Рецензия на аниме «Кии – металлический идол»
Кто бы что ни говорил о робототехнике, но лишь в Японии она выросла до таких невероятных масштабов. Ей отведен целый жанр в анимации – меха, где можно повстречать машины самого разного вида и назначения. Огромные и микроскопические, смертельно опасные и безобидные, рабы логики и своевольные механизмы с искусственным интеллектом – все они, созданные людьми, стараются не отставать от создателей, так или иначе, чётко выполняя свою программу. И вот среди всего этого великолепия, смело шагая по жизни, держит путь к своей судьбе одна странная девочка, которая не ест, не пьёт, не спит, не моргает, почти не разговаривает... Впрочем, обо всём по порядку.
«Как вы яхту назовёте...»
Пятнадцатисерийная OVA «Кии – металлический идол» рисовалась в период с 1994 по 1997 год студией «Pierrot». Автором оригинала и режиссёром был Хироаки Сато, который также написал сценарий к «Белому альбому» и являлся ассистентом Кацухиро Отомо при создании «Акиры». Более ничем значительным Сато не отличился. Согласно одному из интернет-ресурсов, «Кии» переводится с японского как «странная, чудесная», а латинская транслитерация «Key» – провокационная глупость. Разберёмся, что к чему.
Сюжет
История начинается со смерти робототехника Мурао Мимы. Последней волей учёного был наказ своей внучке обязательно стать человеком. Оказавшись в нелёгком положении, она вынуждена уехать из родной долины в Токио, ведь только там можно собрать без малого тридцать тысяч людей, чтобы дедовский наказ сбылся. Побродив до вечера по многолюдным районам города, Токико (или просто «Кии») неминуемо попадает в загребущие лапы сомнительного шоу-бизнеса. Благодаря счастливейшей случайности ей удаётся избежать неприятностей, и впредь за ней присматривает верная подруга Сакура, что давно живёт и работает в столице. Вместе они прокладывают Кии дорогу к вершине истинной славы.
«Хорошими делами прославиться нельзя»
Свалившаяся буквально из ниоткуда на голову верной подруги, Кии, в силу своей неопытности, с лёгкостью превращает пустяковые бытовые дела в чрезвычайные происшествия. Принимая душ, она будет мыться до потери сознания, а просмотр телевизора в конечном счёте привел несчастный агрегат к смерти. Прогулки в городе тоже не обходятся без приключений: то она чуть не упала с крыши, то угодила в секту, то сорвала концерт обожаемой фанатами певицы Михо Уцусэ. Глядя на эту ходячую катастрофу, впору задуматься: «Неужели для неё и правда есть место на сцене?». Это при всём том, что ни танцевать, ни петь Кии не умеет. Вот какое «наследство» досталось Сакуре, и сделать из него суперзвезду – задача тяжёлая, особенно когда ты, забыв о личной жизни, пашешь на нескольких работах и ночуешь в крохотной квартирке. Но всё как-то уж слишком гладко, добавим тёмных и зловещих тонов.
В таком мегаполисе, как Токио, глупо предполагать наличие всего одного робота. Не менее глупо предполагать, что другие роботы будут преследовать добрые намерения, ведь машина чаще всего представляет собой образ, вселяющий страх в жалких людишек. Не обошла эту тему и наша картина. На противоположную чашу весов сюжет кладёт отряды стальных исполинов под руководством Дзинсаку Аджо – главы могущественной военно-оружейной компании. Он буквально помешан на собственных роботах, зовет их «сыновьями», только вот незадача: детище Аджо не то что разговаривать – передвигаться с трудом умеет. Естественно, ключом к решению всех проблем с металлическими потомками является Токико.
Все точки над Кии
Нестандартное произведение: вроде бы и фантастика, но в Токио нет и тени футуризма, вроде бы и меха, но огромных роботов не видать, зато драмы и музыки более чем достаточно. Равняться на Михо и превзойти её – такой путь выбрала для себя Кии. Пешка против королевы? Забавно, но дойдя до эндшпиля, первая и последняя сравняются в силе. Двум таким фигурам на одной доске живется некомфортно, и за сценическую славу в этой партии платят жизнью. Мир шоу-бизнеса как никогда коварен и жесток, быть может, даже чересчур. Идеал сказочной жизни поп-звёзд в этом произведении растворяется на глазах.
А что же Кии? Глянешь на неё, и в голове сразу всплывает образ Лэйн – их определенно что-то роднит. Быть может, происхождение, ведь одна с виду девочка, а на деле программа, вторая тоже внешне не отличается от человека, но способна поистине творить чудеса. В конце сериала Токико из механической куклы превращается в обыкновенную пятнадцатилетнюю девочку. Этот самый путь – путь эволюции, развития, перевоплощения – и будет продемонстрирован. За всё время просмотра перед глазами проходит множество насущных истин о непростой жизни роботов и усилия, необходимые, чтобы стать человеком.
Input
Для 1994 года качество рисовки держится на хорошем уровне: если второстепенные персонажи и массовка хранят шаблонность, то главные герои, особенно на крупных планах, показаны отлично. На задники полагаться не стоит, они слабо детализированы, чего не скажешь о различной механической начинке – всегда чёткие пружины, шестерёнки, проводки. Названия серий и вовсе представлены в виде языковых операторов: begin, goto, run, exit. Музыкальное сопровождение, за исключением песен (за «Колыбельную» стоит сказать спасибо), ничем похвастаться не может. Присутствует лёгкая обнажёнка, но Харухи вас упаси подумать о чём-то низменном, когда она полезет в кадр.
Output
Перейдём к претензиям. Однозначно можно сказать, что эта работа на любителя. Своего рода внеклассное чтение, произведение по выбору на досуг. Тому есть причины, вот одна из них. Ровно до тринадцатой серии с хронометражем всё в порядке. Но чувствуется, что не успеет картина обо всём рассказать. В короткий стандарт не уложились, а на двадцать шесть серий растягивать оставшееся будет уже слишком. В итоге две последних сери растолстели до полутора часов каждая (как два фильма, извините), и в них зрителю именно расскажут (тягомотные беседы со срывом покров и множественными флешбэками), как оно было на самом деле. В общем, мы вас предупредили. Если дотерпите, то в коллекции странных барышень станет на одну больше. Эх, Токико, я гляжу ей вслед – ничего в ней нет, а я всё гляжу, глаз не отвожу…