Обзор Silent Hill 2 Remake
В последние годы игровую индустрию заполонили многочисленные ремейки, ремастеры и переосмысление шедевров прошлого. И если целесообразность пересъемки фильмов вызывает множество вопросов, обновление видеоигр кажется вполне оправданным. Хотя бы потому, что игры – технологический продукт, поэтому они устаревают значительно быстрее кинолент. Плюс к этому, некоторые из них просто не запускаются на современном железе. При этом влияние человеческого фактора в играх менее заметно для пользователя, чем в фильмах, где актерское мастерство и режиссура играют ключевую роль.
Изначально ремейк Silent Hill 2 породил немало сомнений и дискуссий. То лицо одной из героинь в раннем трейлере не понравится фанатам, то возникнут претензии по графике и анимациям ближнего боя, то звуковые эффекты покажутся неподходящими… Но игре повезло: на релизе все оказалось гораздо лучше, чем ожидалось. Мы не спешили с обзором и изучили игру вдоль и поперек, причем с двух ракурсов: глазами нового игрока и ветерана, уже не в первый раз возвращающегося к Сайлент-Хилл.
С кого спрашивать?
За разработку первых четырех игр серии Silent Hill отвечало специально созданное для этого подразделение Konami, получившее название Team Silent. Именно их работа, особенно над Silent Hill 2, превратила вымышленный туманный городок в легенду и заставила фанатов годами погружаться в игровую вселенную, разгадывая местные символы и намеки. Над следующими частями работали разные студии и, в конечном итоге, это завело серию в тупик. Как результат, культовая франшиза канула в Лету и почти не подавала признаков жизни с 2012 года... пока Konami не анонсировала ремейк самой успешной второй части. Ее разработку поручили польской компании Bloober Team, которая на протяжении 8 лет выпускала достаточно неплохие психологические хорроры, таких как серия Layers of Fear, Observer, The Medium и Blair Witch. Эти игры вызывают интерес у поклонников жанра, хотя и не всем геймерам по душе.
Есть веские причины, почему Bloober Team взялась именно за ремейк именно второй части. Во-первых, такова была воля Konami, во-вторых, по словам креативного директора Bloober Матеуша Ленарта, Silent Hill 2 – это более эмоциональная и личная история, чем первая или третья части. Bloober Team предпочитает “приземленные” сюжеты, которые сосредотачиваются на чувствах персонажей, а не на оккультизме, как это было в других играх серии. Предыдущие проекты Bloober Team, в частности Layers of Fear, также обладали схожей тональностью.
Не обошлось и без ветеранов. К счастью, к команде разработчиков присоединился почти бессменный композитор серии Акира Ямаока. Он осовременил аранжировку оригинальных треков, а также создал несколько новых композиций. При этом ключевая роль звука в насыщенной атмосфере Сайлент-Хилла осталась неизменной.
Сюжет и атмосфера
Сюжет в игре не то чтобы уникален и неповторим, но интригует с самого начала. Во всяком случае, если вы любите триллеры, мистику и не боитесь бояться. Главный герой Джеймс Сандерленд получает письмо от своей жены Мэри, предлагающей ему встретиться в их "особом месте" в Сайлент-Хилл. Проблема в том, что Мэри уже как три года умерла, поэтому к этому посланию сразу возникает много вопросов. Но Джеймсу оно дарит надежду, а надежда, связанная с любимыми людьми, – сильнее оружия. Поэтому он, недолго раздумывая, отправляется в туманный город, которой давно покинуло большинство местных жителей и в данный момент представляет жалкое зрелище.
Сначала город наполнен лишь осенним туманом и домами с заколоченными ставнями, ржавчиной, брошенными вещами и граффити – этакая американская одноэтажная Припять.
У тумане утопают дома с заколоченными ставнями, мусор разбросан по улицам и все говорит о том, что это место необитаемо. Впрочем... очень скоро Джеймс обнаруживает, что это не совсем так: на его пути встретятся несколько колоритных местных жителей, но, конечно же, гораздо больше здесь жутких монстров.
Джеймс бродит по городу, сталкивается с чудовищами, ищет ключи, разгадывает загадки, узнает истории других людей. Особенно его интересует загадочная Мария, которая одновременно так похожа и так непохожа на его Мэри, что вызывает у него когнитивный диссонанс. Аналогичное чувство возникает и у игрока... если, конечно, он не играл в оригинал.
Атмосфера постепенно становится более густой и жуткой. Нагнетают ее и локации, и тьма, и звуки, и... их отсутствие. Откровенно говоря, с определенного момента игра становится настолько напряженной, что сложно играть несколько часов подряд: атмосфера такая целостная и удручающая, что кажется, будто туман Сайлент-Хилла окутал не только Джеймса, но и сознание игрока.
