Новость из категории: Информация

Соник уже не тот: почему у Sega все печально

Соник уже не тот: почему у Sega все печально

В девяностые перед американскими и европейскими подростками стоял сложный выбор. Что взять - кругом рекламируемую Super Nintendo или же поддержать молодого, но шустрого рыночного игрока? Mega Drive против Super Nintendo - история борьбы длиною в одно консольное поколение. Тем удивительнее, что в итоге Sega с рынка ушла, превратившись вначале в довольно успешного независимого издателя, а позже - фактически в аутсайдера, в чьем портфеле не осталось, кажется, ни одного сильного IP. Не считая Total War, конечно.

ПО НАКЛОННОЙ ПРЯМО ВНИЗ

Последнее десятилетие двадцатого века выдалось жарким на различные события. Эпоха мобильных телефонов (без сенсорных экранов), бума молодежных ужастиков и «нирвановской» Nevermind - США постепенно просыпались из культурного анабиоза, спровоцированного внутренней политикой властей. Не последнюю скрипку в поп-культуре тех лет исполняли видеоигры - индустрия, которую еще пять лет назад не хоронил разве что ленивый. На смену Pitfall и Space Invaders пришли Metroid и Mario. Вместо простенькой графики появились красивые миры и истории, состоящие более чем из трех экранов. Это удивляло. Nintendo правила в гостиных и не думала сдавать позиции. Этому способствовало верное позиционирование, а также юридический гений Говарда Линкольна, подсказавший руководству американского отделения Nintendo, как правильно работать с внешне независимыми студиями и ретейлерами.

Соник уже не тот: почему у Sega все печально
Turbografx-16 (PC Engine) - третий участник 16-битной войны консолей, который, увы, так и не нашел своего покупателя. Хотя формат у консоли был интересный. А еще это, пожалуй, единственная приставка, где вышла первая часть Splatterhouse - «мясного» боевика про дьявольскую маску и орды монстров

Суперхит за суперхитом и огромные продажи сверхпопулярной NES не оставляли конкурентам и малейшей надежды отыграть на поле, восстановленном силами Nintendo of America. К счастью, любой гегемонии рано или поздно приходит конец. Nintendo не обращала внимания на деятельность NEC (PC Engine/TurboGrafx-16), однако боссы компании не могли обойти стороной Sega Genesis. Не отличаясь выдающимися техническими характеристиками (в сравнении со SNES), эта 16-битная консоль теснила свою конкурентку по всем фронтам. Mario против Sonic - битва века, в которой предложили принять участие простым американцам, и далеко не все из них поставили на водопроводчика из грибного королевства.

Соник уже не тот: почему у Sega все печально

Соник уже не тот: почему у Sega все печально
Классический комплект Genesis включал в себя аркадный хит про то, как воин сражается с мифическими чудовищами - Altered Beast. По признанию менеджмента Sega of America, этот бандл популярностью не пользовался - в особенности в южных штатах, т.н. библейском поясе США

«На всех производственных совещаниях я твердил одно - что нам надо продать миллион консолей», - рассказывает Майкл Кац, в конце 1980-х президент Sega of America.

Политика Sega of Japan строилась на полном игнорировании американского рынка. Боссы от японцев попросту не понимали, что рынок США был устроен по-другому. Японцы не шли ни на какие уступки - для команды Каца каждое решение приравнивалось к шагу по минному полю. «Им было практически бесполезно объяснять, что невозможно отвоевать у монополиста место под солнцем. Nintendo ведь 95% всей сферы принадлежало».

С этим утверждением трудно спорить хотя бы в силу того, что для развлекательной индустрии Америки Nintendo стала настоящей мессией. Она не только сумела возродить веру простых людей в видеоигры, но и сделала их крайне доходным предприятием. Более того, Nintendo принадлежало все медийное пространство страны. Компания выпускала свой рекламный журнал, содержала крайне дорогую горячую линию по поддержке геймеров (не знаешь, как пройти уровень, - звони, наши специалисты расскажут) - одним словом, выстроила работающую схему, в рамках которой конкурентам просто не было места.

Соник уже не тот: почему у Sega все печально
Библиотека Mega CD не включала в себя не только трэш-фильмы с грошовой актерской игрой, но также вполне крепкие хиты наподобие дисковых версий The Amazing Spider-Man vs. The Kingpin (долгое время одна из немногих вменяемых игр о Спайди) и уникальные тайтлы вроде Sonic CD. Уже в новое время этот платформер-раннер переиздадут для современных консолей. С заставками, которые в то время поражали неподготовленную публику

Том Калински вспоминает, как впервые попал на совещание в японский офис Sega of Japan. В небольшом «конструкторском» помещении перед ним предстала не только Genesis и CD-апдейт для нее (новое слово в мире цифровых развлечений!), но и полностью цветной Game Gear - хендхелд, призванный обыграть Game Boy на его же поле. «Я тогда искренне не понимал, что может помешать ему завоевать популярность, - говорит Том. - Game Gear был цветным и очень мощным, a Game Boy монохромным, с неважным дисплеем и слабым железом».

