Новость из категории: Информация, Комиксы

5 стереотипов о комиксах, с которыми давно пора покончить

5 стереотипов о комиксах, с которыми давно пора покончить

Комиксам в том виде, в каком мы их знаем, уже больше века. Всё это время они развивались, становились сложнее, оказывались в эпицентре общественных конфликтов, превращались в острые социальные комментарии и получали почётные премии. Но до сих пор многие считают комиксы чем- то ущербным и пригодным только для маленьких детей и глупых подростков. Мы собрали самые популярные стереотипы о комиксах и попробовали объяснить, почему они неверны и комиксы достойны внимания.

КОМИКСЫ — ЭТО «КНИГИ ДЛЯ ТУПЫХ»?

Главный миф о комиксах тесно связан с культом литературы и потому особенно живуч в России. Поколение за поколением родители предлагают детям почитать книгу, а не погулять во дворе, посмотреть телевизор или кино, поиграть в компьютер или почитать комиксы. Пренебрежение к комиксам — это часть попытки общества навязать молодёжи старые, одобренные государством и школой способы досуга.

5 стереотипов о комиксах, с которыми давно пора покончить
Кто сказал, что в комиксах мало текста? В работах Алана Мура его порой даже больше, чем изображения!

Да и вне диалога «отцов и детей» комиксы часто выставляют тупым младшим братом литературы. Логика такая: комиксы, как и романы, читают, печатают на бумаге и издают в виде книг, да и в магазинах они стоят рядом. В обоих случаях текст играет важную роль. Но писатели и поэты полагаются только на мастерство слова, а авторы комиксов «жульничают», дополняя текст изображением. Поэтому любителей комиксов обвиняют в том, что они глупые и не могут воспринять текст без картинок.

Но комиксы и литература — разные вещи. Картинки в комиксе играют не вспомогательную роль, это не иллюстрации, а само повествование. Комиксы скорее уж можно назвать «живописью для глупых». Исторически они появились не из книг, дополненных картинками, а именно из подписей к карикатурам в газетах. Текст в них был вторичен по отношению к рисунку. Это наследие заметно до сих пор: восприятие хороших комиксов напоминает восприятие визуального искусства.

Чтобы понять мысль авторов, читатель должен внимательно исследовать ключевые развороты, обращая внимание на задние планы, параллели между отдельными кадрами, визуальные цитаты и подбор цветов. Взять хотя бы графический роман «Реквием. Рыцарь-вампир», подлинная ценность которого — в детализированных образах макабрического загробного мира, а не в сюжете. Или взять вдохновлённый творчеством Лавкрафта «Провиденс», фанаты которого разбирают каждую страницу на предмет отсылок и аллюзий.

Несправедливо и обвинение, что комиксы «обедняют фантазию», показывая героев и события вместо того, чтобы описывать их и давать читателю додумывать самостоятельно. Ведь то же можно сказать про кино, анимацию, скульптуру и живопись. Если так рассуждать, можно даже обвинить книги, что они, с их внутренними монологами и прямыми описаниями мыслей и чувств, лишают нас возможности домысливать и угадывать. А комиксы, раскрывающие персонажей через действия и отдельные реплики, требуют напрягать воображение. Но лучше просто помнить, что это разные виды искусства со своими особенностями, сильными и слабыми сторонами.

5 стереотипов о комиксах, с которыми давно пора покончить
В комиксах есть место научной фантастике...
5 стереотипов о комиксах, с которыми давно пора покончить
...городскому фэнтези...
5 стереотипов о комиксах, с которыми давно пора покончить
...нуарному детективу...
5 стереотипов о комиксах, с которыми давно пора покончить
...и даже реалистичной драме

КОМИКСЫ — ВСЕГДА ПРО СУПЕРГЕРОЕВ?

