24 настольные игры, в которых можно разобраться за один вечер
У геймеров есть отзывы в Steam, у киноманов - Metacritic и «томаты», а кого спрашивать про настолки, непонятно. На профильных сайтах и в блогах редко вспоминают игры для новичков, поэтому приходится полагаться на мнение консультантов в магазинах.
Советы продавцов, к их чести, скорее полезны, но ограничены ассортиментом конкретной торговой точки. Поэтому мы решили написать полноценное руководство по выбору игры, подходящей именно для вашей компании. В финальный список вошли двадцать четыре настолки - простые и сложные. Все они переведены на русский язык и доступны в розничной продаже, так что найти их легко. Но сначала - три важных совета.
ТРИ ЗАПОВЕДИ НАСТОЛОК
- Не верьте магии франшиз. Вы любите Resident Evil, комиксы Marvel или, например, «Метро 2033». Хотите увидеть в игре знакомых персонажей? Увы, скорее всего, вам достанется посредственная игра. По «Игре престолов» есть и хорошие, и заурядные настолки. Сериалу Battlestar Galactica. напротив, очень повезло. Качество настолки зависит от опыта авторов и репутации издателя гораздо больше, чем от громкого названия.
- Подумайте, с кем будете играть. Настолки - социальное хобби. Вам потребуется хотя бы один товарищ, готовый потратить от часа до целого дня на тасование карт и перемещение фигурок. Честно спросите себя, готовы ли ваши друзья сажать грядки в «Агриколе», всем ли понравится игра про зомби? Наберётся ли толпа желающих на игру, которая требует шестерых участников? Если нет подходящей компании, даже самая классная настолка будет собирать не друзей за столом, а пыль на полке.
- Будьте терпеливы и запаситесь временем. Вам придётся разобраться в правилах и быть готовым разъяснять нюансы. Просить остальных почитать про игру заранее бессмысленно, уж поверьте. Не верьте цифрам на упаковке: на первую партию в приличную игру вас уйдёт минимум на час больше обещанного. Если времени нет, ограничьтесь простыми играми. В правилах настолок на большую компанию реально разобраться на ходу.
Статья не резиновая, поэтому многие значимые игры («Колонизаторы», «Манчкин», перехваленная «Монополия») не войдут в этот список. Мы старались включать в него не самые известные, но хорошие игры, что знакомят с популярными механиками и не надоедают после десятка партий.
СВОБОДНЫЕ АССОЦИАЦИИ
Игру в загадки и «Крокодила» мы знаем с детства. Современные версии этих игр ничем, за исключением пары нюансов, не отличаются от классики: используя несколько слов (или вообще без них), вы должны донести до остальных некое послание. В ход идут не только карточки со словами (как в Activity и Alias), но и шикарные иллюстрации. Игры в ассоциации равно пользуются любовью у мальчиков и девочек, а заодно поддерживают много участников. Если вы прощупываете почву и ищете новых игроков в свою компанию - захватите коробку на вечеринку.
«Кодовые имена». На столе выкладывается квадрат 5x5 из карточек со словами, и игроки делятся на две команды. Капитаны команд должны с помощью коротких ассоциаций подсказать часть выложенных слов своим соратникам - раньше, чем соперники отгадают свои. Ошибки и неточности передают ход другой стороне. «Диксит». Невероятно красивая французская игра с сюрреалистичными иллюстрациями. Игроки по очереди дают ассоциации на картинки и должны стремиться к тому, чтобы отгадывали как можно меньше участников (но хотя бы один). Счёт идёт на очки, но фишка не в победе, а в самом процессе.
«Мистериум». Очень похож на «Диксит», но более тематичен. По сюжету, с медиумами пытается связаться призрак, ставший свидетелем убийства. Сообщить подробности можно с помощью карт ассоциаций. Призрак обязан молчать, медиумы могут совещаться и должны в итоге определить место преступления, виновника и орудие убийства.
ВМЕСТО «МАФИИ»
«Мафия» - это всегда бурные эмоции, споры и драматичный финал, но у этой популярной игры есть свои недостатки. Важные решения (куда стрелять, кого проверять) приходится принимать, опираясь только на характер участников и их поведение. Убитые мафией вынуждены скучать до начала следующей партии. Есть игры, лишённые этих недостатков, но всё ещё напоминающие по духу знаменитую салонную игру. Они отлично подойдут для большой компании на празднике и не требуют наличия ведущего. Стрелять по «мирным жителям» можно, основываясь на действиях, а не только словах.
