Судья Дредд - Джон Вагнер и Карлос Эскерра
Британские комиксы, в нашей стране почти неизвестные, богаты на колоритных персонажей - Strontium Dog, Зенит, Dan Dare, Rogue Trooper, — но мировую известность обрёл лишь один. Он и судья, и присяжный, и палач. Он закон, и имя ему судья Дредд.
В России он известен во многом благодаря американской экранизации 1995 года с Сильвестром Сталлоне, которую критики в своё время разгромили. Сам же персонаж появился во втором выпуске (или «проге») легендарного еженедельного научно-фантастического альманаха 2000 АО в далёком 1976 году. Персонаж был вдохновлён кинематографом тех лет, в основном фильмом «Грязный Гарри» с Клинтом Иствудом, герой которого решал проблемы при помощи здоровенного «магнума», и «Смертельными гонками 2000», где в антиутопичном мире будущего отмороженные гонщики катались по стране,сея хаос и разрушение.
Изначально приключения Дредда задумывались как хоррор, но ему не нашлось места в сугубо фантастическом альманахе, и так он стал суперкопом из Нью-Йорка будущего. Тогда же родился его знаменитый дизайн — сплошь чёрная кожа, наплечник с орлом, шлем, который он никогда не снимает (в том числе за отступление от этого правила фанаты разнесли экранизацию со Сталлоне в пух и прах), мотоцикл и пистолет, со временем получивший способность стрелять разными боеприпасами, что делало его универсальным оружием.
Но что же тут киберпанкового, если сам жанр оформился спустя восемь лет после дебюта Дредда? Мега-Сити представляет собой почти каноничный пример городской дистопии - монументальные здания, огромные развязки,толпы людей, трущобы, постоянно враждующие друг с другом банды. Информационные технологии пусть и не играют ведущую роль в сюжете, но органично вплетены в жизнь города (пистолеты со сканером ДНК, пожалуй, самый яркий пример), да и для хакеров регулярно находится работёнка. И пускай главный герой — человек системы, сама она настолько прогнила, что ради исполнения закона иногда приходится сражаться с её представителями, а то и с верхушкой. И, разумеется, в «Дредде» регулярно проскальзывают темы опасности технологий,тотального контроля (здесь по улицам бегают люди, которые по закону могут посадить чуть ли не любого человека), искусственного интеллекта, перенаселения, клонирования, мутантов, телепатов-псайкеров. Для полного комплекта не хватает только корпораций, виртуального мира и повсеместного распространения имплантов.
Комиксов о Дредде вышла тьма-тьмущая - шутка ли, в 2000 AD он издаётся уже почти сорок пять лет, в DC выходило две серии по паре десятков выпусков, а с 2012 года издательство IDW успело напечатать одну серию из тридцати выпусков и с полдюжины мини-серий по четыре-пять номеров, не считая переиздания классических стрипов. Для новичков подойдёт комикс «Судья Дредд. Год первый», появившийся на русском языке стараниями издательства XL Media.
И было два фильма. Версию с Сильвестром Сталлоне разругали не только критики, но и сам создатель персонажа, Джон Вагнер. В 2012 году вышла новая картина с Карлом Урбаном в роли Дредда. Критики и Вагнер приняли фильм гораздо теплее, хотя сборы, как и у первой экранизации, оказались довольно слабыми. «Судья Дредд» 1995 года был глуповатым, но зрелищным научно-фантастическим боевиком, с великолепной архитектурой города, неплохими диалогами и персонажами — смотреть его и сегодня довольно интересно (шутка ли, многие на нём выросли). Второй фильм - более динамичный и компактный экшен, в котором Дредд и его напарница, судья Андерсон, кровавым вихрем проносятся по мегазданию, забитому до отказа жестокими бандитами. И да, Карл Урбан показал, что способен раскрыть персонажа, который почти не говорит и у которого виден лишь подбородок: его Дредд получился принципиальным, бескомпромиссным и в целом ближе к комиксному оригиналу.
«Судья Дредд», к сожалению, остаётся актуальным и по сей день. К сожалению - потому что авторитаризм и полицейская жестокость с годами никуда не исчезают.