Новость из категории: Книги

Затонувшая земля поднимается вновь - М. Джон Харрисон

Затонувшая земля поднимается вновь - М. Джон Харрисон

Шоу живёт в съёмной квартире, ищет работу, изредка встречается с женщиной по имени Виктория Найман и навещает в доме престарелых мать, страдающую деменцией. Сам Шоу не знает, кто он и зачем пришёл в этот мир; но однажды он встречает странного мужчину и оказывается втянут в теорию заговора... Виктория ремонтирует дом умершей матери, пытается обустроиться на новом месте и найти друзей — вот только загадки всё множатся. Что случилось с её матерью, а затем и с подругой, официанткой Перри? И почему маленький благообразный городок так одержим старой викторианской сказкой «Дети воды»?

М. Джон Харрисон — британский прозаик, лауреат множества литературных премий, бывший главный редактор легендарного журнала фантастики New Worlds — считается культовым автором в кругу интеллектуалов и эстетов. Критики называют Харрисона лингвистическим художником, а его прозу считают тревожной и неотразимой. Это в равной степени относится и к нестандартной космической опере «Свет», и к циклу «Вирикониум» о вымышленном городе на умирающей Земле, и к его новому творению.

Жанр романа определить достаточно трудно. На первый взгляд, это конспирологический триллер, но если вы ожидаете погонь, тайных обществ, шпионского заговора и эффектного противостояния героев и злодеев, то наверняка останетесь разочарованы. Да, Шоу работает в странном офисе и раз в неделю ходит к медиуму, а его начальник каждый день заполняет интернет-сайт, посвящённый таинственным людям воды. Да, Виктория отмечает необычное поведение соседей, пытается разгадать загадку исчезновения подруги, а по вечерам слышит странный голос, зовущий её из тьмы у озера. Но дети воды в романе выступают не столько как часть мифическо-реальной картины мира, свойственной магическому реализму, — хотя Харрисон не говорит напрямую о том, что их не существует, — сколько метафорой, иллюстрирующей возвращение героев к самим себе. Подобно тому, как в дидактической сказке викторианского писателя Чарльза Кингсли трубочист Том превращается в дитя воды и проходит путь нравственного совершенствования, потерянные герои Харрисона обретают себя благодаря этой легенде.

Но подлинный главный герой романа — не Виктория и даже не Шоу, а язык. Сложная, мастерская стилизация и необычные метафоры — неотъемлемая черта всех книг Харрисона, и «Затонувшая земля» не исключение: текст очень плотный, насыщенный и подлинно красивый. Персонажи ремонтируют дома, покупают и высаживают розы, работают в офисах и ужинают в барах, предаются воспоминаниям, разговаривают и пытаются осознать себя. Но внутреннее здесь превалирует над внешним — размышления героев составляют большую часть сюжета, и порой текст, полный неясного напряжения и полускрытых намёков, почти неотличим от потока сознания. В нём много аллегорий и игры слов, а политические события и социальные движения переплетаются с фантазией и британским фольклором. Он пронизан ощущением тревоги и отчуждения, но эти ощущения связаны не с опасными происшествиями или сюжетными поворотами, а с тем, как герои воспринимают мир вокруг себя. Однако любителям динамичной прозы и частых экшен-сцен роман едва ли понравится — он медленный, завораживающий и текучий, словно неторопливая река.

Волшебная книга

Роман получил Приз университета Голдсмите за «роман, раздвигающий границы литературной формы». Стал Книгой года по версии журнала New Statesman. Был номинирован на премию Британской ассоциации научной фантастики. А Нил Гейман назвал роман Харрисона «волшебной книгой».

Вердикт

Медленная, плавная и блестяще написанная книга о глубинах памяти, мифах, современном Лондоне и неправильно прожитой жизни.


Итоговая оценка: 8 баллов из 10!

Рейтинг статьи

Оценка
5/5
голосов: 1
Ваша оценка статье по пятибальной шкале:
 
 
   

Поделиться

Похожие новости

Комментарии

^ Наверх