«Сопротивление». Повстанцы сражаются с тоталитарной империей, но в её рядах действуют шпионы. На каждую миссию общим голосованием собирается команда. Затем её члены тайно выбирают исход миссии. Агенты правительства могут провалить миссию, а могут завоевать доверие ради права на следующие ходы. Для успеха революционеры должны успешно выполнить три задания из пяти.
«Находка для шпиона». Всем участникам игры раздают по карточке. На всех, кроме одной, нарисовано какое-то место: больница, овощебаза или космическая станция. На последней карточке нарисован шпион. Затем игроки по очереди задают друг другу любые вопросы («Куришь ли ты на работе?», «Как тебе наш директор?»). Задача «мирных жителей» - вычислить шпиона. Задача шпиона - понять, где он находится. «Цитадели». Это уже не совсем «Мафия», но здесь тоже есть тайные роли. Цель игры - построить самые богатые кварталы в городе, собрав нужные суммы монет и найдя хорошие карты со зданиями в колоде. Каждый ход игроки разбирают роли из общей колоды и могут изрядно напакостить друг другу: украсть монеты, лишить хода, снести квартал-другой.
НЕМНОГО БЕЗУМИЯ
В этом списке - игры, со стороны кажущиеся немного неадекватными. Всю партию вы будете совершать аморальные поступки и не столько стремиться к победе, сколько мешать остальным добиться хоть чего-нибудь. Подойдут и пьяной, и трезвой компании весёлых и не обидчивых ребят. С детьми в такое играть не стоит: тут и чёрный юмор, и алкоголь, и кровь-кишки во все стороны. Правила уже посложнее, чем в играх выше, но их всё ещё можно понять на лету.
«Эпичные схватки боевых магов». Коротко о сеттинге: мультсериал про Hearthstone и Magic: the Gathering на канале Adult Swim. Колдуны собирают заклинания из трёх частей, шарашат друг по дружке файерболами из младенцев и снимают скальпы. За комбинации стихий и удачные броски кубика колдуны получают дополнительные заряды бодрости и могут разжиться артефактами разной степени бесполезности.
«Таверна «Красный дракон». Представьте себе финал классического фэнтези. Герои победили страшное зло и уносят в мешках заработанное золото. Что делать дальше? Конечно же, пропить его в таверне! Выбирайте персонажа (полурослик-плут, храбрая паладинка и прочая, и прочая, каждый со своими сильными и слабыми сторонами) и следите за состоянием его здоровья, уровнем опьянения и монетами в кошельке. Цель - остаться последним героем, устоявшим на ногах.
«За бортом». После кораблекрушения вы оказываетесь в шлюпке и вместе с такими же горемыками пытаетесь доплыть до большой земли, попутно воруя вещи из общего сундука, сражаясь за воду и право сидеть под зонтиком. В игре можно красть, шантажировать команду, бить женщин и детей, кормить акул и даже поедать неугодных товарищей.
НА ДВОИХ
Не самый частый, но регулярный запрос. Все игры выше подходят для большой компании: от четырёх человек и больше. А если вас только двое? Некоторые игры позволяют играть впятером, но раскрываются именно при игре один на один. Игра вдвоём - это всегда игра на победу, пусть маленькое, но соревнование. Счёт идёт на очки или до уничтожения сил соперника. Я намеренно не включал сюда коллекционные карточные игры и вар-геймы, хотя по смыслу они именно в этой категории. Она самая тесная: очень много игр здесь не поместилось, потому что они могут оказаться сложными для новичков (например, Netrunner или Mage Wars).
«Каркассон». Бессмертный хит про замки и крестьян лучше всего играется именно вдвоём. Ход за ходом вы по принципу домино составляете из квадратов местности средневековый пейзаж, попутно занимая дороги и постройки своими фишками. За достроенные объекты вы получаете очки. Можно и нужно саботировать строительство противника и пытаться разделить с ним самые «вкусные» замки.