Самый поверхностный, но крайне живучий стереотип вызван тем, что формат комикса и жанр супергероики тесно связаны. Но и он неверен. Первоначально комиксы наследовали двум жанрам: религиозным историям в картинках и газетным карикатурам. Позже, когда в этом формате стали выходить полноценные произведения с собственным сюжетом, они были в основном комедиями, приключениями и детективами. Часто эти жанры смешивались, особенно если комикс предназначался для юной аудитории. В XX веке в Америке комиксы перешли от нуарных детективов к историям про всё более странных сыщиков и преступников, что и привело к появлению супергероев. Этот образ оказался ярким и популярным, он во многом определяет мейнстрим комиксов. Но он никогда не был единственным.

5 стереотипов о комиксах, с которыми давно пора покончить
Мало кто вспоминает, но DC означает Detective Comics. Да, Бэтмена и Супермена когдато воспринимали просто как странно одетых детективов-любителей!

Те же студии, которые выпускали комиксы про супергероев, параллельно делали комикс-версии приключенческих книг, работали в жанрах детектива, ужасов, фэнтези. Развивалась индустрия детских комиксов про героев вроде Тома и Джерри или Микки Мауса. Нельзя не упомянуть и самобытные европейские комиксы — от приключенческих комедий про Тинтина и Астерикса до космооперы про Валериана. Наконец, есть масса произведений, которые можно назвать серьёзными комиксами. Их авторы используют этот формат, чтобы показать читателям реалистичные и драматичные истории. В последние десятилетия таких проектов всё больше, но в том или ином виде они существовали на протяжении всей истории комиксов.

5 стереотипов о комиксах, с которыми давно пора покончить
Не все комиксы про супергероев, и не все супергерои — из комиксов. Есть и такие, что родом из книг, — Дикие карты Джорджа Мартина, к примеру

Ну и, наконец, сами истории о супергероях очень разные. Что общего у язвительного и циничного мага Джона Константина, одетого в цветастый костюм Человека-паука и чокнутого наёмника Дэдпула, говорящего напрямую с читателями? Стереотипу о супергероях как о сверхсильных мстителях в масках не соответствует и половина комиксов этого жанра. Он всегда был гораздо шире и включал сюжеты, варьирующиеся от научной фантастики или нуарного детектива до городского фэнтези и New Weird. Как и комиксы в принципе, комиксы о супергероях могут рассказать абсолютно любую историю. Поэтому, даже если бы этот стереотип был правдив, он ничего не говорил бы, по сути, ни о супергероях, ни о комиксах.

КОМИКСЫ — ТОЛЬКО ДЛЯ ДЕТЕЙ?

«Предки» комиксов, юмористические газетные карикатуры XIX века, были понятны скорее взрослым. На необразованных взрослых были рассчитаны и религиозные рассказы в картинках. Но первые серии настоящих комиксов вроде «Приключений Тинтина» действительно ориентировались на детей.

Позже в США появились комиксы для аудитории постарше: молодых людей, увлекающихся фантастикой и приключенческими романами той эпохи — книгами Роберта Говарда, к примеру. Но образ ребёнка как основного читателя комиксов вернулся в 1950-е. Из-за финансовых проблем крупнейшие американские издательства решили расширить аудиторию за счёт подростков и детей и изменили как маркетинг, так и содержание историй. Детям комиксы понравились, и индустрия восстановилась. Но постепенно юные фанаты выросли — и стали требовать большего как от любимых героев, так и от формата.

5 стереотипов о комиксах, с которыми давно пора покончить
«Маус»: суровая история о Холокосте, похожая на «Список Шиндлера»

В конце 1970-х старые серии становились всё более мрачными и драматичными. А главное — стали чаще появляться комиксы, не имеющие отношения к героям в трико. Яркий пример — «Маус» Арта Шпигельмана, вышедший в 1980 году. Это основанная на реальных событиях история выживших в Холокосте, где евреи изображены как мыши, а нацисты — как коты. В 1992 году графический роман Шпигельмана получил Пулитцеровскую премию, серьёзно повлияв на восприятие комиксов в мире искусства. Но простого обывателя это, конечно, не переубедило.