Соник уже не тот: почему у Sega все печально
Том Калински вспоминает, что увидел Game Gear еще до того, как стал президентом Sega of America. Система произвела на него впечатление, и он никак не мог понять, почему такое устройство плохо продается. Причина банальна: черно-белый Game Boy и работал дольше, и имел не в пример более широкую библиотеку хитов. И «Тетрис», конечно же!

Рассуждая таким образом, Калински не учел одной важной детали: в активе Game Boy (и Nintendo) был суперхит, из-за которого сразу несколько человек вылетели в далекую по меркам США Москву. Речь, разумеется, идет о «Тетрисе». «Помню, как впервые сел в самолет. Я тогда понял, что оказался в незнакомой стране, где никто не говорил по-английски. Однако я на удивление быстро сумел найти переводчицу-синхрониста, - делится воспоминаниями Хэнк Роджерс, известный ретейлер. - Это уже позже я осознал, что милая девушка работала в КГБ».

Соник уже не тот: почему у Sega все печально
Слоган «From Russia with fun» отлично описывает Tetris, одну из самых популярных игр для черно-белого Game Boy. Сложно поверить, но именно эта головоломка продала столько консолей, сколько Sega и не снилось. Систем-селлер чистой воды

За Tetris, логическую головоломку, написанную Алексеем Пажитновым, развернулась настоящая война. «Я смекнул, что эта игра может стать суперхитом уже после того, как впервые ее увидел», - добавляет Хэнк. В рамках этого материала нет смысла пересказывать всю цепочку событий, связанную с приобретением «Тетриса», -важно лишь отметить, что в итоге Роджерс улетел домой с эксклюзивным правом на распространение российской программы. А еще она продала столько «геймбоев», сколько Sega с ее мощной, но вторичной Game Gear и не снилось. «У Nintendo был Tetris, а у нас только его ленивый клон Columns, - сожалеет Калински. - Нет ничего удивительного в том, что аудитория оказалась на стороне победителя».

НЕПРОСТОЕ НАСЛЕДСТВО

Соник уже не тот: почему у Sega все печально
Менеджеры Nintendo прекрасно понимали, что рынок США скептически относится к видеоиграм. Страна узнала обратную сторону бума виртуальной реальности, а над NES и ее перспективами откровенно смеялись. Тем не менее консоль выстрелила. На снимке - рекламный разворот, где не последнее место занимает R.O.B. - интересный, хоть толком и не работающий аксессуар для одной из видеоигр

Калински придирчиво оглядывал свой новый офис. За день до этого молодой босс Sega of America встретился с Кацем. «Он сказал, что я не понимаю, в какую авантюру ввязываюсь, - вспоминает Том, - мол, меня вышвырнут из компании, если я не оправдаю надежд японских коллег». Бывший «главный по Барби» и сам понимал, какое непростое наследство досталось ему от Каца. В начале девяностых Sega of America нельзя было назвать даже маленьким пятнышком на экономической карте страны. Позади остался фактический провал Master System - восьмибитной приставки, которая наглядно доказала, что мощность не равняется популярности. NES буквально размазала эту консоль, несмотря на присутствие такой сильной игры, как первая часть Phantasy Star от Юдзи Наки. В то время японские RPG вообще не пользовались в США устойчивым спросом, однако Sega проиграла еще и на другом фронте - маркетинговом. «Вся эта кампания с Sega может то, что Nintendo не может («Sega does what Nintendon’t»). Это чистая профанация, попытка сыграть на поле конкурента, не имея при этом должного веса», - искренне полагал Калински.

Соник уже не тот: почему у Sega все печально
Оригинальная Phantasy Star так и не смогла вывести Sega Master System к победе над своим конкурентом в лице NES. Согласитесь, когда список хитов умещается на одном блокнотном листе, надеяться на успех платформы практически невозможно. Пусть и такой хорошей, как Master System. Впрочем, вины самой Sega здесь немного - политика кабальных контрактов Большой N не оставляла простора для честной конкуренции

С такими невеселыми мыслями Том направился на первое в своей жизни совещание Sega of America. «Все прошло довольно мило, если не считать того, что я совершенно не разбирался в видеоиграх». Сложная ситуация на рынке США требовала неординарных решений, и молодой управляющий нашел свою черную кошку в комнате без окон. «Однажды я увидел ролик с рекламой кроссовок. Это натолкнуло меня на мысль, что в положении аутсайдеров на самом деле больше плюсов, нежели минусов».

