Новость из категории: Информация

Чужой в каждом из нас: как фильмы о чужом изменили кино и игры

Чужой в каждом из нас: как фильмы о чужом изменили кино и игры

Судить о месте фильма в истории можно только через много лет после его выхода. Если его идеи живы, если ему подражают, пытаются повторить его или поспорить с ним — значит, создателям удалось вложить в культуру ещё один кирпичик. Фильмы о Чужом — как раз из таких. Идеи, образы, дизайн и героев «Чужого» и «Чужих» растащили по своим проектам толпы других творцов. Теперь в каждом космическом ужастике, будь то фильм или игра об инопланетных монстрах, таится маленькая частица Чужого, готовая вырваться наружу.

БИОМЕХАНИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН ГИГЕРА КОПИРУЮТ ВСЕ

Первый «Чужой» получил всего одну премию «Оскар», но самую заслуженную — за работу художника. При всём уважении к Дэну О’Бэннону и Ридли Скотту, фильм едва ли стал бы таким влиятельным, если бы не больное воображение Ганса Руди Гигера. Жуткие и отвратительные работы швейцарца, по идее, должны были остаться уделом горстки фриков, желающих странного. Но благодаря «Чужому» фантазии Гигера увидел весь мир. Ужаснулся, впечатлился — и захотел ещё.

Для самого Гигера вершина так и осталась непревзойдённой. Его не раз приглашали работать в кино, но почти всегда неудачно. Монстры, придуманные им для «Полтергейста 2», попали на экран сильно переделанными, а наброски для фильмов «Сверхновая» и «Бэтмен навсегда» вообще не использовали. Но дух Гигера зажил в массовой культуре независимо от него. Десятилетиями другие художники пытались повторить коктейль из секса и насилия, идеальных форм и жуткой неестественности, который делал Чужого неповторимым. Неиспользованные наброски Гигера обрели воплощение в «Прометее», его страшные работы с пронзёнными телами вдохновляли создателей фильма «Сквозь горизонт». Хищник, главный конкурент Чужого, был создан Стэном Уинстоном сразу после работы над «Чужими» Кэмерона и во многом похож на «старшего брата».

Чужой в каждом из нас: как фильмы о чужом изменили кино и игры
Боссы из приставочных игр Contra Hard Corps и Ecco the Dolphin, явно вдохновлённые Чужим

Особенно густо Гигер наследил в видеоиграх, хотя, по иронии, сам работал только над серией Dark Seed. Но и без его участия биомеханический дизайн торжественно шагал по космическим боевикам. Инопланетные корабли с коридорами из живой плоти и шипастых рёбер постоянно появляются в серии Contra, в XMultiply и даже в Streets of Rage. Боссы в Ecco the Dolphin, R-Type, Mega Turrican и The Astyanax настолько отдают Чужим, что Гансу впору было требовать авторских отчислений. Продолговатые безглазые головы, двойные челюсти, ребристые тела явно выдают его влияние. «Чужого» заставляют вспомнить и зерги в StarCraft с их ульями и манерой покрывать свою среду обитания «оползнем», и некроморфы из Dead Space — их создатели открыто признают, что подражали фильмам Скотта и Кэмерона.

Чужой в каждом из нас: как фильмы о чужом изменили кино и игры
Scorn: Гигер встречает Кроненберга на даче у Лавкрафта

Гигер уже три года как умер, а дело его живёт. В 2017 году выходит шутер от первого лица Scorn. Его трейлеры смотрятся так, будто швейцарец вернулся с того света, забрался в тело дизайнера Scorn и вырвался у него из груди, чтобы водить окровавленной рукой по планшету. Честно говоря, мы бы даже не удивились.

Чужой в каждом из нас: как фильмы о чужом изменили кино и игры
Лицехваты послужили образцом для хэдкрабов в Half-Life и метроидов, давших название серии Metroid

РИПЛИ СОЗДАЛА МОДУ НА СИЛЬНЫХ ГЕРОИНЬ

Как-то раз комиксистка Элисон Бекдел нарисовала стрип про лесбиянок, обсуждающих кино. Одна из них заявляла, что смотрит только фильмы, отвечающие трём правилам: в них не менее двух значимых героинь, между ними есть хоть один диалог, и говорят они не о мужчине. Начавшийся как шутка, тест Бекдел превратился в серьёзную проверку на равноправие полов в кино. Есть целые сайты, где фильмы анализируют по тесту Бекдел. С недавних пор выполнения этих трёх правил требуют от режиссёров, желающих получить грант от фонда «Евримаж».