Надо признать, комиксы удобны для детей. Сочетание визуального ряда и текста позволяет использовать их для обучения чтению или иностранным языкам. Тот же Тинтин знаком многим, кто пытался учить французский. Кроме того, устоявшийся в середине века стереотип стал самосбывающимся пророчеством.

Редакторы и директора студий понимают, что комиксы всё равно будут ставить ближе к подростковой литературе, чем к «высокой», и не пытаются переломить общественное мнение. Даже некоторые авторы «серьёзных» комиксов ориентируются на молодёжь при выборе темы. Характерный пример — комикс «Синий — самый тёплый цвет», посвящённый теме первой любви и гомосексуальности у подростков.

5 стереотипов о комиксах, с которыми давно пора покончить
Графический роман «Львы Багдада» не стоит дарить детям, и не только из-за жестокости. Чтобы понять сатиру на Иракскую войну, надо знать историю

При этом многие комиксы посвящены проблемам, которые детям и большинству подростков будут непонятны и неинтересны. Например, «Пхеньян», рассказывающий о жизни в столице КНДР, «Персеполис» об иранской революции или Fun Home Элисон Бекдел — мемуары в формате комикса. Иные даже нельзя показывать детям из-за сцен насилия или секса. Но чаще комиксы оказываются многослойными произведениями, смешивающими «подростковых» героев и визуальный ряд с размышлениями о политике, религии, экологии и личных отношениях. И всё же многих людей, способных раскусить такую же многослойность в фильмах Тарантино или Коэнов, сбивают с толку яркие иллюстрации и репутация «детского» вида искусства.

КОМИКСЫ — СПЛОШНЫЕ БОЕВИКИ?

Есть стереотип, что в комиксах обязательно должны быть драки, погони, рушащиеся здания и гигантские чудовища. Самый простой способ его опровергнуть — привести контрпримеры, которых предостаточно. Не считая уже упомянутых «Мауса», «Персеполиса» и «Пхеньяна», даже про супергероев есть много комиксов, где боевых сцен нет или они занимают незначительную часть сюжета. Самый известный пример — «Убийственная шутка», психологический триллер про Джокера и Бэтмена. Но такие истории существуют про многих известных персонажей, от Зелёного Фонаря до Людей Икс.

Зерно истины в этом стереотипе есть. Для комиксов важно действие, изменение сцены от кадра к кадру, через которое формируется сюжет. Даже внутренний монолог героя обычно будет проходить на фоне какой-то деятельности. Чем действие ярче и необычнее, тем проще художнику что-то показать читателю. Подчеркнуть уникальность героя тем, как он берёт со стола ручку, сложнее, чем подчеркнуть её тем, как он атакует. Особенно если сама его атака — это не просто удар, а лазерный луч из глаз или фантастически сложный выстрел.

Однако не все обязаны пользоваться этим методом. Во всех видах искусства есть способы рассказывать истории просто — но авторы сознательно уходят от таких приёмов, стараются действовать сложнее и тоньше, дают публике самой интерпретировать сюжет. Это толкает на эксперименты со средствами изложения, и комиксы тут не стали исключением. Так, некоторые художники полностью уходят от реалистичного стиля. Они используют разницу между панелями комикса как иллюстрацию к мыслям героя, к примеру, «увеличивая» от кадра к кадру объект, который пугает персонажа или привлекает к себе его внимание.

Но и в самих боях нет ничего плохого. «Скотт Пилигрим» показал, как экшен в комиксах можно довести до абсурда, используя его как метафору проблем в отношениях. Да и в традиционных комиксах битвы часто выступают средством для раскрытия героев или иллюстрации каких-либо идей.

Такие комиксы претендуют на то, чтобы создавать «новую геральдику»: психологические и социальные конфликты представлены в них как сражения героев, превратившихся в живые символы. Именно это делает такими важными супергероев, представляющих расовые и прочие меньшинства, — они выступают как «гербы» своих групп среди любителей комиксов. Это лишний раз напоминает, что комикс уходит корнями в визуальное искусство.

