Новость из категории: Фильмы

Знаменитые саундтреки к фантастическим фильмам и их создатели

Знаменитые саундтреки к фантастическим фильмам и их создатели

По традиции, которой редко изменяют, в темноте кинозала музыка приветствует зрителя первой и остаётся с ним вплоть до финальных титров. Случается, что и покидая сеанс, зритель уносит её с собой. В честь 94-й церемонии вручения премии «Оскар» вспоминаем самых известных композиторов, уже отмеченных золотой статуэткой за создание оригинальных саундтреков к фантастическим фильмам.

Искусство саундтрека


Знаменитый британский актёр и писатель Стивен Фрай причислил современную киномузыку к главным наследникам классического жанра. Но за фантастические возможности, предоставляемые современными технологиями, кинокомпозиторы часто платят свободой творчества, лишаясь главенствующей роли в создании собственной партитуры. Каждый звук, каждая нота, сопровождающая действие на экране, подчиняется общему замыслу и в случае необходимости проходит цикл метаморфоз, иногда меняясь до неузнаваемости. Ценность даже самого яркого саундтрека в кино определяется в первую очередь не его оригинальностью или революционным звучанием, а способностью усилить впечатления зрителя при просмотре картины, подчеркнуть патетику ключевых моментов или сгладить сценарные огрехи, добавить целостности истории, разворачивающейся на большом экране.

Но даже в суровых условиях современной киноиндустрии, всецело подчинённой кассовым сборам, было бы опрометчиво называть вклад композитора в итоговую картину исключительно утилитарным. Истории известны примеры саундтреков, не только идеально исполнивших свою сопроводительную функцию, но и заживших собственной жизнью. Они стали самостоятельными маркерами произведений, для которых их создавали, и звуковой визитной карточкой, по первым нотам которой мгновенно узнаётся стоящий за музыкальным произведением мир. В этом и заключается великая сила профессионально написанного саундтрека к картине.

В тесной связи оригинальной мелодии с определённым видеорядом заключается и основное отличие современного саундтрека от классической музыки. Саундтрек выполняет свою первостепенную задачу — своеобразную звуковую инкрустацию киноленты, — соответствуя изображению на экране.

Прибегая к помощи музыки для усиления общего эффекта от картины, создатели кинофильмов обычно чередуют два стандартных приёма. В первом случае музыкальное сопровождение по настроению соответствует разворачивающейся на экране мизансцене: героические поступки возвеличиваются патетическими звуками валторны и грохотом литавр, признания в любви звучат ещё более одухотворённо благодаря трогательным переливам флейты.

Но есть и обратный приём, когда музыка становится антитезой к видеоряду, резче оттеняя происходящее на экране своей нарочитой неуместностью. Яркие примеры можно отыскать в фильмах ужасов, где леденящие душу события разворачиваются под детские песенки или безмятежное мурлыканье арфы.

Череда чудесных признаний


Одним из первых композиторов, привлечённых к созданию оригинального саундтрека, стал Камиль Сен-Санс. Он написал музыку к короткометражному фильму «Убийство герцога Гиза», вышедшему на большие экраны больше века назад, в далёком 1908 году. До эры звукового кино тогда оставалась ещё пара десятилетий, и партитура Сен-Санса исполнялась вживую, непосредственно во время кинопоказа.

В 1935 году значимость музыки для фильмов признала американская Академия кинематографических искусств и наук, добавив к списку номинаций на «Оскар» сразу две: за лучшую песню и лучший оригинальный саундтрек.


«Волшебник страны Оз» стал первым фильмом фантастического жанра, награждённым за саундтрек...

Первым композитором, получившим «Оскар» за саундтрек к фэнтези-фильму, стал в 1940 году Герберт Стотхарт, создавший музыку к «Волшебнику из страны Оз». Зрители и критики тепло встретили фильм, и он быстро перешёл в золотой фонд голливудской классики. Съёмки проходили в непростые 1930-е, и для измученной Великой депрессией Америки красочная сказка должна была послужить утешением и символом надежды — и Герберт Стотхарт внёс немалую лепту, наполнив саундтрек весельем и светом.

