Обзор Dragon's Dogma 2
В свои лучшие моменты Dragon's Dogma 2 выглядит и играет на 10 из 10, в худшие как минимум раздражает, а иногда просто издевается над игроком. И дело не только в микротранзакциях, которые добавили буквально с запуском игры или в плохой оптимизации, а в небольших моментах, которые очень часто портят впечатление от игры, и иногда вообще выводят из себя.
Восставший и его пешки
События Dragon's Dogma 2 происходят в параллельной вселенной, однако с такими же правилами существования мира, как и в первой части, - и они довольно просты. С некоторой периодичностью появятся дракон, похищающий сердце у одного из счастливчиков – это вы – и он становится Arisen (буквально «Воскресший» или «Восставший»). Основная задача Восставшего – найти и убить дракона. В этом герою помогают Pawns («Пешки») – человеко- или звероподобные пришельцы из других миров, единственная цель в жизни которых – служить Восставшему.
Если события первой части начинают развиваться сразу после свидания с драконом, то во второй история берет свое начало в каменоломне. Королева-регент прокляла вас, стерев при этом память, и сослала на работы в каменоломню, назначив при этом на ваше место фальшивого Восставшего. Все вокруг, и вы в том числе, думают, что вы – Пешка. Но тут каменоломню атакует монстр, вы чувствуете в себе силу Восставшего и после непродолжительной битвы покидаете место заключения на спине грифона и оказываетесь в первом поселении. Вот здесь игра и начинается.
Кроме создания собственного персонажа, вы также должны создать вашу основную Пешку и выбрать ему или ей одно из призваний (vocation) – местные классы. Двух других пешек можно будет нанять в специально отведенных для этого местах – они называются Rifts («Разлом»). Если вы играете онлайн, то вам будут доступны Пешки других игроков, в офлайн-режиме – только сгенерированные разработчиками. Ваши Пешки также могут нанимать другие игроки. Недостатков в этой системе нет: пока вы исследуете мир со своим основным напарником, игра просто создает копию и одалживает ее другим игрокам. Вы и ваша основная Пешка получаете опыт и повышаете уровень, арендованные Пешки этого делать не могут, поэтому есть смысл с некоторой периодичностью посещать Разлом и нанимать новых соратников более высокого уровня.
Пока ваши Пешки путешествуют с другими игроками, они получают опыт по поиску предметов и прохождению квестов, поэтому вы сможете получить от них полезные советы и подсказки во время вашего собственного прохождения. Так же можно нанять Пешек с определенными знаниями, в том числе и эльфийского языка, если вы захотите взаимодействовать с эльфами.
Также у Пешек есть склонность и специализация. Склонность определяет поведение на поле битвы – от более агрессивного до более нацеленного на поддержку. Специализация – это, например, фуражир – Пешка будет замечать точки сбора ресурсов на карте, или логист – Пешка будет заниматься инвентарем и крафтингом предметов. Вот если бы еще можно было установить свои собственные правила и ограничения, чтобы не чистить инвентарь каждые два часа.
В общем, Пешек улучшили! Они стали умнее и действительно помогают, а иногда прямо уничтожают врагов в те моменты, когда вы открываете очередной сундук. Пока я тестировал одно из призваний, Пешки выполняли за меня всю боевую работу. Делали они это малоэффективно, но это лучше, чем ничего!
Но без курьезов не обошлось. Пальцев на обеих руках не хватит, чтобы перечислить количество случайных смертей Пешек. Самым смешным был момент, когда я только потратил кристаллы разлома (валюта, которая добывается в игре и тратится, если вы хотите нанять Пешек более высокого уровня) на двух Пешек, только чтобы они утонули через тридцать минут во время обычного прыжка через пропасть.
Огнем и мечом
Со старта вам и вашей Пешке доступны четыре призвания: Боец, Маг, Лучник и Разбойник. После выполнения одной из задач в начале игры становятся доступны также Воин и Колдун. Смешанные призвания, типа Трикстер или Магический Лучник, также нужно дополнительно отыскивать в мире игры и они доступны только игроку.
У каждого призвания есть две базовые атаки и четыре способности. Пассивные способности после изучения можно использовать в любом призвании, поэтому игра мотивирует вас время от времени пробовать новые призвания. При смене вам выдадут экипировку вашего уровня, поэтому можете смело изменить класс, если выбранный не понравился.
Основные призвания почти один в один перекочевали из первой части. Боец играет как Боец, разбойник, заменивший Страйдера, также почти полностью копирующий механики оригинального класса. Воин, по-моему, стал медленнее, что вместе с проседанием кадров иногда превращает игру в слайдшоу.