5 стереотипов о комиксах, с которыми давно пора покончить
Европейские рисованные истории, или BD, — лучший аргумент за то, что комиксы могут быть настоящими произведениями изобразительного искусства

КОМИКСЫ ПЛОХО НАРИСОВАНЫ?

Художественные свойства комиксов часто критикуют. Броский стиль, яркие цвета, упрощённые лица и позы, характерные для многих мейнстримных проектов, служат ещё одним аргументом в пользу того, что комиксы «примитивны». Авангардные комиксы, напротив, могут казаться чересчур странными, непонятными или претенциозными. Про чёрно-белые комиксы (например, мангу) даже люди, любящие этот вид искусства в целом, издевательски спрашивают: «Их что, нужно раскрасить?»

Спор о рисунке комиксов напоминает такие же споры об аниме. В обоих случаях критики не осознают, что перед ними не узкий жанр, а громадная творческая сфера, опирающаяся на художественное наследие всего человечества и имеющая собственную историю в много десятилетий. Комиксов — сотни и тысячи. Стили их изображения варьируются от мультяшных и условных до фотореалистичных и экспериментальных. Художники комиксов отталкиваются от классической и современной живописи, кино и фотографий, карикатур и шаржей — и, разумеется, от уже сложившихся традиций и работ своих предшественников.

Впрочем, критика мейнстримных комиксов за рисунок имеет ещё одну сторону — финансовую.

Комиксы из постоянных серий выходят по жёсткому графику, который загоняет художников в рамки. Им приходится рисовать быстро, тщательно следить, чтобы кадры не противоречили друг другу, и выполнять подробные инструкции как сценариста, так и руководства студии. Рисовать комиксы — это не только искусство, но и работа, потогонная и рискованная, с очень напряжённой конкуренцией.

В таких условиях многим художникам легко потерять собственный стиль: кто-то пытается копировать классиков из страха лишиться работы, кто-то рисует фигуры всех героев одинаково, чтобы сэкономить время. Другие авторы, напротив, могут утрировать свои уникальные черты, при этом теряя внимание к деталям или повторяя некогда успешные приёмы вне зависимости от того, подходят ли они новым историям. Поэтому комиксы далеко не всегда становятся образцами хорошей живописи.

Но виноваты в этом, помимо политики корпораций и естественной человеческой лени, те самые люди, которые отказывают комиксу в статусе искусства. Именно они загоняют этот жанр в пространство индустрии, вынуждая художников и сценаристов работать в логике повторяемости, узнаваемости и простоты. Какой смысл экспериментировать или пытаться превзойти себя, если твой рисунок всё равно будет восприниматься как дешёвое развлечение, а продажи зависят от рекламной кампании, а не от качества работы? Конечно, есть авторы, готовые трудиться за идею, но ещё несколько десятилетий назад подобные аргументы останавливали многих комиксистов от того, чтобы реализовывать весь свой потенциал.

10 КОМИКСОВ ДЛЯ ТЕХ, КТО НЕ ЛЮБЯТ КОМИКСЫ

СКОТТ МАККЛАУД - «ПОНИМАНИЕ КОМИКСА»
5 стереотипов о комиксах, с которыми давно пора покончить
«Понимание комикса» хорошо описывает разнообразие комиксов и даёт понять, что это вид искусства, а не жанр

Комикс о комиксах как явлении; к слову, далеко не единственный пример нонфикшена в таком формате. Макклауд затрагивает все основные темы, связанные с этим видом искусства, — историю комиксов, теорию их создания и восприятия. Он анализирует конкретные комиксы и рассуждает о том, как этот формат может послужить для решения практических задач. Макклауд при этом не просто фиксирует уже устоявшиеся представления, а предлагает множество собственных теорий, понятий и идей. Некоторые из них вызвали — и продолжают вызывать — споры в профессиональном сообществе и среди исследователей. Но «Понимание комикса» всё равно одна из лучших и самая интересная попытка осмыслить комиксы как явление.