Калински решает кардинально перестроить всю бизнес-модель Sega of America. Вместо того чтобы бодаться в открытую c Nintendo, он взял на вооружение идею позиционной войны. В это время в Японии шла разработка нового талисмана компании, игра с участием которого должна была побить Super Mario Bros, на ее же поле. «Я только что поговорил с Sega of Japan, и из факса выполз лист. На меня и коллег смотрел какой-то диковинный зверь, однако он меньше всего напоминал ежа - это скорее металлист был, рок-звезда. А еще у него подружка имелась по имени Мадонна, с ярко выраженной грудью».

Американцы схватились за голову - и это нам предстоит продавать?! Кали иски пытался воззвать к голосу разума и спустя несколько раундов напряженных переговоров сумел добиться разрешения переделать дизайн Соника в той степени, какая была необходима для успешного старта на территории США. Дело оставалось за малым - заставить соотечественников поверить, что им нужно купить новый платформер, а вместе с тем посмотреть в сторону Genesis. «Тогда выбор консоли считался едва ли не религиозным вопросом: вы были либо с нами, либо с конкурентами, третьего не дано», - рассказывает Том.

Для того чтобы снизить риски, Калински решает бить сразу в несколько точек. Во-первых, он восстанавливает отношения с Electronic Arts - в то время влиятельнейшим независимым издателем на территории Северной Америки. EA была искренне недовольна политикой Nintendo со всем этим лицензированием. По условиям контракта с Nintendo производитель становился фактически рабом системы. Он был обязан покупать расходники у японцев, выплачивать им гигантское роялти и проходить сложную систему контроля качества. Руководство Nintendo считало, что таким образом не позволяет рынку откатиться до состояния 1983 года, однако все это в немалой степени возмущало таких бунтарей, как Electronic Arts.

«Я сказал Калински, что условия Sega повторяют то, что проворачивает Nintendo, просто с меньшей степенью давления на нас, - говорит основатель EAТрип Хокинс. - В конечном счете между Sega of America и Electronic Arts было достигнуто соглашение, согласно которому EA переделывает под Genesis одну из своих мегапопулярных серий - Madden. Таким образом, босс американского отделения закрыл контракт, начатый еще Кацем, и одновременно получил сильнейшего партнера, готового работать с консолью.

«Мы решили, что единственно верным способом позиционирования системы может быть ставка на относительно взрослую аудиторию. Genesis - это бойкий аутсайдер, мощное, модное слово в нише потребительской электроники», - поясняют сотрудники Sega of America.

Понимая, что любую приставку продают игры для нее, Калински идет на отчаянные меры. Он решает, что Sonic the Hedgehog должна поставляться в каждой коробке с Genesis. Этот ход вызвал ожидаемое непонимание у совета директоров. Они, вероятно, думали: да что этот янки себе позволяет?! Будущее доказало правоту Калински, однако тогда, стоя на ковре у японцев, он рисковал лишиться не только работы, но и репутации. Проблема заключалась в том, что Genesis уже имела бандл с Altered Beast и он не пользовался огромной популярностью среди аудитории. Убирая его из продажи, Sega of America фактически оставляла невостребованными тысячи консолей. Однако это было необходимо сделать, чтобы расчистить путь для новой звезды компании - Соника. Менее очевидная причина - желание Калински погасить еще в зародыше любые возможные волнения, связанные с портом аркады, где человек сражался с мифологическими чудовищами. Это могло вызвать очевидное непонимание в т.н. библейском поясе США - ряде религиозных южных штатов. «Мы поступили проще: в Японии комплекты с Altered Beast просто переупаковывали - меняли одну обложку на другую и заменяли картриджи с AB на Sonic the Hedgehog».

Соник уже не тот: почему у Sega все печально
Donkey Kong Country от Rare - секретное оружие Nintendo в борьбе c Sega of America. К проигрышу Genesis эта игра причастна напрямую. Как, а вы разве не знали, что Super Nintendo в итоге победила?

Второе важное решение, на котором настоял босс SoA, касалось снижения цены. «Финт с Соником Sega решила провернуть незадолго до выхода на североамериканский рынок Super Nintendo. Понятно, компании надо было доказать, что лучше купить Genesis здесь и сейчас, чем ждать, пока Nintendo отправит на полки свою шестнадцатибитку, - объясняют аналитики. - А что может быть лучше суперхита в комплекте с заведомо более дешевой, чем SNES, приставкой? Правильно - ничего».