«Звёздные империи». Динамичная колодостроительная игра: начиная с карт простеньких истребителей, вы будете собирать в колоду всё новые и новые корабли, нападая с ними на соперника. Карты принадлежат четырём фракциям: одна лучше атакует, другая лечит, третья позволяет добирать карты, четвёртая - избавляться от ненужных. С двумя коробками игры можно играть против «босса», управляемого нехитрым алгоритмом.
«Стальная арена». В далёком будущем на шестиугольной свалке каждую пятницу собираются роботы и выясняют, у кого титан крепче. Детали валяются повсюду: это и оружие, и броня, и возможности для хитрых передвижений по арене. Каждый модуль - это очко здоровья, и удачная атака лишает противника части возможностей. Модули могут перегреваться и выходить из строя. Полные правила исключают из игры влияние фактора случайности: всё зависит от вашего ума и хитрости.
КАРТОЧНЫЕ ИГРЫ
Если любите Hearthstone и «Гвинт» - вы уже фанат настольных игр. Не поленитесь ознакомиться с классикой (в первую очередь Magic: the Gathering). Но сейчас мы говорим о неколлекционных играх, интересные и сложные механики есть и в обычных карточных настолках. Значительная часть из них никогда на русский язык не переводилась, но есть приятные исключения. Скорее всего, вам понадобится такой же фанат - со случайными людьми в карточные настолки играть попросту скучно. «Берсерк». Безвременно почившая карточная игра всё ещё прекрасна. Не нужно покупать бустеры - в продаже до сих пор встречаются наборы с несколькими готовыми колодами. Игровой процесс напоминает боёвку King’s Bounty: перемещение по небольшой арене, удары, активации способностей. Новая инкарнация коллекционного «Берсерка» - уже совсем другая игра, этакий настольный Hearthstone. Она тоже интересная, но в наш список не войдёт.
«Эволюция». Выживает сильнейший! В этой игре вы создаёте популяции животных и добавляете им полезные свойства - всё, чтобы пережить холодную зиму. Количество животных ограничивается размером кормовой базы и хищниками, которых создают сами игроки. А съеденная вашими зверями пища превращается в победные очки. Важно! У этой игры есть две версии, и я строго рекомендую играть в доработанную - «Эволюция. Естественный отбор», она превосходит первую версию и оформлением, и механикой.
Pixel Tactics. Настольная jRPG в миниатюре. Вы расставляете пиксельных человечков на поле 3x3 и атакуете вражеского лидера до победного конца. Игра помещается в кармане, но поражает разнообразием. Каждая карта может быть разыграна пятью разными способами: как лидер, как боец первого ряда, фланга или тыла или же как одноразовое событие-приказ. Второй набор Pixel Tactics 2 полностью самостоятелен и добавляет в игру новых бойцов.
ЕВРОПЕЙСКАЯ ШКОЛА
Европейский (или немецкий) стиль - это, как правило, экономическая игра, где нельзя воевать и вообще вредить противникам напрямую. В ходе партии вы добываете ресурсы, меняете их на товары и победные очки, строите домики. Огород соседа поджечь не выйдет, но конкуренция в таких играх очень сильная. В «Агриколе» игрок даже получает штраф, если не засадит все клетки овощами или не построит там загоны для скота.
Евроигры обычно оформлены куда скромнее американских настолок, но зато требовательнее к интеллекту. Если вы любите градостроительные симуляторы и стратегии вроде Stronghold, обратите внимание на эти игры.
«Каменный век», или «100 000 лет до нашей эры» в предыдущей редакции. Вам достаются пятеро лохматых человечков. Можете отправлять их за деревом, глиной и камнями, а потом строить домики, точить инструменты и охотиться на мамонтов, изобретать колесо. И, конечно, заходить в хижину вдвоём, а выходить уже втроём. Игра очень красивая, особенно фишки ресурсов - маленькие золотые слитки, кирпичики и камни.
Ticket to Ride. На огромной карте (чаще всего Европы или США, но их вышло уже очень много) вы по очереди выкладываете цепочки из вагончиков - или добираете карты, если не хватает на маршрут. Маршруты требуют доставить пассажиров из Москвы в Рим. из Лос-Анджелеса в Нью-Йорк, но путей на всех не хватит - придётся ставить станции и прощаться с частью победных очков.
