10 причин прочитать комикс «Y: Последний мужчина»
Мир комиксов не сводится к одним только приключениям супергероев. Приятно видеть, что с каждым годом на русском выходит всё больше серий, подтверждающих эту точку зрения. В частности, в России издали немало комиксов в жанре постапокалипсиса, и сегодня мы расскажем об одном из самых ярких. Это «Y: Последний мужчина» Брайана Вона. Есть немало поводов обратить на него внимание-мы насчитали десять основных.
Комикс от издательства Vertigo
Во второй половине 80-х издательство DC Comics начало активно привлекать к сотрудничеству британских сценаристов, что стало одним из поворотных моментов в истории индустрии. Такие авторы, как Алан Мур, Нил Гейман и Грант Моррисон, привнесли в американские комиксы глубину, серьёзность и многогранность. В 1993 году DC Comics организовало отдельный импринт Vertigo, в рамках которого взялось выпускать именно такие комиксы — выходящие за привычные для индустрии рамки и нацеленные на взрослую аудиторию. Именно в Vertigo были опубликованы «Песочный человек» Нила Геймана, «Проповедник» Гарта Энниса и «Трансметрополитен» Уоррена Эллиса.
За считанные годы бренд Vertigo на обложке комикса стал не просто знаком качества, а символом того, что под ней читатель найдёт по-настоящему смелую и нетривиальную историю. Именно такой сюжет ждёт нас и на страницах «Y: Последний мужчина», который выходил в импринте в начале двухтысячных.
Вон начинал карьеру в комиксах, работая над сериями DC и Marvel, но после успеха «Последнего мужчины» сфокусировался на собственных авторских проектах
Сценарист Брайан Вон
Сегодня Брайан Вон — настоящая звезда комикс-индустрии. Он создал серии Runaways, Ex Machina и «Сага» — одну из самых неординарных и пронзительных космических опер в формате комиксов. Все эти серии подкупают выразительными героями, яркими сценами, живыми диалогами и нетривиальными сюжетами. А авторские серии Вона неизменно отличаются ещё и очень оригинальными мирами — примером может служить та же «Сага», вселенная которой населена самыми невероятными существами.
За свои комиксы Брайан Вон удостоился аж 14 премий Айснера и такого же количества статуэток «Харви», да и «Хьюго» в коллекции сценариста имеется. Вон громко заявил о себе и за пределами комиксов. Он выступал продюсером сериала «Остаться в живых» и шоураннером «Под куполом». А в конце 2018 года стало известно, что он заключил трёхлетний контракт со студией Legendary и займётся для неё разработкой телевизионных проектов и кинофильмов.
Но в 2002 году, когда стартовала серия «Y: Последний мужчина», имя Вона ещё не звучало даже вполовину так громко, как сейчас. На его счету уже были работы для DC Comics и Marvel, но по-настоящему заметных релизов за ним не числилось. Именно серия «Y: Последний мужчина» впервые в полной мере продемонстрировала его недюжинный талант рассказчика и заложила фундамент его блестящей карьеры.
Рисунок Пиа Гуэрры
Бессменная художница серии Пиа Гуэрра не из тех авторов, чьи имена на обложке моментально привлекают к комиксу внимание. Свою карьеру она начала в игровой индустрии, и, хотя попутно Пиа успевала иллюстрировать комиксы, по-настоящему громких среди них не было. Но сотрудничество с Воном позволило Гуэрре заявить о себе как о незаурядном художнике-комиксисте.
Многие долгоиграющие серии страдают от частой смены иллюстраторов, а с ними и визуального стиля. А ведь восприятие комикса едва ли не наполовину зависит от рисунка. Когда длинную серию — a «Y: Последний мужчина» насчитывает 60 выпусков — иллюстрирует один художник, это большая редкость и удача. Тем более такой хороший художник. Несмотря на некоторую «мультяшность» стиля, Пиа прекрасно удаются самые разноплановые сцены. На страницах комикса есть динамичные боевые эпизоды, мрачные и пугающие образы постапокалиптического мира, эмоциональные диалоги, постельные утехи героев — и все они отрисованы просто блестяще.
Брайан Вон то и дело предлагает читателям совершить экскурс не только в прошлое героев, но и в мир их фантазий и грёз
Мир, бросающий новые вызовы человечеству
В основе мира «Последнего мужчины» лежит незамысловатое фантастическое допущение, на которое намекает уже само название серии.
На первых же страницах мы видим внезапную гибель почти всего мужского населения Земли — помимо людей, умирают и другие живые существа с хромосомой Y. В мгновение ока цивилизация лишается большинства политических и религиозных лидеров, практически полностью обескровлены армии и многие индустрии, а автомобильные аварии и авиакатастрофы уносят жизни ещё и бесчисленного количества женщин.