Подытоживал пиар-кампанию гигантский тур по торговым центрам страны, тесное взаимодействие с профильными медиа, а также рекламные ролики. В числе наиболее известных проектов такого рода - телевизионное шоу, спонсируемое владельцами бренда Genesis. «Мы поняли, что все сделали правильно, когда по всей стране началась истерия по «Сонику». Тысячи подростков подражали этому персонажу. Даже обувь покупали в тон его красным кроссовкам. Это была какая-то фантастика».

Соник уже не тот: почему у Sega все печально
Comix Zone

Несмотря на первые серьезные успехи, для Sega в США все только начиналось. Калински еще предстояло убедить независимые издательства и студии, что с Genesis работать не просто можно, а легко и приятно. «Sega должна была предложить совершенно другую идеологию, более модерновую и развязную», - поясняет он. В итоге руководство SoA решило открыть так называемый Sega Technical Institute, совместное американо-японское предприятие, сконцентрированное на создании суперхитов для 16-битной приставки. Нельзя сказать, что все шло гладко, но в первой половине девяностых именно STI выстреливал блокбастер за блокбастером: Comix Zone (про художника, попавшего внутрь своих творений), продолжение «Соников» (совместно с Sonic Team), Kid Chameleon (хардкорный платформер от Марка Черни). Все это заложило основу, которой Sega так не хватало во времена Master System и старта Game Gear.

Соник уже не тот: почему у Sega все печально
Kid Chameleon

Осознав, что Genesis превратилась в сильнейшего игрока на рынке США, third-party студии/издательства оказывают вначале осторожную, а позже и активную поддержку приставки. Некоторые из них готовят для шестнадцатибитки собственные версии известных серий. Другие изначально создают мультиплатформенные релизы. Третьи поступают еще хитрее: они портируют свои аркадные шедевры, внося изменения в версию для каждой из консолей. В этом смысле наиболее показательна Konami. Часть игр она выпускает по первой схеме (Contra: Hard Corps, Castlevania: Bloodlines), но другие - по адаптационной.

Соник уже не тот: почему у Sega все печально
Sunset Riders

Яркий пример - Sunset Riders. Боевик про Дикий Запад в его Genesis-интерпретации значительно отличался от варианта для Super Nintendo, но более соответствовал духу первоисточника. Mortal Kombat с зеленым потом вместо крови. К слову, на слушаниях в сенате, посвященных жестокости в видеоиграх, наличие крови в Меда Drive-версии файтинга позволит Nintendo подколоть своего оппонента. Дескать, у нас все цивильно, а у этих из Sega максимально близко к аркадному автомату. «Разумеется, потому что мы не только для детишек продукцию производим», - парируют сотрудники SoA.

Соник уже не тот: почему у Sega все печально
Наглядная демонстрация того, что мощнее - это далеко не всегда лучше. Aladdin для Genesis не просто прекрасно выглядел, но и замечательно игрался. В меру хардкорно, задорно и весело. Этим не могла похвастаться слишком простая (по мнению геймеров тех лет) SNES-интерпретация диснеевского хита от Синдзи Миками и Capcom

Отдельным пунктом - работа с Virgin и небольшими студиями. Сотрудничество принесло в копилку Genesis такие хиты, как Gunstar Heroes (Treasure) и Aladdin от Дэйва Перри. «Большая часть их игр, откровенно говоря, была халтурой, зато экранизация диснеевского мультика... Тут Nintendo приходилось только завидовать: ее вариация от Capcom и рядом не стояла с шедевром от Virgin и Перри», - вздыхая, признается Тони Хармен, во времена SNES директор по развитию Nintendo of America.

Соник уже не тот: почему у Sega все печально
Genesis стала домом для всего модернового. Прямые порты аркадных хитов, неприкрытый хардкор. кровища и практически не подвергнутая цензуре версия Mortal Kombat. Кстати, на рекламном плакате из примера выше изображен модем для Mega Drive (Sega Meganet), который, за исключением Японии, вышел лишь в Бразилии. В США его попросту не было. Упс?!

Начало девяностых стало золотым временем для Тома Калински. Став частью компании-аутсайдера, он вывел Sega of America на невиданные прежде высоты. Однако кое-что прозорливый лидер все же упустил из виду - и это позже привело к катастрофе. На одной из выставок CES руководитель американской Nintendo объявил, что Nintendo выпустит совместно с Philips CD-апдейт для Super Nintendo. Все бы ничего, но только ранее они сотрудничали по этому вопросу с Sony...