«7 чудес». Главная механика этой игры - драфт. Трижды за игру вы получаете стопку карт с постройками, выбираете лучшую и передаёте остальные соседу. Другой сосед передает вам свою стопку. И так далее. Здания требуют ресурсов, но при строительстве они не тратятся: если у вас есть карьер, камень не заканчивается. Можно уйти в науку или военное дело и получить дополнительные очки.
А ЕСЛИ ПОСЛОЖНЕЕ?
Если вы уверены в себе и своих друзьях, можете начинать сразу с серьёзных игр, но и тут лучше выбрать что-то быстрое. Примерно раз в год-два появляется новая игра со всеми достоинствами масштабных «монстров», только её можно разложить за час-полтора. Axis & Allies, Descent, Race for the Galaxy - увлекательные игры, но я бы не советовал начинать знакомство с настолками с чтения их правил. Игры в списке ниже прекрасно реализуют подобные механики, почти не теряя в глубине. Разбираться всё равно придётся, но уже после первой партии вы поймёте почти все нюансы.
«Генералы: Вторая мировая». Быстрая и в то же время очень вдумчивая игра про сороковые годы прошлого века. Шесть сторон конфликта, каждая с уникальной колодой действий. Единственный минус - в игре должны присутствовать все фракции, поэтому, если игроков меньше, кому-то придётся думать за двоих.
«Подземелье». Серия приключенческих игр. Персонажи растут в уровне, находят ценные вещи и выполняют квесты. Гуляя по случайно сгенерированной карте, они получают очки славы и риска. Последние работают против игрока - соперники могут во время особой фазы насылать на него всяческие беды. В отличие от «Манчкина», это не случайный процесс: рисковать или нет, герой решает сам.
«Кубарем по галактике». Доступная версия сложной карточной настолки. Разноцветные кубики-рабочие могут колонизировать миры, продвигать улучшения и торговать редкими товарами, но нуждаются в чутком руководстве. Для успеха нужны чёткий план и интуиция: за один ход можно задействовать лишь одну группу рабочих, а чтобы использовать остальных, придётся угадать ход противника.
ХАРДКОР - ЗНАЧИТ ХАРДКОР!
Тем, кто всегда выбирает высшую сложность в видеоиграх, настольные могут предложить настоящие испытания. Обычно никому не рекомендую начинать с хардкора, но знаю слишком много счастливых историй, в которых «настольное» хобби начиналось с самых сложных игр. Сажать новичков за игру с тридцатистраничным буклетом правил, конечно, не лучшая идея, но одни настолки подходят для этого лучше, чем другие. Все игры в этой группе были опробованы мной на полнейших новичках, и «жертвы» всегда оставались в восторге.
«Игра престолов». В землях Вестероса бушует Война пяти королей! Возглавьте один из Великих домов и приведите его к победе, взяв по очереди семь крепостей. В игре нет кубиков - полагаться можно только на расчёт и дипломатию. Случайные события включают смену правителя на Железном троне, вторжение одичалых и пополнение армий - просто так клепать солдат не получится.
«Древний ужас». Лучшая настолка по мирам Лавкрафта, современная версия известного «Ужаса Аркхэма». По всему миру происходят странные события, и лишь немногие понимают, что это знаки, предвещающие явление древнего зла. Вы (совместно с другими сыщиками) должны разгадать три тайны и запечатать врата между двумя реальностями.
«Мёртвый сезон». Перед вами «Ходячие мертвецы» в формате настольной игры. Вы живёте в замерзающей колонии в бывшей тюрьме, и каждый день - это борьба с голодом, холодом и тысячами живых мертвецов. В игре множество сценариев и случайных событий, делающих каждую партию непохожей на остальные. Вы управляете не одним выжившим, а сразу группой. Есть возможность игры с предателем.
***
Пусть этот список вас не ограничивает. Если настольные игры вам интересны - ищите сайты, где обретаются ваши единомышленники. В первую очередь это «Тесера», крупнейшее русскоязычное сообщество, и boardgamegeek.com - главный мировой портал о настольных играх. На обоих сайтах есть рейтинг игр, постоянно появляются статьи и сведения о новинках, красочные описания партий.
Настолки - это море веселья, и мы только наметили маршрут для вашего круиза. Счастливого пути!