Рецензия на аниме «Фантастические дни» / Wonderful Days
Вступление
Уверена, вы согласитесь со мной, что для жанра антиутопии название «Фантастические дни» звучит, мягко говоря, иронично. Услышав его, вы, вероятно, представите что-то радужное, яркое, полное замечательных событий, счастья, радости и праздников круглые сутки. Все улыбаются, желают друг другу хорошего дня и приятного аппетита, обнимаются, приветствуют солнце и с детским любопытством, затаив дыхание, наблюдают за тем, как распускаются полевые цветы, робко раскрывая свои красивые лепестки, и тянутся к голубому небу. Спешу вас огорчить: всё как раз наоборот.
Режиссёр Ким Мун Сэнг рисует весьма неуютный мир, где идёт неприкрытое разделение на два слоя: мариане, то есть низшие, считающиеся «рабочим скотом», «крысами», и жители процветающего города Экобан, которые этими марианами управляют.
Завязка
Мы своими глазами видим дорогу, по которой едем: въезжаем в туннели, выезжаем из них, со стороны смотрим на тянущиеся вперёд провода, на ограждения и решётки по бокам. Моросит дождь, и капли его попадают в лицо, заставляют асфальт слегка блестеть, брызги вылетают из-под колёс.
Наша жизнь похожа на то же шоссе. Вы въезжаете в туннель, там темно, непривычно, сжато, ограничено. Это тёмная полоса. Но потом вы выезжаете оттуда, светит солнце, его лучи ласково касаются лица и освещают путь впереди. Это светлая полоса.
Мультипликационный фильм «Фантастические дни» – в сущности, та же дорога. Только, в соответствии с жанром антиутопии, когда вы выезжаете из туннеля, свет солнца вас не встречает, поскольку огромный слой загрязняющих веществ скрывает даже малейший намёк на его лучи.
Атмосфера
На протяжении почти всей картины не покидает тяжёлое чувство безысходности, безнадёжности и какой-то невероятной подавленности. И этому, надо заметить, в значительной степени способствуют сама атмосфера фильма и цвета: в основном тусклые, невзрачные, как бы намекающие, что ничего привлекательного в данной вселенной нет. Большинство сцен разворачивается в мрачных, тёмных помещениях, и даже когда Джей, одна из главных героинь, по совету сослуживца Кейда спускается вниз, в светлое место, чтобы насладиться празднованием, самого ощущения праздника не возникает – от слова «совсем». Люди в маскарадных масках двигаются медленно, флаги в их руках уныло обвисли, а скачущий зверь кажется неестественным, неуместным на этом празднике из-за своего радостного обличья.
Однако свет в конце того самого злосчастного туннеля всё же есть, хоть и весьма призрачный, пусть даже всякий, кто умудряется об этом свете напомнить, подвергается насмешкам. Свет этот – таинственный Гибралтар, который скептики считают несуществующим, проще говоря, не верят в него, и куда мечтатели втихаря не очень-то жаждут попасть. Всё-таки, говорят, там небо голубое каждый день!
Персонажи и линии
Главный персонаж, Шуа, однако, не из тихих. Друзья его считают, что глайдер, свой летательный аппарат, он чинит для того, чтобы отправиться в Гибралтар. Сам же Шуа, с помощью доктора Ноя, создавшего когда-то главную систему города Экобан, собирается устроить Гибралтар прямо здесь, практически не сходя с места.
В этом ему поможет Джей, девушка, знавшая его с детства, но потерявшая его из-за одной тёмной истории, события которой долгое время представали перед ней в искажённом виде. Волею судеб они встречаются снова, на этот раз - по разные стороны баррикад, и ей предстоит сделать выбор между миром, к которому она привыкла после потери, и миром, о котором с улыбкой до ушей Шуа рассказывал ей в действе. О том, где «фантастические дни» - когда небо синее-синее - случаются каждый день.
В сторону привычного мира её склоняет Кейд - тоже друг детства, ныне коллега по работе в службе защиты города, сыгравший немалую роль в той таинственной тёмной истории. Так же, как и Шуа, он влюблён в Джей и пытается удержать рядом, даже несмотря на то, что проигрывает в её глазах.
Помимо любовного треугольника, в фильме также показана и почти семейная линия. Маленький мальчик Вуди привязан к Шуа всем своим детским сердцем, восхищается им и хочет походить на него прямо как на старшего брата. И Шуа заботится о нём в ответ, хоть и ведёт себя с ним достаточно прохладно, в том числе потому, что не одобряет связи Вуди с городской шайкой. Однако в будущем Вуди предстоит совершить поступок, который заставит Шуа понять, насколько на самом деле он ценит мальчика.
Рисовка и музыка
О цветовой палитре фильма уже было упомянуто, но надо отметить, что в кадре очень удачно и необычно сочетаются рисовка и съёмка реального мира. Знаете ли вы, что погодные явления там (в основном, конечно, небо и красиво «клубящиеся» по нему облака, тень к которым дорисовывали вручную) снимали в совершенно реальном времени и мире? И туман в открывающейся сцене, кстати, тоже полностью настоящий, специально снятый для этого на плёнку. Поразило в приятном смысле слова.
Музыка в фильме всегда приходится к месту: когда надо – щекочет нервы, помогает нагнетать обстановку, когда надо – дополняет грусть и боль персонажей в то или иное время.
Вердикт
«Фантастические дни» – картина для тех, кто погряз в серых буднях, но всё ещё способен чувствовать. Тогда можно будет с головой окунуться в эту атмосферу и в конце пережить катарсис. Потому что, поверьте, оно того стоит.
Итоговая оценка: 8 баллов из 10!