будет прав! Но, вот незадача, с миссиями все тоже очень и очень плохо.
Реально интересны и хоть как-то разнообразны только задачи по устранению лейтенантов и капо нашего главного антагониста. Но это лишь десятая часть, остальные 90 процентов времени мы занимаемся однообразной рутиной: какой бы мы бизнес не пытались отжать, какой бы район не пытались захватить, везде практически идентичная схема - допросить пару бандитов, убить пару громил, разгромить пару магазинов, трейлеров или еще чего-то там. Возможно, память меня подводит, но, кажется, даже во второй части «Крёстного отца» все было не так уныло… даже в первой.
И, что характерно, я вам рассказал об основных задачах, второстепенные же вообще практически полностью состоят из: отправляйся туда-то, угони то-то и езжай на этом в другой конец карты. На этом все. Кстати, с одной из таких миссий у меня был эпичный фэйл: я раза три приезжал за катером, а его там попросту не было. И вряд ли подобная проблема носит единичный характер. Кстати, общение с персонажами, которые выдают вам эти самые второстепенные задания, разработчики элементарно не доделали: по диалогам становится ясно, что в первоначальной задумке они должны были сопровождаться какой бы то ни было кат-сценой, но вместо этого мы видим двух болванчиков, стоящих друг напротив друга - в один момент главный герой спрашивает собеседника, что это он там рисует, тогда как собеседник тупо стоял перед ним в практически пустой комнате.
Последнее, к чему хотелось бы придраться - технологическая часть. Начнем с того, что графика в игре просто отвратительная - это факт, с которым вряд ли кто-то поспорит. И для игры, относящейся к серии Mafia, это попросту непростительно: первая часть в год своего выхода была революционной, вторая касательно визуальной части тоже в грязь лицом не упала, а физика так и вовсе поражала. Третья – настоящий «гадкий утенок»: на подгрузки текстур, которые происходят на твоем же автомобиле, без слез не взглянешь, прибавьте к этому отвратительные дергающиеся тени, скачущие текстуры и отвратительное небо и получите полную картину того, как не должны выглядеть игра в 2016 году.
Что характерно, особенно уродливо все выглядит именно днем, ночью же изображение принимает вполне удобоваримый вид. При смене дня и ночи нередко возникает ощущение, что перед нами две разных игры. В общем, мистика, да и только.
А знаете, с чем еще всегда ассоциировалась Mafia? Конечно же, с автомобилями! Неужели разработчики из студии Hangar 13 и в этом облажались?! О, да, и еще как. Только лишь управление автомобилем вызывает хоть какое-то удовольствие. А вот физика повреждений примитивна до безобразия – ну, серьезно, столкновение лоб в лоб на скорости 100 миль в час действительно приводит к царапине на капоте… и даже фары не разобьются? Я, конечно, понимаю, что в 60-х машины были покрепче современных, но чтобы настолько.
Вердикт
Короче говоря, за какой элемент не возьмись, везде все делалось спустя рукава, без малейшего внимания к деталям и хоть какого-нибудь креатива. Разработчики не только не привнесли нового, они еще и упразднили то, что было в предыдущих частях. Единственное, что не вызывает огромного количества вопросов, так это саундтрек, но собрать хиты того десятилетия – не такая уж и трудная задача. Можно похвалить и сюжет… вернее кат-сцены, которые достаточно интересны как в плане подачи, так и режиссуры – еще бы заполнить пробелы между ними нормальным геймплеем, да с «человеческой» графикой, и в Mafia III заиграла бы совершенно иными красками. Эх, мечты, мечты.
Итоговая оценка: 3,5 балла из 10.