Что послужило причиной загадочного бедствия, Брайан Вон решил не рассказывать. Вернее, на страницах серии есть множество вариантов ответа на этот вопрос — от научных экспериментов до воздействия магического амулета. Но какой из них верный и есть ли такой вообще, решать читателям.
Вона больше интересуют не причины вымирания мужчин, а его влияние на общество и на отдельно взятых людей. На протяжении серии мы вместе с героями побываем в самых разных уголках мира — от почти обезлюдевшей американской глубинки до всё ещё высокотехнологичной Японии, — и сценарист покажет нам самый широкий спектр последствий. Где-то женщины практически полностью подменили собой мужчин, где-то превратились в безжалостных амазонок, которые уверены, что Земля очистила себя от заразы, и стремятся уничтожить даже воспоминания о мужчинах, а где-то построили локальную утопию. То же касается и конкретных персонажей — одни пытаются отыскать способ спасти человечество, другие перед лицом неизбежного вымирания дают волю своим худшим порывам, третьи находят отдушину в выполнении долга... Брайану Вону удалось создать очень убедительную и многообразную картину мира, который стоит на краю гибели.
Обаятельный протагонист
Центральным персонажем «Последнего мужчины» выступает начинающий фокусник Йорик Браун, который совсем не похож на классического героя постапокалипсисов. Йорик совершенно не приспособлен к выживанию в полном опасностей мире, немного наивен, не уверен в себе и склонен действовать, руководствуясь эмоциями, а не разумом. Единственный мужчина на планете толком не может позаботиться о себе и вынужден полагаться на помощь женщин, берущих его под крыло.
В последние годы часто обсуждается сексуальная объективация женщин — в том числе в популярной культуре и фантастике. На страницах «Последнего мужчины» мы видим диаметрально противоположную ситуацию. Многие представительницы прекрасного пола, которые встретятся Йорику во время его приключений, от него «только одного и хотят». И многие не остановятся ни перед чем, вплоть до насилия, чтобы добиться своего.
В каком-то смысле Йорик напоминает... хоббита Фродо. У него тоже нет ни боевой закалки, ни умений, которые позволили бы уверенно смотреть в лицо опасностям. Зато он очень живой и непосредственный, его переживаниям легко сочувствовать, а целеустремленность не может не вызывать восхищения. Именно это качество героя определило магистральный сюжет серии.
Захватывающий квест и яркие эпизоды
Отправной точкой приключений Йорика становится его стремление отыскать свою возлюбленную. Беда в том, что она находится на другом континенте — в Австралии. А в условиях постапокалипсиса, когда цивилизация пусть и не исчезла полностью, но изрядно пошатнулась, добраться на другой конец света — задача крайне трудная, да и попросту опасная. Тем более что из-за неосторожности и опрометчивости героя о его существовании становится известно изрядному количеству женщин. Стоит ли говорить, что на Йорика начинается настоящая охота: прибрать его к рукам мечтают как отдельные представительницы прекрасного пола, так и целые государства. И далеко не у всех столь невинные намерения, как банальное продолжение человеческого рода.
К счастью, Йорику повезёт повстречать и спутниц, которые будут готовы ему помогать — пусть и не всегда бескорыстно. Вместе им предстоит совершить путешествие, достойное пера Жюля Верна, побывать в самых разных концах света и пережить множество невероятных приключений. В одном из эпизодов Йорик оказывается в застенках у таинственной красотки, которая подвергает юношу пыткам и заставляет его пережить психоделическое погружение в его собственный внутренний мир. В другой раз единственного, кроме Йорика, выжившего носителя хромосомы Y — его ручную обезьянку Амперсанда — похищает свихнувшаяся глава преступного мира, и героям приходится спасать пушистого зверька. А в одной из глав герои оказываются в настоящей пиратской команде, и между Йориком и капитаном морских волчиц вспыхивает непродолжительный, но бурный роман. Серия полна самых разных эпизодов — и драматичных, и забавных, и романтичных, и боевых, — которые не на шутку удивляют и врезаются в память.
Но лихие похождения Йорика — лишь один из двух пластов истории. Второй можно счесть просто фоном для приключений героев, но он не менее важен и интересен. Это рассказ о том, что происходит с цивилизацией, оказавшейся в таких экстремальных условиях. Рассуждая об этом, Вон поднимает множество интересных социальных, гендерных и этических вопросов, которые в постапокалиптическом мире обостряются до предела, но актуальны и в реальности.
Интересные женщины
Говоря о «Последнем мужчине», велик соблазн заявить, что Брайан Вон взялся писать комикс, целиком посвящённый сильным женщинам, до того, как это стало модным. Конечно, в истории, где почти все персонажи относятся именно к прекрасному полу, а борьба за выживание стала повседневностью, сильных женщин хватает. Но настоящее достижение Вона не в том, что у него в комиксе много сильных героинь — да они и не всегда такие, — а в том, что много интересных. В отличие от, в общем-то, обычного паренька Йорика, многие из девушек, которые встретятся на страницах комикса, личности крайне незаурядные — от русских тайных агентов до пираток.