НЕОЖИДАННАЯ РОКИРОВКА

Соник уже не тот: почему у Sega все печально
Chuck Rock

Кэн Кутараги рвал и метал. Только что стало известно, что Nintendo отказалась от контракта, который сулил японцам баснословную прибыль. Ранее Sony уже пыталась выйти на рынок видеоигр, выступив в качестве независимого издателя. На счету созданной ей Imagesoft были довольно удачные проекты - например, диснеевская Mickey Mania: The Timeless Adventures of Mickey Mouse (платформер, охватывающий разные этапы «карьеры» мышонка) или Chuck Rock (зарисовка из жизни пещерных людей), однако они не шли ни в какое сравнение с возможностями, которые открылись перед владельцами бренда Walkman после того, как Nintendo заинтересовалась CD как носителем информации.

Соник уже не тот: почему у Sega все печально
Благодаря авантюре с Nintendo. Philips выпустила свою CD-i (на фото выше модель CD-i 910) . Этот монстр не только напоминал видеомагнитофон, но и был им. по сути. Большую часть библиотеки устройства составляли различные вариации на тему интерактивных игр. Исключение - цикл проектов по нинтендовским франшизам. Правда. CD-i-версии The Legend of Zelda (их там аж три штуки) до сих пор становятся поводом для злой шутки со стороны ненавистников Большой N. Дескать, а не надо было Sony кидать

«По условиям соглашения, Sony должна была получить полный контроль над CD-библиотекой Super Nintendo. Вполне понятно, что такое решение, мягко говоря, не совсем устраивало Nintendo, привыкшую за годы владычества к практически безразмерной власти». Nintendo за спиной у экс-партнеров начинает искать возможные варианты выхода из щекотливой ситуации. Самым очевидным стало сотрудничество с Philips - «отцами-основателями CD-формата», как заявил со сцены CES Минору Аракава, глава NoA.

«Кэн Кутараги слишком много вложил в этот проект, к тому же в Японии не принято менять своих соотечественников на иностранцев - гайдзинов, как здесь говорят», - поясняют ситуацию сотрудники Sony, работавшие с Кутараги над проектом PlayStation. Однако Хироси Ямаути не учел одного. Не в характере молодого инженера было уступать обстоятельствам. «Я сумел убедить совет директоров, что наши наработки нельзя забрасывать. Напротив, мы должны создать собственную консоль, - вспоминает Кутараги. - В конечном счете все получилось как нельзя лучше». Дело спорилось, а сама PlayStation все ближе подбиралась к магазинным полкам.

Соник уже не тот: почему у Sega все печально
Необходимость появления 32X оставалась неочевидной не только для геймеров, но и для разработчиков. Последние, впрочем, не отказались от поддержки системы - на чем и прогорели, когда Sega незадолго до релиза Saturn сообщила, что комедия окончена. Те несчастные, что не успели выпустить свои игры для этого расширения, остались с носом

В это время на другом конце земного шара команда Калински ломала голову. Как сохранить интерес людей к стремительно устаревающей Genesis? Руководство Sega of Japan пошло по пути наименьшего сопротивления, спроектировав, а позже выпустив ряд обновлений. В первую очередь речь идет о Sega 32X - апдейте, увеличивающем мощность Genesis. Рекламные флаеры рассказывали, что геймеры могут увидеть всю мощь тридцати двух бит на своей шестнадцатибитке, но на деле все это вылилось в большую ошибку - первую со времен подъема Genesis. Саму по себе идею 32X плохой назвать сложно. В конце концов, именно благодаря такому решению поклонники файтингов смогли сыграть у себя дома в легендарный Virtua Fighter.

Соник уже не тот: почему у Sega все печально
К счастью, и на 32X без проблем можно было найти неплохие игры. Вот только зачем? Ни один спин-офф к Сонику не стоит той суммы, которую Sega просила за это обновление для Mega Drive/Genesis

Дело вот в чем: выпуская 32X в большое плаванье, конструкторы Sega of Japan уже готовили полноценную 32-битную систему, которая должна была прийти на смену Меда Dirve/Genesis. Боссы SoJ прекрасно понимали, что 32X лишь продлевает агонию 16-битной приставки, но все равно пошли на риск и, по сути, попросту кинули своих поклонников на деньги. К сожалению, в дальнейшем подход «вначале делать, а потом думать» станет визитной карточкой компании. В прошлом остались победы, а впереди Sega ждали поражения, скрашиваемые редкими удачными периодами.

