Рецензия на фильм Супербратья Марио | В защиту водопроводчиков
Братья Марио — слесари-водопроводчики. Старший — степенный и рассудительный Марио Марио, младший — застенчивый и романтичный Луиджи Марио. Однажды наших героев просят ликвидировать аварию на месте археологических раскопок. Пытаясь помочь юной археологине Дейзи, которую похитила пара бандитов, Луиджи с братом оказываются в странном городе Динохаттан. Он находится на параллельной Земле-2, где динозавры не вымерли, а эволюционировали, создав свою цивилизацию.
Злодей Купа сверг здешнего короля и узурпировал власть, но поскольку Земля-2 — безжизненная пустыня, Купа мечтает объединить миры и поработить Землю-1. Для этого его племянники-придурки Игги и Спайк похищают Дейзи, которая на самом деле дочь свергнутого короля, но не знает о своём происхождении. Соединить миры может её талисман, осколок древнего метеорита. Пока Купа лелеет зловещие планы, братья Марио стараются спасти девушку из плена. Водопроводчики они или кто?..
В 1983 году Сигэро Миямото, разработчик игр для компании Nintendo, придумал первую часть Mario bros. Успехом эта игра не пользовалось, но через два года был разработан новый вариант, Super Mario bros., и вот он буквально взорвал рынок видеоигр. Потребители были в восторге, тиражи зашкаливали, Книга рекордов Гиннеса отметила заслуги Nintendo. Братья-водопроводчики стали суперпопулярными, и производители, возгордившись, решили выйти в мир кино.
Сегодня, когда в Голливуде наловчились превращать в кино всё что угодно, экранизацией видеоигр никого не удивишь. Но в начале 1990-х сама идея выглядела дерзкой и неожиданной. Создатели Super Mario bros. рассудили, что кино — область довольно специфическая и они в ней ничего не смыслят. А потому надо оставить лишь имена братьев и их профессию, а в остальном дать сценаристам больше творческой свободы.
Ох, если бы они умели заглядывать в будущее, то смекнули бы: к первоисточнику надо относиться бережнее. Нет никого страшнее обиженных фанатов. «Средний фильм, мало изуродована до неузнаваемости», «сценарий слишком туп», «сценаристы игру в глаза не видели», «большой экран всё исковеркал», «такого убожества я давно не видел», «полный провал» — это ещё самые интеллигентные отзывы, которые получил фильм.
Но на самом деле он вовсе не так плох, как принято считать. Эд Соломон, будущий сценарист «Людей в чёрном», придумал логически непротиворечивый сюжет, в который вписал приключения братьев-сантехников в странном мире людей-ящеров. Дэвид Снайдер, художник-постановщик, вошедший в историю благодаря «Бегущему по лезвию», выстроил на заброшенном цементном заводе декорацию удивительного города — дребезжащего, мигающего, снизу доверху поросшего грибами и увитого плесенью. Его Динохаттан — нечто среднее между детским аттракционом «Автодром», «блошиным рынком» и мусорной свалкой. Джозеф Порро, художник по костюмам (через три года его взяли в кома-нду «Дня независимости»), одел жителей города в незабываемые эклектические наряды, которые свели бы с ума любого поборника дресс-кода. А музыку ко всему этому написал замечательный композитор Алан Сильвестри («Назад в будущее», «Форрест Гамп»).
Актёры Боб Хоскинс и Джон Легуизамо, изображающие братьев, легко вписались в предлагаемые безумные обстоятельства. А в череде злодеев, сыгранных Деннисом Хоппером, узурпатор Купа с его хищными «змеиными» дредами далеко не худший. Быть может, он и уступает Фрэнку Буту из «Синего бархата», но куда колоритнее маньяка Ховарда Пэйна из «Скорости». Удались и эпизодические персонажи, в том числе суетливый племянник Купы (Фишер Стивенс) и брутальная толстуха Большая Берта (Франческа Робертс). Жаль только, что Лэнс Хенриксен, упомянутый в титрах как исполнитель роли короля, появляется лишь на десять секунд с репликой «Люблю водопроводчиков!».
Картина, конечно, провалилась (затраты с трудом удалось окупить за счёт мирового проката и продаж DVD), но в узких кругах всё ещё популярна. В кругах тех, кто не интересуется играми и избежал сравнения киноверсии с оригиналом. Кроме того, фильм по достоинству оценивают зрители с хорошим чувством юмора. Если не относиться к этой ленте чересчур серьёзно, без труда заметишь в ней лёгкий привкус постмодерна. Случайно ли миниатюрная ходячая бомбочка рекламирует известную фирму, производящую кроссовки, а солдаты-гумбо в длиннополых коричневых шинелях вдохновенно танцуют под вальс из «Доктора Живаго»?
Наукообразные рассуждения в прологе не должны никого одурачить. Несмотря на отдельные атрибуты научной фантастики (вроде параллельных миров или оружия «деэволюции», с помощью которого злодей Купа на два десятилетия превращает отца Дейзи в заросли плесени), к этому жанру кино никакого отношения не имеет. Это волшебная сказка, где есть заколдованный король, коварный самозванец, пленённая принцесса и благородный молодой рыцарь, спасающий девушку. Только у рыцаря вместо доспехов — спецовка, а вместо шпаги — разводной ключ на семь.