Другие авторы заранее написали для фильма несколько песен, вокруг которых Стотхарту и предстояло выстроить музыкальную композицию. Финальная партитура включала в себя сведённые к общей тональности песни, обрамлённые оригинальной музыкой Стотхарда, популярные мелодии прошлых лет, а также отрывки из произведений Модеста Мусоргского, Феликса Мендельсона и Роберта Шумана. Саундтрек работает в одной плоскости с видеорядом: история ухода и возвращения Дороти замыкается в кольцо, а следующая за сюжетом музыка усиливает эффект: начало картины рифмуется с финалом через одинаковую воодушевляющую тональность ре-бемоль мажор.

Песни и музыкальные темы «Волшебника из страны Оз» вошли в золотую библиотеку саундтреков. Они до сих пор встречаются во множестве фильмов, в том числе и фантастического жанра: примером может послужить хотя бы тревожный March of the Winkies, звучащий, кроме прочего, в «Ральфе» (2012) и «Скуби-Ду!» (2020).

После триумфа Герберта Стотхарда в течение следующих лет саундтреки к фильмам фантастического жанра ещё не раз отмечались академиками, попадали в шорт-листы номинаций и даже завоевали несколько наград.


...а «Пиннокио» — первым мультфильмом

В 1941 году заветная статуэтка впервые досталась мультфильму. За музыку к сказке «Пиноккио» награду получили сразу трое композиторов: Ли Харлайн, Пол Смит и Нед Вашингтон. Забегая вперёд, отметим, что благодаря «околомюзикловой» специфике сказочные мультфильмы ещё не раз будут становиться лауреатами «Оскара» за лучшую музыку.

Через год после победы «Пиноккио» премия за лучший саундтрек досталась мистической комедии «Дьявол и Дэниэл Уэбстер». Её получил признанный голливудский мастер Бернард Херрманн, будущий автор великого саундтрека к хичкоковскому «Психо» (1960), а также к некоторым другим лентам прославленного режиссёра. Позже композитор работал и над научно-фантастическими фильмами, среди которых стоит отметить «День, когда Земля остановилась» (1951) и «Путешествие к центру Земли» (1959). Создавая саундтрек к кинолентам, Херманн наполнял свою музыку яркой индивидуальностью и старался придать ей достаточно самостоятельности, чтобы в дальнейшем она могла существовать за пределами фильма. Благодаря этому его мелодии стали узнаваемой классикой, а сам он и его подход к работе — образцом для подражания сразу для нескольких поколений кинокомпозиторов.

В следующий раз сказка или фэнтези получит награду за лучший саундтрек лишь двадцать лет спустя. Маленькое чудо принесёт восточный ветер: в 1964 году на большие экраны вышла «Мэри Поппинс», и золотая статуэтка досталась братьям Ричарду и Роберту Шерманам. Их музыка к фильму наполнена жизнерадостностью и оптимизмом. Обманчиво простые мелодии при желании под силу напеть любому зрителю, они моментально застревают в памяти и крутятся в голове ещё долго после просмотра фильма. В 1960-е годы братьев Шерманов называли любимыми композиторами Уолта Диснея, и даже после его смерти они ещё много лет создавали звуковое сопровождение к каждому второму фильму студии, дополняя их бодрыми нотками жизнелюбия и оптимизма.

Искусство напугать: Джерри Голдсмит


Знаменитые саундтреки к фантастическим фильмам и их создатели
Джерри Голдсмит, автор жуткой музыки к «Омену», «Полтергейсту», «Гремлинам»

Получить признание соратников по музыкальному цеху порой сложнее, чем завоевать награду киноакадемии: слишком самобытные у каждого композитора подходы, слишком разные у всех методы оценки чужой гениальности. Но не в случае Джерри Голдсмита.

О своём выборе профессии композитор рассказывал так: «Помню, когда мне было лет 14 или 15, я посмотрел „Заворожённого". Я вышел из театра влюблённым в Ингрид Бергман и в музыку, написанную Миклошем Рожей. В тот момент я решил сделать две вещи: жениться на Ингрид Бергман и писать музыку для кино». С улыбкой Голдсмит добавил, что хотя бы одной цели ему достичь удалось.


За свою музыкальную кинокарьеру композитор создал больше сотни саундтреков. Его работы 18 раз номинировались на «Оскар», но победу Голдсмит одержал лишь однажды: в 1977 году высокой награды удостоилось его музыкальное сопровождение к «Омену». Не в последнюю очередь благодаря этому пронизывающему до мурашек саундтреку фильм стал культовым, положив начало франшизе.