Тем временем Sony рапортовала: мы готовы выпустить PlayStation в 1994 году. Корпоративные бонзы Sega встрепенулись. Ранее они не воспринимали Sony как серьезного конкурента, концентрируя свое внимание на противостоянии с Nintendo, но скорый релиз CD-консоли от Кутараги заставил их переменить свое мнение. Владельцы синего ежа форсируют выпуск Saturn, результатом чего стала крайне бедная лонч-линейка. «В нас изначально никто не верил, - смеются авторы PlayStation, - но все в итоге получилось просто прекрасно. PlayStation стоила дешевле Saturn и уже на старте смогла предложить интересную подборку проектов на любой вкус».

Соник уже не тот: почему у Sega все печально
Именно благодаря решительным действиям Тома Калински Соник обрел узнаваемый вид. Босс Sega of America счел, что оригинальные макеты зверька выглядят слишком агрессивно для довольно пуританской страны. В результате этих решительных действий в Штатах началась соникомания

Прежде, рассказывая о Sega, мы перво-наперво обращали внимание на североамериканский рынок. На то существует ряд объективных причин. Во-первых, в родной Японии Mega Drive так и не стала серьезным конкурентом SNES, во-вторых, все удачные маркетинговые фишки можно (и нужно) записать на гений команды Калински. Именно она, преодолевая сопротивление Sega of Japan, иногда вопреки здравому смыслу добивалась невозможного: впервые со времен NES кто-то смог подвинуть Nintendo с поста самопровозглашенных королей индустрии. С релизом Saturn ситуация изменилась от слова «совсем».

Калински допускает первый серьезный промах. Понимая, что запустить Saturn одновременно во всех штатах будет крайне проблематично, он отказывается от услуг отдельных ретейлеров, сконцентрировав все внимание Sega of America на нескольких партнерах. У него был повод. «В то время не существовало четкой даты старта, - поясняет Том, - логистика девяностых позволяла лишь примерно назвать день, когда товар появится в магазине». Приставки гоняли по морю и воздуху из Японии, и любая накладка могла обойтись правообладателю в десятки тысяч долларов. Разрывая отношения с несколькими поставщиками, Калински снизил риски для Sega of America, но вместе с тем выпустил джинна из бутылки. Второй важный момент касается разницы в цене: Sony предлагала приобрести PlayStation за 299 долларов против 399 за коробку с Saturn.

Менеджеры PlayStation верно рассчитали, что при прочих равных выбор покупателей падет на более дешевую альтернативу, несмотря даже на то, что формально Saturn считалась мощнее. Какая досада - если учесть, что Sega of America использовала ровно этот трюк, когда отвоевывала североамериканский рынок у Nintendo! Впрочем, настоящий ад разверзся после того, как Тома Калински сменил на посту Берни Столар.

ПРОЩАЙ, ЖЕЛЕЗО

Что сделала команда Калински для успеха Genesis? Снизила ценник, провела мощнейшую пиар-кампанию, а также заполнила библиотеку системы максимально возможным количеством хитовых проектов. Главное в игре - это ее геймплей. Такой подход оказался единственно верным, как показала история. Оказавшись у руля Sega of America, новый руководитель круто разворачивает компанию в противоположную сторону.

Соник уже не тот: почему у Sega все печально
Sega сделала ставку на Dreamcast и прогадала. Нет, это действительно была выдающаяся консоль. Мощная, с интересной библиотекой хитов... но совершенно непопулярная вне рамок своего небольшого комьюнити. чьи участники до сих пор скорбят по уходу Sega из консольного бизнеса. На фото - кастомная версия приставки

«Он отказывался выпускать на Saturn любые двухмерные игры», - сожалеют сотрудники SoA. Столар ожидал, что таким образом Sega сможет поддерживать имидж прорывной фирмы, но на деле тактика «только 3D» привела к первому за много-много лет серьезному дефициту развлекательной продукции. Зачем брать Saturn с ее почтами, которые, как известно, дороже денег, если Sony предлагает лучше и дешевле? Понятно, что выбор масс оказался вовсе не на стороне Sega, и это с учетом национальной популярности синего ежа! Дальше - больше. Отсутствие прямых продолжений легендарных серий (той же Sonic the Hedgehog), неудачные спин-оффы, дорогостоящие разработки (такие как отмененная Sonic X-treme) и, наконец, преждевременная смерть Saturn - все это выпило последние соки из Sega of America и изрядно подкосило их японских коллег. Так что к старту Dreamcast Sega пришла обессиленной.

