Рецензия на аниме «Путевые заметки о поездке в Иокогаму за покупками» / Yokohama Kaidashi Kikou
Наступил рассвет двадцать седьмого дня девятой луны. Ты ещё ведешь тихий разговор, и вдруг из-за гребня гор выплывает месяц, тонкий и бледный... Не поймёшь, то ли есть он, то ли нет его. Сколько в этом печальной красоты! Как волнует сердце лунный свет, когда он скупо точится сквозь щели в кровле ветхой хижины!
Сэй Сёнагон
Сэй Сёнагон
Недалёкое (далёкое) будущее. Последние выжившие люди скрываются в пещерах (подземельях/руинах) от злобных роботов (мутантов/зомби/пришельцев) (нужное подчеркнуть). Классическая завязка для жанра «постапокалипсис». И если речь в таком произведении заходит хоть о каком-то обществе, а не о странствиях героев по пустынному миру, то практически всегда найдётся место и для «антиутопии». Иначе говоря, подавляющее большинство авторов полагает, что после глобальной катастрофы жить мы будем так себе. О вероятности сценариев апокалипсиса разговор отдельный, здесь же мы их примем как некоторую данность сюжета.
Вот и в этом аниме большая часть Японии оказалась под водой, высокие технологии практически утрачены. Государства разрушены, а в небесах, символом былого величия, парит гигантский самолёт, который никогда не сможет сесть. Дороги постепенно зарастают и уходят под воду. В общем, классическая картина апокалипсиса. Вот только…
Да, действительно, вот только обыденная жизнь девушкиандроида Хацусено Альфы совершенно не похожа на выживание на обломках цивилизации. И пистолет, оставленный ей хозяином, не более чем памятная вещь. Стрелять из него, похоже, просто не в кого.
Но не будем забегать вперёд, читатель. Итак, после глобальной катастрофы, в результате которой большая часть Японии оказалась под водой… Впрочем, здесь не будет ни героев, ни врагов. Тут, в общем-то, и действия как такового нет, просто ряд коротких зарисовок из жизни, связанных общими героями, чем-то напоминающих гравюры уки-ё, повседневный мир, в котором течёт обычная жизнь. Так что начнём рассказ мы по-другому. Главная героиня аниме – неунывающая девушка-андроид Хацусено Альфа, она живёт в маленьком кафе, доставшемся от её хозяина. Уходя, он оставил ей пистолет – вещь в мире «Иокогамы» достаточно бесполезную, поскольку защищаться здесь не от кого, а в борьбе с ураганом пистолет не поможет. Так что для Альфы оружие имеет ценность лишь как память о хозяине. Впрочем, и он о ней не забывает; в одной из серий он пришлёт Альфе фотокамеру, вещь очень человеческую. Не совсем понятно, зачем она андроиду, так что это скорее некий символ, передающий дух этого аниме. «Иокогама» вещь очень «японская», созерцательная. И в этом плане эпизод с камерой очень ярок – Альфа ищет повседневную красоту вещей, которую не замечают другие, но не может её сохранить, кроме как в памяти и чувствах. Визуальное воплощение принципа «моно-но аварэ», печального очарования вещей, восхищения красотой в обыденном и в то же время грусти от осознания её преходящести.
Это не мешает Альфе жить обычной жизнью – варить себе по утрам кофе, общаться с соседями, ездить на рынок. Кафе «Альфа» явно уже утратило первоначальное предназначение, ибо гости в той глуши крайне редки. Теперь это скорее клуб по интересам. В нём частенько собираются соседи во главе с местным старейшиной, владельцем бензоколонки, которого Альфа называет дядюшкой, чтобы обсудить жизнь, выпить того же кофе, ну а если повезёт, вечером послушать игру на лунной цитре.
Иногда мирное течение жизни нарушают разные неприятности, вроде некстати попавшей молнии. Впрочем, молния – дело поправимое, и вскоре мы сможем с улыбкой наблюдать, как Альфа пытается усмирить свою новую шевелюру.
В конце второй серии ураган почти разносит кафе Альфы. Но и это оказывается поводом для того, чтобы посмотреть мир вокруг и наконец навестить свою подругу Коконе.
Аниме очень короткое, всего 4 серии, каждая из которых делится на три короткие истории-зарисовки, примерно соответствующие главам первоисточника. Экранизирована лишь незначительная часть манги, так что если вам понравилось аниме – ищите мангу, она полностью переведена на русский. Что до технического исполнения – сложно что-то сказать. Классический стиль рисунка 80-х, непривычный тем, кто начал свой путь с современных вещей, но греющий душу анимешника со стажем. Интересно, кстати, что в «Иокогаме» смогли обойтись без часто встречающихся в аниме графических пиктограмм, обозначающих эмоции персонажа. Здесь чувства прекрасно передает мимика героев и музыка.
Рамки жанра научной фантастики оказываются весьма широкими. Для нас это практически синоним слова «приключения», была даже книжная серия «Библиотека приключений и фантастики». А она, оказывается, прекрасно чувствует себя в рамках повседневности.
Выше я говорил про «японскость» этого аниме, но это не значит, что оно непостижимо для среднего иностранца, наоборот, оно скорее показывает мир таким, каким видит его японец. Посмотрев «Иокогаму», вы, конечно, не станете настоящим японцем, но возможно, станете лучше понимать, зачем любоваться цветущей сакурой.