Клетка для буйных - Александр Тюрин, Александр Щёголев

В1992 году на фестивале «Аэлита» в Свердловске эта книга получила приз «Старт» за лучший дебют в области фантастики. И это действительно очень яркий дебют двух участников семинара Бориса Стругацкого. Увы, тандем просуществовал недолго — два Александра совместно написали ещё только два романа: «Сеть» и «Индиана Джонс против Третьего рейха».
В книгу вошли две повести, объединённые общим сюжетом, - собственно «Клетка для буйных» и «Программируемый мальчик».
В основу повествования положена довольно оригинальная идея. Когда-то природа создала человека. Но он, вместо того чтобы быть благодарным, считает её слепой стихией, а себя - царём природы. Точно так же человечество создало вещи, и они повели себя по отношению к создавшим их людям аналогично. Вещи одушевлены и считают себя наивысшим достижением цивилизации, а людей - бессмысленными стихиями, которые не имеют определенного назначения. Большинство вещей гордятся своей функциональностью, а к людям равнодушны. Но есть «людисты», которые выступают за то, чтобы придать и людям эту функциональность. Иначе говоря, поработить их. Если люди очень любят вещи, то те начинают питаться энергией их любви и получают возможность влиять на них.
Саше Токареву отец подарил видеомагнитофон, стереосистему и игровую приставку; они объединились и решили подчинить себе мальчика. А он, в свою очередь, приобрёл способность превращаться в любую вещь. Об этом первая повесть дилогий. Во второй же подросток Саша вступает в открытое противоборство с миром вещей.
В советские времена было такое порицаемое идеологическими структурами понятие, как «вещизм». Сегодня же иногда кажется, что на полуофициальном уровне, наоборот, поощряется курс на развитие «общества потребления». Тем актуальнее сейчас эта книга, в ненавязчивой и увлекательной форме объясняющая юным читателям, что очень уж сильно любить вещи не стоит. В 2008 году она была переиздана с предисловием Бориса Стругацкого.
Итог: книгу стоит предложить подросткам перед тем, как дать им книги Стругацких - «Хищные вещи века» и «Понедельник начинается в субботу» с его Универсальным потребителем.