БРАЙАН ВОН - «САГА»
5 стереотипов о комиксах, с которыми давно пора покончить

Грандиозная космоопера, сюжет которой растянут на долгие годы. Её придумал сценарист Брайан Вон, известный по сериям «Y: Последний мужчина» и Ex Machina. «Сага» — идеальный пример «многослойного» комикса, который понятен читателям и в шестнадцать, но становится гораздо яснее в тридцать. На первый взгляд это чрезвычайно «мягкая» фантастика с множеством причудливых рас, войной, интригами, приключениями, магией и наукой. Но по сути «Сага» рассказывает историю семейной пары и её борьбы за то, чтобы вопреки всему остаться вместе и вырастить дочь. Многие метафоры семейных проблем (забота о новорождённом, отношения молодых людей с родителями и так далее) могут в пересказе показаться слишком очевидными. Но подача сюжета и яркие образы фантастического мира не позволяют заскучать или почувствовать, что тебя учат жизни.

МАРЖАН САТРАПИ - «ПЕРСЕПОЛИС»
5 стереотипов о комиксах, с которыми давно пора покончить

«Персеполис», наряду с «Маусом» Шпигельмана, вспоминают, когда надо доказать, что комиксы бывают и большой литературой. Автобиография женщины, выросшей в Иране во времена исламской революции, получила всемирное признание и была удачно экранизирована в виде одноимённого мультфильма. Комикс оказался способен как рассказать биографию конкретного человека, так и дать экспозицию всей ситуации в Иране, объяснив, что именно там произошло в 1979 году. Особой похвалы удостоился минималистичный чёрно-белый рисунок — в некоторых американских школах даже возникла идея включить «Персеполис» в школьную программу как средство обучения детей «визуальной грамотности», умению считывать и анализировать смысл изображения.

АЛАН МУР «САГА - О БОЛОТНОЙ ТВАРИ»
5 стереотипов о комиксах, с которыми давно пора покончить

Эта серия комиксов от DC вышла в рамках приключений персонажа по имени Болотная тварь, но сейчас воспринимается как самостоятельное произведение. Переосмысление образа Болотной твари стало важной вехой в карьере классика комиксов Алана Мура и заметным шагом в переходе всей индустрии к так называемому «Тёмному веку», характеризующемуся более серьёзными и мрачными сюжетами. Хотя формально история Болотной твари входит в супергеройский канон, произведение Мура скорее напоминает научную фантастику или хоррор, чем приключения супергероя. За несколько томов комикс успел затронуть множество тем, от экологии до проблем сельской Америки, а прекрасные художники воплотили задумки сценариста в виде ярких фантасмагорических образов.

МЭТТ ФРЭКШН - «ХОУКАЙ — СОКОЛИНЫЙ ГЛАЗ»
5 стереотипов о комиксах, с которыми давно пора покончить

Ещё одна «серия внутри серии», на сей раз от Marvel. Она рассказывает про супергероя-лучника Соколиного глаза, который борется с русской мафией, терроризирующей его родной квартал в Нью-Йорке. Работа Фрэкшна позволяет по-новому взглянуть на весь супергеройский жанр. Подчёркнуто локальный, скромный по супергеройским меркам уровень конфликта даёт авторам возможность рассказать человечную историю про друзей, их жизнь и интересы. Комикс включает один из самых ярких экспериментов Marvel за последние годы — целый выпуск, написанный с точки зрения частично слепой собаки, что отражено как в сюжете, так и в стиле рисунка.

ИВАН БАРАНЬКО - «ОРДА»
5 стереотипов о комиксах, с которыми давно пора покончить

Изданный на английском графический роман украинца Ивана Баранько — пожалуй, самая интересная попытка представить постсоветское пространство на страницах комикса. Сюжет «Орды» развивается в антиутопической России будущего, где правит безумный диктатор Иван Апельсинов, бывший писатель-фантаст. В комиксе отразились многие узнаваемые приметы позднего СССР и России 1990-х: Чернобыль, Чечня, отношения православной церкви и власти, распространение восточных мистических учений. Яркий пример того, как комикс может создать узнаваемый портрет эпохи, оставаясь при этом интересным фантастическим произведением.