Соник уже не тот: почему у Sega все печально
Перед вами Jet Set Radio для Dreamcast. Это сегодня она со своим рисунком «под комикс» кажется заурядной, а тогда создала целую отрасль, которой даже Nintendo не побрезговала в своей The Legend of Zelda: The Wind Waker

Руководство Sega of Japan согласилось с Берни Столаром, что в США проект Saturn необходимо свернуть. Таким образом, восходящей звездой стала Dreamcast -128-битная машина, появившаяся в продаже в сентябре 1999 года. У Dreamcast была и сильная лонч-линейка, и низкая цена, но отсутствовало главное - поддержка со стороны геймеров. После финта с 32X и Saturn компании банально не верили. Все ждали чуда, но его, как водится, не случилось. Dreamcast не смогли спасти отличные игры, инновации и доступность. К тому же в начале нулевых президентскую должность заняла «новая метла», которая искренне полагала, что Sega пора выходить из железного рынка - слишком велики потери.

Соник уже не тот: почему у Sega все печально
Наглядная иллюстрация, что все лучшее - это сильно забытое старое. Впрочем. Microsoft свой геймпад все-таки постоянно улучшала

ОТБРОСИВ ПОСЛЕДНИЕ ИГОЛКИ

В новейшее время Sega вступила под знаменами независимого издательства, и первое время все действительно шло не так плохо, как могло бы быть. Например, PlayStation 2 получила великолепную Virtua Fighter 4, a Dreamcast - переиздание Shenmue 2, снабженное бонусным DVD-диском, сжато пересказывающим события предыдущей серии. Однако чем глубже японцы погружались в новую для себя деятельность, то тем больше совершали ошибок. Яркий пример - история с продолжениями известных серий. Новый выпуск Shinobi (PlayStation 2) оказался хардкорным, но страдал от отвратительной камеры, однотипных ситуаций и не самой лучшей графики. Поколение Xbox/GameCube/PlayStation 2 требовало кардинально другого подхода к уровню качества, а сама Sega его достигнуть так и не смогла.


Sonic Unleashed

Хорошая иллюстрация - история с продолжениями сериала о Сонике. Неплохая трилогия для Game Boy Advance (потому что основывалась на классических релизах для Genesis) буквально потонула в потоке отвратительных релизов. Еж с базукой и на мотоцикле? Ага, как же. А давайте переместим Соника в средневековье и всучим ему рыцарский меч? Не самая здравая идея. И так по наклонной. Sonic Team умудрилась уничтожить даже самую лучшую игру из всей линейки со времен Adventure 1-2 - Sonic Unleashed. Уровни, где под управление геймера попадал еж-оборотень, кажется, навечно вошли в фольклор любителей сериала. Положение не исправили и эксклюзивные проекты для Wii U. В одном случае речь шла о банальной кальке с Mario Galaxy, в другом - о сомнительном платформере от бывших авторов Uncharted. Занавес? Ни в коем случае! Выдающиеся выпуски все же нет-нет да и проскальзывали. Generations (юбилейный капустник для консолей и PC), Colors (эксклюзив для Wii), отличная дилогия картингов от Sumo Digital, дилогия Rush для DS и олимпийский кроссовер с участием Марио и Соника - качество этих релизов отрицать бессмысленно. Но... еже базукой и еже мечом.


Golden Axe: Beast Rider. Отличный пример того, как не стоит перезапускать известные в прошлом сериалы. Хотя отдельные личности считают Beast Rider не такой уж и плохой игрой на фоне «Железного человека» и «Халка»

Не лучше дела обстояли и на остальных фронтах. Под старт-середину поколения PlayStation 3/Xbox 360 Sega выпускает целый пакет отвратительных игр. К примеру, Golden Axe: Beast Rider или целый выводок проектов по лицензии в диапазоне от Iron Man до Captain America: Super Soldier. Пройти все это не решались даже уверенные в своей правоте поклонники видеоигр. Вместе с тем в конце нулевых Sega прославилась как один из самых неординарных независимых издателей во всей индустрии.

Соник уже не тот: почему у Sega все печально
Остается лишь надеяться, что Sega возьмется за ум. Лично мы не отказались бы от продолжения той же Binary Domain. Уж больно хорош был оригинал

Разумеется, мы сейчас говорим о таких проектах, как Binary Domain, Vanquish, Bayonetta (Platinum Games) и Valkyria Chronicles. И это не считая сериала Yakuza, которому стабильно не везет с выходом на европейский и североамериканский рынок. Прекрасные релизы, которые, к сожалению, мало кто заметил. Безусловно, нельзя сказать, что владельцы современных консолей совсем проигнорировали эти игры, тем не менее популярностью они пользовались, скажем так, весьма и весьма умеренной. Примечательный факт: в коробке с американской версией Valkyria Chronicles на обратной стороне инструкции напечатана небольшая реклама релизов компании за 2008 год. Лишь один из них (памятный Sonic Unleashed) можно было назвать хотя бы приличным. Все остальные - это либо очередная олимпиада, либо... Iron Man. Занавес.

В НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ

В январе прошлого года стало известно, что руководство Sega собирается сосредоточиться на PC и мобильных устройствах. Параллельно с этим владельцы синего ежа планировали провести реструктуризацию Sega of America. В результате под сокращение попали более 300 человек. «Подразделения Sega закроют, уменьшат или объединят», - подчеркивала пресс-служба компании. В документе прямо говорится, что все действия направлены на улучшение финансовых показателей Sega. Японцев не спас ни Alien: Isolation, ни Sonic Lost World. Удивительно, но, несмотря на активный сброс балласта, в фанатах все еще теплится надежда на лучшее.

Поводом для радости, например, стал официальный твиттер Sonic the Hedgehog. Именно с легкой руки его ведущих в комьюнити заговорили о продолжении Adventure. Для понимания PC-геймеров: последний выпуск этого трехмерного платформера случился в начале нулевых на Dreamcast. Дальше уже пошли эксперименты над механикой и здравым смыслом. По меткому замечанию ряда журналистов, аккаунт Sega можно назвать лучшей вирусной рекламой года из всех возможных в этой части развлекательного бизнеса.

Соник уже не тот: почему у Sega все печально
Сериалу Yakuza традиционно не везет с локализацией на английский язык. Вот и Yakuza 5 появилась за пределами Японии лишь в прошлом году. Причем стараниями Sony

Между тем на весну нынешнего года намечен релиз англоязычного ремейка Valkyria Chronicles, а не так давно в Японии появилась Yakuza Kiwami - полноценная переработка самой первой части сериала о мафии Страны восходящего солнца. Плюс не стоит списывать со счетов Valkyria: Azure Revolution от Media Vision, которая продолжит этот причудливый тактический сериал.

Соник уже не тот: почему у Sega все печально
Когда Sega анонсировала эксклюзивную для PlayStation 3 Valkyria Chronicles, многие подумали, что это шутка такая. Оно и неудивительно, ведь раньше Sega очень плотно работала с Microsoft, а Xbox 360 на Западе PS3 бил раунд за раундом. В общем, приятная неожиданность для сонибоев была

Соник уже не тот: почему у Sega все печально
Sega и не думает забывать свой тактический сериал. Вот только вероятность выхода Valkyria: Azure Revolution за пределами Японии... в общем, не очень высока. Третий выпуск для PSP на английском так и не появился

***

Соник уже не тот: почему у Sega все печально
По словам Тома Калински, Sega of America предлагала Sony выпустить совместную консоль. Не пошло. В результате Sega ушла с консольного рынка поколение спустя, а с Sony и так все понятно

Прошлой зимой на волне бурных обсуждений вокруг политики Sega бывший босс американского отделения - тот самый легендарный Том Калински - поведал одну примечательную историю. Оказалось, что он предлагал совету директоров заключить сделку с Sony и вместе выпустить консоль нового поколения: «Все просто. Я хотел объединить железные наработки Sony и наш софт. Мы уже достигли определенных договоренностей. В конце концов, какая разница - Sony-Sega или Sega-Sony». Руководство SoJ восприняло в штыки идею Калински, в результате рынок увидел Saturn. «Дальнейшая деятельность Sega - это история длиной в двадцать лет, которую составляли различные маркетинговые ошибки, - добавляет Том. - Быть может, если бы тогда они все сделали верно, то мы сейчас играли бы на Dreamstation 4».

Схожей точки зрения придерживается и Берни Столар. В интервью журналистам он сказал, что все решения внутри Sega of Japan основывались в первую очередь на импульсивных действиях, нежели заранее продуманной бизнес-модели: «У них не было единства внутри коллектива, и Хаяо Накаяма (президент Sega) прекрасно это знал, иначе не было б постоянных выговоров в адрес подчиненных». В любом случае сегодняшняя Sega напоминает лишь бледную тень себя предыдущей. Лучшие разработчики (в их числе Юдзи Нака) ушли на вольные хлеба, а решения самой компании до сих пор заставляют удивляться поклонников по всему миру. Что ж, видимо, футбольные менеджеры и Total War действительно выгоднее, чем Yakuza, a Shenmue 3 не стоит того, чтобы за нее бороться. Конец истории? Еще увидим. И обязательно расскажем.

Рейтинг статьи

Оценка
4/5
голосов: 7
Ваша оценка статье по пятибальной шкале:
 
 
   

Поделиться

Похожие новости

Комментарии

^ Наверх