Совершенно новых призваний во второй части всего два: Трикстер и Мастер оружия (Warfarer). Оружие Трикстера – это кадило и иллюзии. Сам Трикстер вреда врагам почти не наносит, а только одурманивает врагов и помогает союзникам. Я попытался поиграть за Трикстера, однако первые несколько уровней призвания все, что вы делаете, это лениво машете кадилом – такая перспектива, когда можно играть тем же Разбойником и, быстро перемещаясь от врага к врагу, сеять хаос и смерть, очень сомнительна.
Воин мне вообще не понравился. Базовые атаки стали медленнее, а очень много способностей требуют, чтобы враг стоял на месте. Кроме больших и неповоротливых огров, циклопов или слизи, все противники в игре постоянно двигаются и убегают из-под ваших ударов. Больше всего меня раздражают волки, которые еще и имеют тенденцию трусливо отступать, когда запахнет жареным.
Наибольшее удовольствие от игры я начал получать, когда изменил призвание на Мистического копьеносца, владеющего магией и двусторонним копьем, который пришел на смену Мифическому Рыцарю из первой части. Здесь тебе и быстрый рывок к врагу, и фиксирующая врага на месте магия, и щит для всей группы.
Гоблин, огр и два дракона
Если вы играли в первую часть, вы видели 80% врагов в продолжении. Абсолютное большинство времени вы сражаетесь с волками, гоблинами, гарпиями, саурианами (ящероподобные монстры) и местными бандитами. Иногда вы будете встречать могучих врагов – боссов. Огры и циклопы встречаются чаще, грифоны, драконы, химеры – реже.
Сражения с боссами очень активно использовались в промоматериалах игры и понятно почему. Для меня они – лучший аспект игры. Еще раз отмечу (и эту фразу вы прочтете еще не один раз), что изменений по сравнению с первой частью почти нет - как в бестиарии, так и в игровых механиках и способах устранения местных зловредов. Каждый босс имеет несколько показателей здоровья и разные уровни интерактивности. Вы можете, например, атаковать ногу огра, чтобы сбить его с ног, а иногда таким образом его можно даже сбросить с обрыва, или залезть ему на спину для того, чтобы поразить голову. Такие сражения не надоедают и каждый раз это очень увлекательный опыт.
В Dragon's Dogma 2 львиная доля успеха в боях зависит от вашего уровня и экипировки. Не можете побороть специфического врага? Прогуляйтесь по окрестным лесам и зачистите его от гоблинов, вернитесь и попробуйте снова. Опять же: ничего нового по сравнению с первой частью. Однако было очень смешно наблюдать, как тот же удар двуручным мечом разрывал гоблина из первой локации на молекулы и отнимал около двадцати процентов здоровья его собрату на следующей локации.
То есть, на одном только игровом мастерстве у вас пройти игру не получится – как бы вы этого не хотели. Конечно, от того, как вы оцениваете ситуацию на поле битвы, зависит сколько именно целебного зелья вы используете и выживете ли вообще, но очень часто на экране происходит такая какофония из эффектов, что остается только бегать по кругу, чтобы понять где ты вообще находишься.
Также рекомендую с умом выбирать Пешек и свои способности, чтобы иметь возможность сбивать гарпий. Иначе битвы с ними превратятся в бег по кругу в ожидании пока маг из вашей группы попадет своими заклятиями.
Наш открытый мир самый открытый из миров
В ходе анонса игры разработчики отмечали, что игровой мир Dragon's Dogma 2 в четыре раза больше карты первой части. Это действительно так, однако сама структура почти не изменилась – игровой мир открыт, но передвигаться вы будете по дорогам, напоминающим коридоры, с небольшими ответвлениями влево и вправо. Открытые локации есть, но львиную долю карты составляют именно упомянутые выше коридоры.
Здесь не то что мало контента, его стало намного больше, но Dragon's Dogma 2 страдает от бича всех игр в открытом мире: исследования не стоят того, чтобы тратить на них время. На что-то действительно интересное наталкиваешься редко, но при этом тратишь непомерно много времени на исследование окрестностей. Все сводится к тому, что рано или поздно вы открываете интерактивную карту и смотрите именно то, что интересно именно вам, будь то оружие, коллекционные монеты или уникальный босс.
Усложняет исследование мира еще и местная система телепортации. Всего в игре несколько (три, если я не ошибаюсь) точки, куда вы можете телепортироваться. Для телепортации вам нужен специальный камень, который можно найти или купить у торговцев, но стоит он недешево. Также вы можете разместить свою точку для телепортации, установив специальный предмет, количество которых так же ограничено. Поэтому большую часть времени вы будете перемещаться по карте на своих двоих. Добавьте сюда довольно скучный менеджмент инвентаря и тот факт, что предметы тяготят как вашего персонажа, так и Пешек, то бег превратится в самую настоящую пытку.