При чём тут всё это? А при том, что в комиксе примером фильма, способного пройти тест Бекдел, был именно «Чужой». Героине стрипа понравилось, как Рипли и Ламберт обсуждали космического монстра.

В оригинальном сценарии Дэна О’Бэннона все шестеро членов экипажа были мужчинами, и когда продюсеры Гайлер и Хилл сделали двоих женщинами, Дэн негодовал. Но именно благодаря замене всё так здорово сработало: сценарий не давал Рипли скидок на пол. Ей приходилось выполнять мужскую работу и выживать при столкновении с Чужим, как выживал бы любой.

Чужой в каждом из нас: как фильмы о чужом изменили кино и игры
Сигурни Уивер — первая актриса, номинированная на «Оскар» за главную женскую роль в фантастическом боевике

Рискнём предположить, что, если бы персонаж изначально задумывался как женщина, её по традиции изобразили бы очередной «финальной девушкой», «королевой крика», юной и сексуальной жертвой. А Рипли… Рипли была одной из нас, простой тёткой, которая попала в непростые обстоятельства и проявила себя по-геройски. Идеально подобранная на роль Сигурни Уивер с её ростом 182 см и массивной челюстью довершила образ амазонки из рабочего класса, с которой шутки плохи.

Чужой в каждом из нас: как фильмы о чужом изменили кино и игры
Героини «Прометея» и «Гравитации» напоминают Рипли даже внешне

Рипли задала своим последовательницам определённый эталон. Сильных героинь в фантастике теперь сравнивают или с ней, или с Сарой Коннор. Тут стоит напомнить, что в первом «Терминаторе» Сара была «девицей в беде», а воительницей стала в «Судном дне». А его Джеймс Кэмерон снял после того, как поработал с Сигурни Уивер в «Чужих», где сделал её героиню ещё круче. Рипли часто копируют даже внешне. Нуми Рапас в «Прометее» и Сандра Буллок в «Гравитации» напоминают её чертами лица, одеждой, причёсками. Видишь рыжеватую даму чуть за тридцать в белой майке и трусах или в скафандре — и сразу ясно, что такая даже в открытом космосе выживет из чистого упрямства.

В последние годы набирает моду другой типаж сильной героини: очень серьёзной, преследуемой своим прошлым и непременно с бритой головой, как Фуриоза в «Дороге ярости» или Одиннадцатая в «Очень странных делах». Тут мы бы сказали «Что ж, новой эпохе — новые героини»… не будь это просто более поздняя Рипли, из «Чужого 3».

СКОТТ ВОЗВЕЛИЧИЛ ЖАНР КОСМИЧЕСКИХ УЖАСОВ

У «Чужого» были предтечи, которых исследователи кино не устают выискивать. Дэвид Кроненберг, к примеру, считает, что Скотт и компания многое содрали с его ужастика «Судороги». Сценарист «Чужого» О’Бэннон уже воплощал историю про монстра на корабле в «Тёмной звезде». Чудовище осаждало космонавтов в «Запретной планете», «Планете вампиров», первой версии «Нечто» 1951 года. Вот только в «Судорогах» и «Нечто» не было космоса, «Запретная планета» не ужасы, а «Тёмная звезда» вообще комедия. Ни один из этих фильмов и рядом не стоит с «Чужим», с его величественным атмосферным ужасом, непостижимым и в то же время научно убедительным монстром, основанным куда больше на реальной биологии, чем на ранее существовавших фильмах.

Космические ужасы до «Чужого» — это почти всегда фильмы категории «B», простое и дешёвое развлечение. Посмотрите первую версию «Нечто», снятую в 1951 году, и вместо загадочного монстра вы увидите здоровяка в резиновой маске, похожего на Носфератукультуриста. После «Чужого» фильмы ужасов про пришельцев и космос стали дорогими и качественными, а порой и претендующими на звание искусства. Новая, куда более зрелищная экранизация «Нечто» от Джона Карпентера получила финансирование во многом благодаря успеху «Чужого». И неблагодарный Кроненберг едва ли смог бы вволю снимать свои извращённые фантазии вроде «Мухи» за солидные бюджеты, не будь перед глазами у студий истории успеха Скотта.

Чужой в каждом из нас: как фильмы о чужом изменили кино и игры
«Пекло», «Живое», «Риддик»: три из множества фильмов, подражающих серии про «Чужого»

Скоро уже сорок лет, как Голливуд пытается повторить формулу «Чужого». Эти попытки подарили нам много неплохих фильмов — «Сквозь горизонт», «Пекло», «Сфера», «Пандорум», «Чёрная дыра», «Риддик», «Европа», а буквально в 2017 году — «Живое». Но ни один из них не стал вторым «Чужим». Успешнее прочих потягаться с фильмом Скотта на поле космических монстров смог… его собственный сиквел, «Чужие». Да и тот, строго говоря, не хоррор, а боевик.

