Обзор Steins;Gate
Временной парадокс
«Врата Штайна». «Первый раз это название я услышал в передаче на радио ARRU. Там обсуждали первую десятку из сотни лучших аниме по версии сайта World-Art, где именно «Врата» занимали почетное первое место. Сей факт меня заинтриговал, и, как оказалось, не зря. Стоило мне узнать, что к созданию первоисточника «Врат Штайна», одноименной визуальной новелле, приложили руку «Нитроплюс», создатели знаменитых «Saya no Uta» и «Chaos;Head», я просто не мог пройти мимо и кинулся на ближайший торрент-трекер – качать и читать. Так заслуживает ли визуальная новелла того же места, что и аниме-адаптация?
Теория путешествий во времени
События всего сюжета разворачиваются в Акихабаре – районе, известном сразу по нескольким причинам: как очаг моэ-культуры и «уголок юного техника». Выходит, в Акибе, как зовут ее персонажи, есть два плюса: девочки-косплеерши и много электроники. В этом уютном городке, ровно над магазином CRT телевизоров расположена «Лаборатория Гаджетов Будущего», занимающаяся, как ни странно, разработкой гаджетов.
Руководит Лабораторией девятнадцатилетний ученик технического университета Окабе Ринтаро, всерьез называющий себя сумасшедшим безумным ученым «Хооином Кёмой» (лит. «Темный Феникс») и верящий, что его преследует таинственная «Организация», которой он противостоит. В компании со страдающим избытком воображения парнем находятся шестнадцатилетняя школьница Шиина Маюри, «заложница Окарина» (Окарин – сокращение от имени и фамилии главного героя) и его сокурсник – суперхакер Хасида Итару, или просто Дару. Первая – милая и очень приветливая, равно как и наивная девушка, второй – полный как бочка отаку-извращенец. Компания преинтереснейшая.
На этой стадии сюжет, честно говоря, не особо цепляет. Но однажды Окарин как сумасшедший безумный ученый отправляется на конференцию известного профессора, посвященную машинам времени, где встречает фактически знаменитость – восемнадцатилетнюю Макисе Крис, гения физики. И уже спустя полчаса он обнаруживает девушку мертвой, лежащей в луже крови.
Шокированный Окабе бежит прочь с места событий, а попутно отправляет сообщение Дару, рассказывая о происшествии...
Стоит ему нажать на кнопку «отправить», как на его глазах реальность искажается. Когда Окарин приходит в себя, оказывается, что он стоит возле здания радиоцентра, где проходила или, точнее, будет проходить конференция, в крыше здания торчит спутникообразный аппарат, а Макисе Крис жива-живехонька! Учитывая, что помнит о случившемся только Окабе, парень начинает сомневаться в собственной вменяемости.
И вот тут-то оказывается, что отосланное сообщение о смерти Крис Дару таки получил. Но неделю назад.
Вот все, что касается пролога визуальной новеллы. Простенько, правда? Но вот начиная с первой и вплоть по последнюю, одиннадцатую, часть скучать не придется. Сюжет постепенно вьется спиралью, выгибается дугой, рвется по швам и сшивается вновь. Предсказуемостью и не пахнет – не каждый сможет догадаться, какой окажется та или иная концовка, какие события принесут следующие пятнадцать минут игры...
Эффект бабочки
Как произведение, призванное доставлять удовольствие от прочтения, тем более, под жанром «научная фантастика», «Врата Штайна» имеют весьма любопытный состав. Цитирую разработчиков: «В нашем проекте 99% науки и лишь 1% фантазии». Действительно, все использованные в новелле термины, цитаты, слэнг и теории абсолютно реальны. Даже сам концепт присутствующей в сюжете машины времени – и тот научно обоснован. К счастью, несмотря на обилие информации, утонуть в океане неизвестных слов нам не дадут – как и в «CHAOS;HEAD», в меню всегда можно глянуть список всех использующихся терминов с подробным объяснением.
Тем не менее среди многих концептов лишь один можно назвать основным: это «Эффект бабочки». Согласно этой теории, даже малейшее изменение в настоящем или прошлом может вызвать катастрофичный отголосок в далеком будущем. Так, например, одно лишь сообщение, отправленное в прошлое, может решить, кому жить, а кто должен умереть.