Из положительного отмечу, что мир стал более оживленным. Здесь постоянно кто-то куда-то идет. Это могут быть как Пешки, так и обычные торговцы, или повозки с волами. Если рядом начинается бой, они могут вам помочь, или попросят разобраться с врагами. Любой персонаж в игре может умереть, даже квестовый, но, к счастью, их можно воскресить.
А был ли сюжет?
Многие играют в ролевые игры ради сюжета и квестов. Baldur's Gate 3 – одна из лучших игр прошлого года – настолько высоко задрала планку качества, что мне кажется, мы не скоро получим подобную по качеству игру.
История в Dragon's Dogma 2 есть, но она даже не пытается быть хорошей. И как бы мне не хотелось это писать в очередной раз, во многом повторяет то, что мы уже видели в первой части. Вы прибываете в большой город, вам дают несколько задач, где в том числе нужно: убить монстров, куда-то проникнуть и что-то подслушать и так далее. Ну и во избежание спойлеров добавлю, что финал также в каком-то аспекте похож на предыдущую игру.
Дополнительных задач тоже не очень много. Есть как всеми "любимые" принеси-подай, так и квесты на сопровождение. Часто игра не говорит прямым текстом, что она от тебя хочет, а если говорит, то имеет в виду что-то иное. В одном из селений я получил задание спасти мальчика от волков. Сам процесс поиска был довольно интересным: сначала нужно было опросить жителей поселка, потом – идти по следу из светящихся цветов ночью. После того, как я нашел парня в пещере с волками (да, его по какой-то причине не сожрали) и разобрался с ними, игра сообщила мне, что нужно известить деда парня, который мне эту задачу и выдал. Обрадовавшись, что можно вернуться и получить награду, я сломя голову помчался назад лишь для того, чтобы понять, что под «оповестить» подразумевалось «привести его обратно». Пришлось возвращаться и буквально вытаскивать парня из пещеры, из которой он почему-то выходить не хотел. Благо умение переносить предметы также работает и на персонажах.
Каждый раз, когда в игре нужно каким-то образом взаимодействовать с NPC, мне становится тревожно, потому что почти каждый раз кто-то или перестает уходить, или вообще наталкивается на врагов, от которых его каждый раз приходится спасать.
Надоело бегать? Плати!
Сразу после выхода Dragon's Dogma 2 встретила волна критики и сотни негативных отзывов в Steam. Кроме ужасающей оптимизации для персональных компьютеров (на консолях тоже есть проблемы), в игру без какого-либо предупреждения со стороны Capcom были добавлены микротранзакции. Конечно, игроков это возмутило и будем честны - на этот раз гнев был оправданным.
Я не буду оправдывать Capcom, но отмечу, что для них добавление такого рода покупок даже в игры для одного игрока – это нормальная практика. В том же Resident Evil 4 можно приобрести патроны.
Вопросы возникают, когда игры начинают разрабатываться вокруг микротранзакций. Каждый раз, когда я умирал и у меня не хватало кристаллов для воскрешения, или когда мне нужно было куда-то далеко бежать на своих двоих, я вспоминал, что можно просто свернуть игру, пойти в магазин и решить эту проблему за пару долларов. Конечно, для получения этих покупок сначала нужно вернуться в город и никто пока не предлагает воскреснуть за чашку кофе на экране смерти, как это часто делают в мобильных играх. Но кто знает, что нас ждет завтра?
В любом случае Dragon's Dogma 2 прекрасно играется и без каких-либо покупок, но сам факт их существования в игре для одного игрока может вызвать негативные эмоции.
Плюсы:
+ интересная боевая составляющая;
+ разнообразие классов;
+ уникальная система напарников.
+ разнообразие классов;
+ уникальная система напарников.
Минусы:
- плохая оптимизация, особенно для ПК;
- мало нововведений;
- слабый сюжет и дополнительный контент.
- мало нововведений;
- слабый сюжет и дополнительный контент.
Вердикт
Dragon's Dogma 2 тяжело назвать продолжением. Игра стала лучше, но это не продолжение ни в сюжетном, ни в игровом плане. Улучшений действительно много, но и минусов тоже хватает.
Великолепная боевая система омрачается низкой вариативностью врагов и слабостью некоторых призваний, прекрасный игровой мир – коридорной структурой, низким разнообразием наполнения и дополнительного контента, уникальная система Пешек – иногда странным поведением соратников, их склонностью к повторению фраз и суицидальными наклонностями.
Исходя из достаточно критического текста можно заключить, что Dragon's Dogma 2 мне вообще не понравилась. Но в данном случае критика связана с нераскрытым потенциалом. Игра могла бы быть действительно чем-то гораздо большим, но стала лишь улучшенной версией первой части.
Dragon's Dogma 2 – скорее не продолжение, а переосмысленная первая часть с почти идентичными достоинствами и недостатками.
Рекомендую дождаться патчей, которые исправят оптимизацию, и скидок.
Итоговая оценка: 8 баллов из 10!