ЖАН ЖИРО (МЁБИУС) - «ГЕРМЕТИЧЕСКИЙ ГАРАЖ»
5 стереотипов о комиксах, с которыми давно пора покончить

В этом сюрреалистическом французском комиксе действие происходит во множестве параллельных миров, между которыми перемещается главный герой. Впрочем, сюжет в «Герметическом гараже» — дело десятое: подлинную популярность ему принёс ироничный стиль отдельных мини-историй, формирующих канву повествования, и характерный стиль рисунка. Как и многие европейские комиксы, «Гараж» — авторский проект, и Мёбиус мог спокойно экспериментировать с интересующими его темами: религией, психоделикой, творчеством и иллюзорностью мира. Созданное им произведение в полной мере реализует потенциал комикса как формата, рассказывая историю, которую сложно воспроизвести в виде фильма или книги.

ГРАНТ МОРРИСОН - «НАС3»
5 стереотипов о комиксах, с которыми давно пора покончить

Боевик ещё одного классика, Моррисона, известного множеством комиксов про супергероев и грандиозной эпопеей Invisibles. Сюжет прост: группа из трёх кибернетически усовершенствованных животных (кота, кролика и собаки), которых военные использовали в качестве оружия, сбегает и отправляется на поиски дома. Военные пытаются их вернуть, но беглецы способны убить кого угодно, кто отправляется по их следам. Моррисон смог не превратить историю в слезовыжималку и не скатиться в бесконечное насилие, хотя как грустных, так и жестоких моментов в комиксе хватает. «Нас3» — яркое и противоречивое размышление о взаимных обязанностях и отношениях людей и животных.

НИЛ ГЕЙМАН - «ПЕСОЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК»
5 стереотипов о комиксах, с которыми давно пора покончить

Именно этот комикс в середине 1980-х дал старт карьере Геймана, который сейчас известен скорее как автор прозы. «Песочный человек» — громадная и не всегда последовательная история про Морфея, антропоморфную персонификацию Сна. Меняющий жанры, стили и художников, «Песочный человек» скорее антология странных идей и красивых запоминающихся образов, нежели цельное произведение. Хотя действие происходит во вселенной DC и включает немало канонических персонажей, их не обязательно знать для понимания сюжета. Зато любому читателю придётся вникать в многочисленные примечания, чтобы узнать все отсылки и цитаты.

ДЖО КЕЛЛИ - «Я УБИВАЮ ВЕЛИКАНОВ»
5 стереотипов о комиксах, с которыми давно пора покончить

Двенадцатилетняя Барбара живёт в маленьком американском городке, ходит в школу, любит играть в настольные ролевые игры, а также сражается с гигантскими чудовищами, угрожающими её дому. Келли удалось убедительно изобразить странноватого, одинокого ребёнка, а художнику Кэну Ниимуре — нарисовать, как именно Барбара видит окружающий мир. Комикс позволяет каждому читателю решить для себя, что в сюжете лишь выдумка, а что — реальность, а самое главное, даёт возможность вообще об этом не думать. В 2017 году про Барбару сняли фильм, но он оказался гораздо слабее первоисточника.

***

Сейчас комиксы обретают всё большее признание, их художники чувствуют большую свободу творчества, а аудитория предъявляет более разнообразные требования. И чем больше людей перестанет считать, что комиксы сами по себе плохи, и поймёт, что это просто ещё один способ рассказать историю, в котором есть свои провалы и шедевры, тем интереснее и ярче станет эта индустрия.

Рейтинг статьи

Оценка
5/5
голосов: 1
Ваша оценка статье по пятибальной шкале:
 
 
   

Поделиться

Похожие новости

Комментарии

^ Наверх