Звуки и музыка играют ключевую роль в атмосфере. Шорохи, чье-то дыхание за спиной, шепот, завывание, потрескивание возникают и появляются настолько неожиданно и в то же самое время уместно, что создают невероятный эффект погружения в жуткий мир Silent Hill (естественно, все это справедливо, если играешь в наушниках с широкой сценой и хорошими высокими частотами).
Стиль игры и ваши решения, как и в оригинале, оказывают существенное влияние на финал. В свое время это было чем-то революционным, но даже сейчас немногие игры предлагают такой неявный выбор пути. Кстати, развязка игры, вне зависимости от концовки, удивит большинство новых игроков своей нетривиальностью и неожиданностью.
Насколько страшен Silent Hill 2? Зависит от того, кто играет. Здесь нет резких скримеров или тривиальных пугалок, рассчитанных на внезапность. Игра предлагает постепенное погружение в атмосферу переживаний главного героя и связанных с этим страхов и чувств. Нагнетающая напряжение музыка, удручающие фоны и тревожные мысли создают уникальный опыт. Так что, после этого хоррора кто-то может задаться вопросом "что это вообще было?" и забыть о нем, а кто-то будет снова и снова возвращаться в туманный городок, размышляя над глубинами человеческих страхов.
Ну а теперь несколько слов для тех игроков, которые уже путешествовали по Сайлент-Хиллу вместе с Джеймсом раньше. Локации стали больше и гораздо более детализированными. У Эдди Домбровски выросла еще парочка подбородков, Анжела действительно изменилась не в лучшую сторону и с этим придется смириться (хотя, по-моему, учитывая судьбу этого персонажа, эти изменения удачно подчеркивают ее личность). У ремейка появилось две новых концовки – то есть две причины переиграть в ремейк, когда будет время и подходящее настроение. Всего в игре их восемь!
В игре есть и отсылки к оригиналу. Например, платье Марии из игры 2001 года висит в шкафчике. Мария спрашивает главного героя, подойдет ли оно ей. Есть даже намек на Resident Evil – пишущие машинки, которые в мире, охваченном T-вирусом, служат для сохранения прогресса.
Но больше всего изменилась графика и геймплей. О них поговорим дальше.
Геймплей
С точки зрения геймплея Silent Hill 2 – это, прежде всего, исследование локаций. Часто неторопливое и вдумчивое, поэтому вряд ли стоит посещать Сайлент-Хилл ради динамичных сцен и боев. Хотя, конечно, они здесь, более того - выжить здесь бывает не так уж и просто. Монстров в туманном городе несколько видов (немного), и самый страшный из них – легендарный пирамидоголовый. Противостоять порождениям тумана палки с гвоздями (позже – трубы), или огнестрельного оружия, которое еще нужно найти.
Кстати, этой палкой можно еще и окна разбивать, и это нужно не только для разрядки, но и для того, чтобы найти новые проходы. Патронов для огнестрельного оружия часто не хватает, их нужно экономить. В этом смысле игра напоминает классические Resident Evil. Лечебных средств здесь два вида, и их тоже не всегда хватает - по крайней мере, мне на среднем уровне сложности.
Могу сказать наверняка, бои стали сложнее, чем в оригинале - погибал я достаточно часто. А еще в Silent Hill 2 образца 2001 года можно было спрятаться от монстров, переходя из коридора в комнату, в то время как в ремейке этот лайфхак не сработает: монстры с ослиным упорством преследуют вас и не успокоятся... пока не упокоятся!
Стрельба здесь организована неплохо: качественный звук, можно настроить прицел, есть отдача и сопротивление спускового курка (естественно на DualSense) разное, в зависимости от типа оружия. А еще здесь можно уклоняться, что частенько спасает героя от неминуемой гибели.
Большую роль в Silent Hill 2 играют головоломки, загадки и поиск предметов. Они качественно вплетены в процесс исследования локаций. Головоломки стали интереснее, чем в оригинале и, мне показалось, логичнее. То есть, некоторые загадки здесь вроде и те же, но их решения – другие.
Стоит отметить удивительно грамотный геймдизайн: чаще всего ты ориентируешься в мире игры с помощью незаметных подсказок и точно знаешь куда идти. Отметки на карте появляются очень вовремя, но при этом нет впечатления, что тебя все время ведут за руку.
В оригинальной игре Silent Hill 2 используется так называемое танковое управление. То есть, персонаж двигается вперед вне зависимости от направления камеры. Для разворота игрок должен использовать отдельные кнопки для поворота влево или вправо. Такая схема управления была популярна в старых играх ужасов, но даже в те времена она не была крайне неудобной и вызвала недовольство игроков и критиков. Относительно камеры, она была статической или полустатической, расположенной под разными углами, что помогало создавать атмосферу напряженности и тревоги, типичную для жанра survival horror. В ремейк все это, конечно же, исправили.
