Рецензия на аниме «Гайвер» / Guyver, the Bioboosted Armor
В какие только ситуации обычные японские школьники не попадают в аниме! Один хочет заказать на дом горячий обед, а вместо этого дозванивается в божественную службу исполнения желаний, другой внезапно выясняет, что его младшая сестра помешана на эроге, да ещё исключительно с родственной тематикой, третьего вообще переводят учиться в школу, полную нечисти… А в руки Фукамачи Шо однажды попадает секретный военный модуль, который тут же покрывает тело счастливчика мощной биомеханической бронёй.
Перезапуск франшизы
Такая Ёсики придумал вселенную «Гайвера» в середине 80-х, тогда и был выпущен первый том манги, которая выходит до сих пор. Первыми за экранизацию взялись японцы, в 86-м году выпустившие полнометражное аниме «Гайвер: вне контроля» и в 89-м – 12-ти серийную OVA. Затем, как ни странно, франшизу заметили в США, превратив классическую мангу в фантастический боевик об американце по имени Шон. Тремя годами позднее вышел и сиквел. К счастью, на этом дело не кончилось, и последнее на данный момент слово осталось за студией «OLM Incorporated» и режиссёром Акиямой Кацухито, которые в 2005-м году создали 26 серий добротного фантастического аниме.
Фукамачи Шо и Сэгава Тэцуро знают друг друга с детства. Одним погожим днём по пути домой они отправляются на прогулку в лес, чтобы освежить голову и поболтать о делах насущных. Но едва они успевают обмолвиться парой фраз, как невдалеке происходит взрыв, и к друзьям прикатывается непонятный дымящийся круглый объект. Ясное дело, взирать на потенциально опасный предмет мало, нужно потрогать его руками – и вот уже Шо опутывает неизвестная субстанция, пугая беднягу до полусмерти. Впрочем, в этот раз любопытство сыграло парням на руку, так как тут же модуль Гайвера пришли искать военные во главе с жуткого вида монстром, готовые убрать любого свидетеля. Очень скоро Шо обнаруживает, что благодаря новой броне может превращаться в идеальную машину для убийства: увеличенная в десятки раз сила, мощное оружие как часть тела, способность к быстрому заживлению – и это ещё не все его новообретённые возможности. Можно сказать, миру очень повезло, что этот модуль оказался в руках школьника с высокими моральными устоями, а не у какогонибудь маньяка с мечтами захватить мир. Только теперь Шо вместе с Тэцуро и их семьями попали под прицел интернациональной организации «Кронос», желающей вернуть утраченное оружие.
Всё закончилось бы быстро и печально, не будь они такой хорошей командой. Шо на всё готов, чтобы защитить родных и близких, и Гайвер серьёзно облегчает эту задачу. Тэцуро – очень умный и сообразительный фанат научной фантастики, и это увлечение даёт ему возможность делать близкие к правде предположения о Гайвере, организации «Кронос» и способностях зоаноидов – тех самых монстров, намеренных уничтожить нового хозяина биомеханической брони. У Тэцуро также есть младшая сестра Мидзуки, которая учится вместе с ними в одной школе. Для Шо она одна из самых важных, кто есть в его жизни, и это чувство творит с главным героем чудеса, вплоть до того, что может вывести его из бессознательного состояния или заставить прыгнуть выше головы.
Особые черты аниме
Обычная серия «Гайвера» состоит из разговоров и размышлений в начале и зрелищной битвы в конце. При таком раскладе последнее должно быть подано максимально хорошо, и на противостояние Гайвера могучим врагам действительно интересно смотреть. Пусть рисовка моментов размеренной жизни героев не вызывает особых чувств, фантастическая составляющая аниме получилась красивой и зрелищной – чего стоит детальная прорисовка сложного костюма Гайвера и его страшных противников.
Сюжет же не строится исключительно на повторениях эффектных сцен. Чем дальше, тем глубже герои вникают в суть передряги, в которую попали, открывают правду о «Кроносе» и осознают, что проблема уже не только у них одних, а у всей Земли. Помимо всего прочего хочется отметить определённый реализм происходящего. Если не брать в расчёт фантастические превращения и невиданную мощь всех, кто связан с «Кроносом», то остальные идеи, мысли и поступки персонажей полны логики и не притянуты за уши ради согласования с последующими сценами с обязательным мордобоем и расчленёнкой (её здесь, кстати, меньше, чем в двух предыдущих анимационных версиях «Гайвера»). Когда Тэцуро обнаруживает за собой слежку, он не теряет голову, не сбегает, не корчит из себя героя, а тщательно всё обдумывает и согласовывает план действий с тем, кто вместе с ним влип в эту историю и способен помочь. И не только Тэцуро поступает как здравомыслящий человек – характеры персонажей хорошо прописаны, так что правдоподобных людей среди них встретится достаточно.
Отец биомеханоидов
Трудно поверить, но идея биомеханоидов пришла в научную фантастику сравнительно недавно, всего несколько десятилетий назад. Её прародителем можно считать швейцарского художника Ганса Рудольфа Гигера, черпающего вдохновения в своих ночных кошмарах. Инструмент художника – аэрограф, распыляющий краску, – и тот работает на его идею: даже в процесс создания живописи может гармонично вписаться механизм.
Существа, о которых трудно сказать, где кончается плоть и начинается машина, нашли место не только на его картинах, но и в компьютерных играх и фильмах – кто не слышал о «Чужом»? Подхватила идею и Япония, включив её в сюжеты манг и комиксов. В феврале 1987 года выставка живописи для «Чужого» и некоторых других работ Гигера приехала в Токио, и в Японии начался настоящий «гигеровский бум». Выставку посещало по две тысячи человек в день, появился фан-клуб Гигера. Местные рисовальщики комиксов-ужастиков мгновенно освоили гигеровский стиль, а производители игрушек наводнили рынок сотнями тысяч фигурок Чужого и похожих созданий.
Вердикт
Подводя итог, хочу сказать, что лучше всего «Гайвер» подойдёт для просмотра любителям научной фантастики, но далеко не только им, потому что на фоне брутальных разборок найдётся место и обычным человеческим переживаниям, и даже романтике.
Итоговая оценка: 7 баллов из 10!