«Я пришел из 2036 года»
Что касается персонажей, то тут «Нитроплюс» вновь превосходят себя: помимо харизматичного и самоуверенного главного героя, нам представляют множество других интересных людей. Помимо уже перечисленных, в наличии: гениальная девушка и очень даже цундере по натуре Макисе Крис; веселая, непосредственная официантка из мэйд-кафе Фэйрис; грубоватый, но помешанный на трубках Брауна продавец Теннодзи Юджи, в чьем доме и снимают комнату главные герои, и многие другие. Лиц слишком много, но они ни капли не надоедают. Каждый персонаж приходится к месту, нет тех, кто бы совсем раздражал или казался лишним.
Более того, авторы еще и вспоминают события прошлого: упоминается небезызвестный «путешественник во времени» Джон Титор, всплывает ретро-компьютер IBM 5100, а в репликах персонажей ощутимы отсылки к «CHAOS;HEAD». Так, Дару пару раз упоминает Рыцаря Харта – никнэйм главного героя «С;H» в онлайн-игре, а на экранах Акихабары мелькает лицо FES, популярной певицы и еще одного персонажа предыдущей игры.
С сотовым - хоть на тот свет!
Техническое исполнение игры как всегда на высоте, причем «Нитроплюс» вновь вставили в игру интересную особенность. Ветераны «С;H» наверняка помнят систему восприятия реальности, когда нужно было выбирать, какую увидит герой картину событий: реальную, с долей фансервиса или же натуральное гуро.
В этот раз такой системы нам не дали, ее место занимает сотовый телефон. Девайсом можно воспользоваться в любой момент. Жалко, что позвонить любому персонажу когда душа пожелает не удастся, зато можно менять мелодию СМС и звонка, фоновый рисунок и даже посетить реально существующий сайт «Лаборатории Гаджетов Будущего».
Также, в определенные моменты приходят СМС и звонки. Отвечать на них или игнорировать – выбор игрока. Именно то, как ты относишься к сообщениям, и определяет дальнейшую сюжетную ветку. Довольно интересный аналог уже надоевших выборов – отчасти тем, что по содержанию сообщения тяжело догадаться о его влиянии на сюжет (и снова эффект бабочки).
Для того чтобы открыть все концовки, придется поломать голову. Иногда игру даже надо начать заново: на концовку, скажем, в 10-ой части может повлиять ответ на СМС в 1-ой.
Таким образом, понимаешь, что слова: «время прохождения – более 50 часов», – не просто блеф. На перебор возможных комбинаций ответов уходит много времени и сил – жаль, что катастрофически не хватает слотов для сохранений.
Наука и техника
Как можно догадаться, сейчас я расскажу немного о технической и дизайнерской составляющих игры.
Музыкальному сопровождению «Врата Штайна» обязаны композитору Такеши Або, написавшему главную музыкальную тему «Gate of Steiner» и большую часть остальных композиций. Также свою атмосферу добавляет певица Канако Ито, неизменно исполняющая открывающие композиции для многих творений «Нитроплюс» («C;H» и «Saya no Uta» в том числе). Закрывающие композиции принадлежат Сакикабаре Юи, в титрах числящейся как FES (уже упомянутая певица из «C;H»).
О саундтреке можно сказать только хорошее: он отлично прибавляет атмосферности событиям, собственно говоря, выполняя поставленную роль.
Большой поклон и сейю – роли переданы просто бесподобно, даже персонажи второго плана проработаны идеально.
Что касается рисовки, то во «Вратах Штайна» присутствует эффект некой «потертости» изображения, придающий ему львиную долю шарма и реалистичности. Если «C;H» с его чистыми, незамутненными цветами был ослепителен, то «Врата» более серы, но зато куда ближе к реальности. Поражают множественные виды Акихабары: дизайн зданий, подземки, даже синтоисткий храм – все передает дух Японии, ее быт и повседневность. С другой стороны – такое оформление больше на любителя и многим может прийтись не по нраву.
За границей времени
В целом у игрока в руках идеальная возможность познакомиться с культурой и современными легендами Акихабары, встретиться с Джоном Титором и спасти мир от дистопии от лица немного ненормального студента. Но под абсурдностью сеттинга нас ждет начинка из комедии и драмы, трагедии и научной фантастики, любовной истории и триллера – все в одном флаконе.
Возможность поиграть в визуальную новеллу, привлекающую своей оригинальностью, а не наличием огромного гарема выдается редко... Советую не пропустить ее.