Некоторые героини останутся с нами на протяжении всей истории. Например, Геро — запутавшаяся в своей жизни сестра Йорика. Те-лохранительница героя, скрывающаяся под псевдонимом Агент 355. Доктор Манн, которая стремится узнать, как Йорик избежал участи остальных мужчин. Этих женщин мы узнаем очень хорошо, заглянем в их прошлое, увидим их чувства, личные драмы и развитие характеров. Они, пожалуй, заслуживают звания главных персонажей куда больше, чем Йорик.
Другие героини лишь эпизодические — например, астронавтка, которая во время трагедии была на орбите и вернулась на Землю беременной, или агент, которая подвергла Йорика настоящим моральным пыткам, чтобы избавить его от тяжёлой психологической ноши. Но вне зависимости от того, какую роль героини играют в сюжете, все они великолепно прописаны. По этому комиксу видно, как блестяще Вон умеет работать с персонажами.
Законченный сюжет
Нередко читатели остерегаются браться за длинные серии, а то и комиксы вообще из-за того, что им не видно конца. Если речь идёт о популярных героях или вселенных, можно попросту запутаться в нумерации выпусков, внутренней хронологии или параллельных комиксных линейках. А порой бывает наоборот: полюбившийся сюжет по тем или иным причинам обрывается на полуслове, и читателю остаётся только гадать, будет ли продолжение.
С «Последним мужчиной» такого можно не опасаться — начиная читать серию, вы сразу знаете, на что подписываетесь. Она выходила с 2002 по 2008 год и насчитывает 60 выпусков. Ровно столько, сколько задумывал Брайан Вон. Сценарист полностью рассказал свою историю и сделал это именно так, как считал нужным.
Финал серии получился достаточно неожиданным, красивым и немного грустным. В общем, вполне достойным той драматичной истории, что на протяжении шести лет рассказывал Вон.
На английском серию разбивали на 10 и 5 сборников. Российские издатели остановили свой выбор на втором варианте
Полное российское издание
В России «Y: Последний мужчина» начал выходить в 2016 году, и издательство «Азбука» выбрало для него расширенный, «делюксовый» формат сборников. Вся серия уместилась в пяти увесистых томах по 250-320 страниц. Каждого из них приходилось ждать дольше, чем продолжений комиксов по вселенной DC от той же «Азбуки», зато всякий раз мы получали большую главу истории — словно бы новый сезон сериала, а не всего лишь очередной эпизод. И теперь можно ознакомиться со всеми сезонами, простите, главами разом.
К сожалению, в томиках «Последнего мужчины» нет такого обширного количества бонусных материалов, как в некоторых комиксах «Азбуки» из линеек DC, но это не вина отечественного издателя — оригинальные версии тоже не могут похвастаться дополнениями. В качестве бонусов идут сценарии отдельных выпусков и комментарии переводчицы.
Грядущая экранизация
Мода на постапокалиптические фильмы и сериалы не проходит уже много лет — вот и планы по переносу на экран приключений Йорика появились ещё до того, как серия завершилась. В 2007 году права на кино по «Последнему мужчине» приобрела студия New Line Cinema и сразу привлекла к проекту Ди Джея Карузо и Дэвида Гойера в качестве режиссёра и продюсера соответственно. Но, как это часто бывает с амбициозными голливудскими экранизациями, фильм застрял в «производственном аду» — сценарий раз за разом переписывался, Карузо и Гойер постепенно отошли от «Последнего мужчины», посвятив себя другим проектам, и права на адаптацию в итоге вернулись к Вону и Гуэрре.
В 2015 году началась работа над новой версией экранизации — на сей раз телевизионной, для канала FX. Путь сериала на экраны тоже оказался небыстрым. Несколько лет ушло на подготовку сценария — над ним трудился Майкл Грин («Логан», «Чужой: Завет», «Американские боги»), который также был назначен шоуран-нером сериала. Брайан Вон в работе не участвовал, но одобрил тот сценарий, что написал Грин.
Наконец летом 2018-го прошли съёмки пилотного эпизода, а совсем недавно, 4 февраля нынешнего года, было объявлено, что канал FX заказал сезон сериала: он будет называться просто «У». Премьера намечена на 2020 год, так что у тех, кто предпочитает смотреть экранизации подготовленным, более чем достаточно времени, чтобы познакомиться с первоисточником.
***
Если нужно посоветовать выдающийся постапокалипсис, то среди книг непременно вспомнятся «Я — легенда» и «Противостояние», из фильмов на память придут «Безумный Макс» и «Дорога», а любители игр непременно назовут Fallout и The Last of Us. Для комиксов же таким знаковым постапокалипсисом стал «У: Последний мужчина».