Эстетически графика выглядит очень красиво и работает на общую атмосферу. Разработчики сохранили цветовую палитру оригинала, но все выглядит более объемным и реалистичным. А еще здесь можно светить фонариком в лицо, и персонаж будет реагировать на подобное издевательство соответствующим образом.
Модели героев неплохие и, в принципе, нормально анимированы. Правда, многим игрокам не понравились перемены в моделях Марии и Анджелы. Да, "оригинальная" Мария была гораздо более эффектной, чем обновленная, которой, к тому же, еще и накинули пару лет. Но тут уж ничего не поделать: в Европе тренд на типовую внешность, а сексуальность воспринимается как какая-то вульгарность и ущемление прав женщин.
Озвучка и локализация
Озвучивание в игре замечательное. Хотя оно отличается от оригинала, это не нарушает атмосферу, являющуюся здесь ключевым аспектом.
Технические особенности
Игра радует широкими настройками. Обычно удивляет, когда большие проекты пренебрегают такой простой функцией, как конфигурация субтитров. Здесь она не только присутствует, но и достаточно гибкая. То же касается опций графики, звука и т.д.
Ремейк Silent Hill 2 разработан на Unreal Engine 5 и это уже говорит многое! Графика здесь не впечатляющая, но очень неплохая и способствует созданию атмосферы, однако есть небольшие проблемы с оптимизацией, особенно на консолях. Игра имеет два графических режима: "качество" с разрешением 1512p и "производительность" с 1152p. Оба поддерживают апскейлинг до 4K, что улучшает качество изображения без значительных потерь в быстродействии. При движении камеры видны маленькие артефакты, и это было бы критично, будь игра более динамичной.
При этом ремейк не всегда стабильно поддерживает заявленные показатели. В режиме качества целевые 30 кадров в секунду иногда снижаются из-за динамического разрешения. Режим производительности, ориентированный на 60 кадров, еще менее стабилен: частота может падать до 45 fps. Если такие колебания вас беспокоят, лучше выбрать режим качества.
На PlayStation 5 игра использует преимущества Unreal Engine 5, в частности, систему динамического глобального освещения и отображений Lumen. Именно на качество этих параметров и влияет изменение графического режима, что достаточно заметно. К примеру, в отражениях луж видно, как они распадаются на пиксели в режиме производительности. Относительно глобального освещения, на открытых пространствах разница малозаметна, но в помещениях легко увидеть более резкие переходы между светом и тенью. В режиме качества темные участки выглядят более темными. Однако разница не критична и менее выражена, чем в случае с отражениями.
Несмотря на технические недостатки, визуальная часть ремейка остается на высоком уровне. Игроки, стремящиеся к максимальной стабильности, могут рассмотреть версию для ПК или дождаться PRO-версии консоли. Но даже с имеющимися нюансами, игра позволяет как давним поклонникам, так и новичкам полностью погрузиться в атмосферу Silent Hill.
Общие впечатления и выводы
Статус шедевра оригинальная Silent Hill 2 завоевала не сразу и далеко не все ее поняли и приняли. В 2001 году было немало критиков, упрекавших проект за нелогичность некоторых загадок, неудобное управление, недостаточную динамичность. Более того, нашлись обозреватели, которые назвали Silent Hill 2 обычным посредственным ужастиком. Но игра выдержала испытание временем и теперь, благодаря ремейку, обрела новую жизнь. Можно с уверенностью сказать, что команда Bloober справилась с поставленной перед ними задачей. И это было бы невозможно без искренней любви к оригиналу и участия некоторых ключевых фигур из оригинальной команды, прежде всего – Акиры Ямаоки с его саундтреком.
Конечно, идеал недостижим, поэтому игру можно и нужно немного покритиковать за некоторые технические недоработки – о них мы уже упомянули в тексте. Но это сущие мелочи по сравнению с тем, как мастерски в этой игре соединили новейшие технологии с оригинальным духом, как расширили локации, оставив их узнаваемыми, как тонко вплели отсылки к игре 2001 года, как добавили новые элементы, не повредив оригинальное полотно. Так что, эта игра, вероятно, придется по душе и преданным поклонникам, и тем, кто впервые решил посетить легендарный туманный город, чтобы прикоснуться к его тайнам и как следует пощекотать нервы.
Понравится как новым ценителям хорроров, так и фанатам оригинальной Silent Hill 2
Итоговая оценка: 9,5 баллов из 10.