Рецензия на игровую серию Mario
Сорок лет жизни, более двухсот игр, всемирная популярность, статус иконы поп-культуры и символа одной из известнейших игровых компаний - с достижениями Марио крайне сложно тягаться! Неунывающий водопроводчик в синем комбинезоне знаком даже тем, кто бесконечно далёк от видеоигр. Но как же появился Марио?
В 1981 году геймдизайнер Сигару Миямото работал над новой игрой Nintendo для аркадных автоматов, рассчитывая повторить коммерческий успех Рас-Man от Namco. Безымянный усатый плотник по прозвищу Прыгун (Спасатель в версии для Game & Watch) просто должен был занять место моряка Попая в новой игре. Nintendo замышляла сделать проект по мотивам популярного мультсериала, но не смогла достичь соглашения с правообладателем и заменила Попая, Блуто и Олив на Прыгуна, Донки Конга и Леди. Так появилась Donkey Kong, а вместе с ней - будущий Марио.
Здесь ещё нет ни грибов гумба, ни растений-пираний, ни Йоши, да и вообще никакой связи с дальнейшими приключениями нашего героя. Однако его каноническая внешность сформировалась уже тогда. Джинсовый комбез, кепка, усато-носатый сталинский профиль — изначально они появились по техническим причинам, поскольку позволяли придать спрайту размером 12 на 16 пикселей хоть какую-то индивидуальность. Что уж тут сказать, цель достигнута.
Имя и профессию водопроводчика он получил только через пару лет, в аркаде Mario Bros. Там же начала формироваться игровая вселенная: компанию Марио составили черепахи купа, которые будут его главными врагами, и брат Луиджи. Заодно стало понятно, что фамилия Марио - тоже Марио.
В 1985 году Nintendo выпустила для консоли NES знаковый для себя, серии и истории видеоигр платформер Super Mario Bros. Сегодня его можно встретить в любом учебнике по геймдизайну, его разбирают и приводят в пример как эталонную для жанра игру, а фраза «Твоя принцесса в другом замке» стала одним из первых мемов в видеоиграх. Super Mario Bros, не только положила начало огромной мультимедийной франшизе Mario, но и сформировала набор каноничных персонажей и мир, который с годами будет видоизменяться, но не потеряет идентичности.
С тех пор для платформеров серии Mario мало что изменилось — разве что Принцесса Поганка стала Принцессой Пич (Персик), а у братьев-водопроводчиков появилось множество друзей и соратников, начиная с ездовых динозавров и заканчивая говорящими шляпами, грибами и другими созданиями. А грозный Боузер обзавёлся целой армией прихвостней и даже родственниками. Почти в каждой новой игре Super Mario Bros, мы исследуем Грибное королевство и другие волшебные страны и спасаем принцесс от беды — это канон.
Сразу после выхода Super Mario Bros. Nintendo рассудила, что популярность новых героев надо использовать и в других жанрах. Так появилась первая спортивная игра Mario Golf, а в 1987-м Марио превратился в рефери в симуляторе бокса Punch-Out!! С тех пор Марио и компания регулярно устраивают заезды в разных версиях гонок Mario Cart, играют в теннис, участвуют в Олимпийских играх. Также Марио успел побывать врачом в Dr. Mario, поучить игроков рисовать в Mario Paint для Super NES, а с 1999-го участвует в боях в серии файтингов Super Smash Bros.
Гопос Марио
Марио бессменно озвучивает американский актёр Чарльз Мартине. Впервые герой «заговорил» на аттракционе, который Nintendo возила по игровым выставкам: Мартине управлял трёхмерной головой персонажа на экране и общался с гостями в реальном времени. В 1995-м вышла первая озвученная им игра, Mario's Game Gallery. Также Чарльз Мартине подарил свой голос и другим персонажам - Луиджи, злодею Варио и прочим жителям Грибного королевства.
Уже несколько десятилетий Nintendo выпускает новые платформеры Mario для каждой своей консоли. Помимо них и разнообразных спортивных игр, симуляторов и головоломок, существует ещё один большой и успешный сегмент игр о Марио, не столь популярный в России, - jRPG.
Первая игра с Марио в этом жанре вышла в 1996 году на Super Nintendo и называлась Super Mario RPG: Legend of the Seven Stars. Её разработкой занимались настоящие звёзды - студия Square, ответственная за хиты Chrono Trigger и Final Fantasy VI. Благодаря её опыту Legend of the Seven Stars получилась сбалансированной - с хорошим сюжетом, интересным геймплеем и мягким юмором. Эту планку создатели Mario RPG держат и по сей день в сериях Mario & Luigi и Paper Mario. В первой братья снова и снова исследуют уголки волшебного мира - в одной из игр герои даже попадают внутрь Боузера! A Paper Mario использует оригинальную механику, вдохновлённую искусством оригами. В любой из этих «бумажных» выпусков увлекательно играть как на ретро-консолях, так и на новейшей Nintendo Switch.
Упоминания достойна и серия Mario Party, с 1998 года исследующая потенциал видеонастолок. Каждая Mario Party — это гибрид мини-аркад, шутеров и головоломок в обёртке классической настольной игры «кинь-двинь» для 2-4 человек. Все игроки выполняют задания и продвигаются по условному игровому полю к финишу. Фишками служат персонажи вселенной Марио, а иногда — герои из других игр Nintendo. На сегодняшний день в серии уже больше десяти частей.
Феномен игр Марио абсолютно любого периода заключается в их качестве и доступности. Приятные персонажи, простой, понятный игрокам любого возраста нарратив и графика с геймплеем, выверенные до последнего пикселя. Недаром Nintendo дополняет каждую свою флагманскую приставку очередной игрой о Марио - их интуитивность помогает донести до публики все фичи консолей и плавно приучить к ним игроков. Но ничего идеального в мире, конечно же, не бывает. В серии за все годы существования появлялись свои паршивые овцы. Хрестоматийно плохой считается Mario Hotel (1994), разработанная для печально известной провальной приставки Philips CD-i. В таком качестве игра вошла в историю не только из-за нудного геймплея, но также из-за ужасно нарисованных мультипликационных кат-сцен, которые интернет-сообщество до сих пор использует в качестве мемов.
Масштаб влияния Марио на мир сложно переоценить. Усатый водопроводчик засветился, кажется, во всех возможных формах искусства. Про него делали мультсериал (неплохой), полнометражный фильм (очень, очень плохой), рок-оперу, мангу, комиксы. Он даже получил воплощение в голливудском музее восковых фигур — первым среди героев видеоигр.
В общем, оспаривать славу Марио бессмысленно. Уже 40 лет он остаётся одним из самых популярных персонажей в истории индустрии и уж точно самым узнаваемым героем Nintendo - и в ближайшие годы ситуация вряд ли изменится. Эта стабильность идёт играм о Марио только на пользу: приятно осознавать, что в наше время стремительных перемен и огромных потрясений всегда можно вернуться в Мир 1 -1 и отправиться спасать принцессу, ждущую нас в другом замке.