Рецензия на серию комиксов «Манхэттенские проекты»
Проект «Манхэттен» — одна из темнейших страниц в истории человечества. Создание первых атомных бомб стоило огромных денег и привело к колоссальным разрушениям с немыслимым количеством жертв. Но Джонатан Хикман решил развить идею проекта ещё дальше. Так на свет появился комикс «Манхэттенские проекты», в котором создание атомной бомбы — далеко не самое страшное достижение человечества.
По сюжету американская армия привлекает к своим разработкам самые выдающиеся умы планеты. Среди них — Альберт Эйнштейн, Энрико Ферми и Роберт Оппенгеймер. И в головах гениев начинают рождаться идеи, которым лучше бы вообще не появляться на свет.
В комиксе Хикмана наука предстаёт интригующей и хаотичной силой. Учёные двигают человечество вперёд чуть ли не каждый день, но делают это радикальными и не особо гуманными методами. Вопросы этики их не волнуют — герои настолько зациклены на своих открытиях, что не замечают ничего вокруг.
Хикман любит показывать прошлое своих персонажей, зачастую довольно трагическое. Это могло бы помочь проникнуться к ним симпатией, но на деле создаёт сильнейший контраст между великими помыслами людей и их низменными желаниями. Например, Оппенгеймер страдает от расстройства множественной личности и пожирает других людей, чтобы впитать их знания. А Эйнштейн — хронический алкоголик, сделавший своё величайшее открытие фактически случайно. Сценарий умело оперирует реальными фактами из биографий учёных, соединяя их с оригинальными художественными находками. Особый интерес представляет альтернативная история, описанная в комиксе: хикмановская версия событий середины прошлого века кажется на удивление правдоподобной.
Учитывая народную любовь к конспирологическим теориям, нет ничего удивительного в популярности «Манхэттенских проектов». Это по-хорошему вычурный комикс, который заключает не самые любопытные научные факты и формулы в невероятно притягательную сюжетную оболочку. Ещё одно его достоинство — рисунок Ника Питарры. Художник не боится изображать гротескные, местами отвратительные сцены. И они работают на подкрепление главного тезиса: наука — это зачастую помешательство, разрушающее жизни.