В КИНО ВСЕ УВИДЯТ ТВОЙ СЛОГАН

Название фильма Alien (буквально «Пришелец»), если подумать, не очень-то удачное. Выделиться картине помог мощный слоган. Маркетологи перебрали и отвергли унылые варианты «Приготовьтесь», «Вселенная содрогнётся» и «Никому нельзя даже воображать тварь, которая сюда направляется», и наконец копирайтер Барбара Гипс придумала слоган «В космосе никто не услышит твой крик». Теперь его считают чуть ли не лучшим в истории кино, и все стараются придумать что-то столь же зловещее. «Прятаться в людях теплее всего», «Последний человек на Земле не один» и «Живи. Умри. Повтори» — пожалуй, самые удачные попытки.

КЭМЕРОН ДАЛ НАМ МОРПЕХОВ И ВЕРУ В СИКВЕЛЫ

Серия про Чужого — один из редких случаев, когда сиквел стоит не ниже, не выше, а точно на уровне оригинала. Кто справился лучше, Скотт или Кэмерон, — спор неразрешимый. «Чужой» — великий фильм ужасов, который подарил нам ксеноморфа. «Чужие» — великий боевик, и у него своё самостоятельное влияние.

Чужой в каждом из нас: как фильмы о чужом изменили кино и игры
Морпехи из «Чужих» и десантники из «Звёздного десанта»: найдите 10 отличий

Простые земные солдафоны против роя инопланетных чудищ, управляемого коллективным разумом. Знакомая картина, правда? Позже мы это увидим в десятках, сотнях игр, в StarCraft, в Doom, в той же Contra, это основная идея мира Warhammer. Кэмерон показал подобный конфликт далеко не первым, до него такое описывали многие. Лучше всех — Хайнлайн в «Звёздном десанте», который Кэмерон заставил всех актёров прочитать перед съёмками. Но когда дело дошло до экранизации этого романа, режиссёр Пол Верховен, в свою очередь, взял из «Чужих» чуть ли не больше, чем из книги-первоисточника. Вместо непобедимых космических рыцарей в летающих бронескафандрах киноверсия «Звёздного десанта» показала именно морпехов из фильма Кэмерона — самоуверенных мальчишек и девчонок, одетых как солдаты времён Вьетнама и массово гибнущих в лапах чудовищ. У них даже униформа и шлемы почти не отличаются.

Да и сам факт, что изначально не планировавшийся сиквел превзошёл культовый оригинал по кассовым сборам, стал серьёзным аргументом для студийных боссов. Попытки сляпать быстрые и дешёвые сиквелы к успешным фильмам, конечно, не прекратились, но в серьёзных франшизах продолжения начали делать более дорогими, крутыми и масштабными, чем оригинал. Самому Кэмерону вскоре выделили рекордную по тем временам сумму на продолжение «Терминатора» — и Джеймс ещё раз доказал, что снимает сиквелы лучше, чем любой другой режиссёр.

Чужой в каждом из нас: как фильмы о чужом изменили кино и игры
Шагоход из «Аватара» был изначально придуман для «Чужих». Запасливый Кэмерон приберёг концепт-арт

***

Чужому скоро сорок лет, но волны от его появления расходятся до сих пор. Даже поздние фильмы серии что-то изменили в мире кино. «Чужой 3» дал старт карьере Дэвида Финчера, который с годами стал мастером психологических триллеров, — так появились «Исчезнувшая», «Бойцовский клуб», «Семь». «Чужой 4» заставил сценариста Джосса Уидона, не согласного с трактовкой своего сценария, задуматься о работе режиссёра и продюсера — и он снял «Светлячок», «Баффи» и «Мстителей». «Прометей» вынудил Гильермо Дель Торо отложить экранизацию «Хребтов безумия» Лавкрафта, потому что другой режиссёр снял похожую историю, — вместо этого мексиканец поставил «Тихоокеанский рубеж» и «Багровый пик».

Нам ещё предстоит увидеть, какое влияние на мир окажет новый фильм, «Чужой: Завет». Какое-то да окажет. Каждый шаг, который ксеноморф делает по экранам, оставляет след.

Рейтинг статьи

Оценка
5/5
голосов: 1
Ваша оценка статье по пятибальной шкале:
 
 
   

Поделиться

Похожие новости

Комментарии

^ Наверх