Едва приступив к работе над мрачной историей о пришествии на землю Антихриста, композитор выразил ключевую идею своего будущего саундтрека тремя словами: «Я слышу голоса». Для нагнетания саспенса Голдсмит использовал хор, исказив григорианские песнопения, будто отразив саму их суть в кривом, Богом проклятом зеркале. Музыкальным сердцем картины стала ужасающая композиция Ave Satani — осквернённая модификация литургической службы, превращённая в чёрную мессу. Хор стонет под тревожный диссонанс струнных и зловещие завывания духовых, по меткому определению самого композитора «издавая странные звуки, которые не обязательно музыкальны, но используются как музыкальные», пугая зрителей до мурашек ещё на вступительных титрах.

Вклад Джерри Голдсмита в развитие музыки к кинофантастике не ограничился саундтреком к «Омену». В 1968 году композитор вновь был номинирован на «Оскар»: киноакадемия высоко оценила музыкальное сопровождение к «Планете обезьян», своей атональностью идеально рифмующееся с тревожащей, иномирной атмосферой фильма. Желая добиться незнакомого зрителю звучания, Голдсмит использовал в записи самые неожиданные инструменты, среди которых нашлось место и перевёрнутым железным мискам, и даже резиновым мячикам.

В 1979 году вышел полнометражный «Звёздный путь», не с первой попытки покорившийся мастеру. Фильм в итоге получил собственный волнующий лейтмотив, зовущий зрителя вместе с командой «Энтерпрайза» исследовать отдалённые уголки космоса в поисках новых чудес и открытий. В том же году Голдсмит создавал музыку к «Чужому», а пару лет спустя его привлекли к работе над «Полтергейстом» (1982) и «Гремлинами» (1984). А саундтрек к диснеевскому мультфильму «Мулан» (1998) принёс композитору его последнюю номинацию на «Оскар».

Джерри Голдсмита не стало в июле 2004 года. Яркими чертами его музыкального наследия можно назвать смелость в использовании нестандартных подходов к созданию саундтреков, постоянный поиск оригинального звучания и широкий набор задействованных в записях инструментов, от ксилофона до пастушьего рожка.

От космоса до волшебства: Джон Уильямс


Знаменитые саундтреки к фантастическим фильмам и их создатели
Произведения Джона Уильямса часто исполняют на концертах. Иногда оркестром дирижирует сам композитор

Выход в 1977 году первого фильма космической саги «Звёздные войны», тогда ещё не имевшего ни порядкового номера, ни подзаголовка «Новая надежда», стал для мира кино потрясением по целому ряду причин. Далеко не последняя среди них — музыка Джона Уильямса, к тому моменту уже дважды оскароносного композитора, после оглушительной премьеры «Звёздных войн» окончательно причисленного к великим.

Триумфальная, наполненная ликованием главная музыкальная тема будущей франшизы встречает зрителя звуками фанфар уже на вступительных титрах, дерзко заявляя о значимости представляемой на экране картины. Построенный на индивидуальных лейтмотивах саундтрек придаёт героям объёма, помогая им выглядеть по-настоящему живыми и удивительно уместными в оркестровом звучании далёкой-далёкой галактики. Как в первом, так и во всех последующих фильмах саги редки моменты тишины: музыка Джона Уильямса практически не умолкает, рассказывая историю Скайуокеров на собственном языке гармонии и ритма.

Кстати, прежде чем стать композитором, Уильямс был профессиональным джазовым музыкантом. Этот опыт подарил зрителям зажигательную композицию Cantina Band, встречающую юного Люка Скайуокера при входе в межгалактический бар космопорта Мос-Эйсли.

В интервью журналу New Yorker Уильямс называет свою многолетнюю работу над саундтреком к «Звёздным войнам» необыкновенным путешествием. А режиссёр двух фильмов новой трилогии Джей Джей Абрамс признаётся, что участие композитора такого уровня в их проекте — практически «жульничество», потому что Джон Уильямс «пишет чувства». И лучше любого знает, как заставить воспарить зрительские сердца.

Саундтрек к «Новой надежде» принёс композитору его третий «Оскар», но Уильямс не привык останавливаться на достигнутом. Впереди его ждал новый фантастический вызов — и четвёртая статуэтка за «Инопланетянина» (1982), срежиссированного старинным другом композитора Стивеном Спилбергом. В музыкальном сопровождении сочетались страх неизвестности, привлекательность загадки и толика волшебства. Сотканный из нежности флейты и романтичности струнных мажорный саундтрек то и дело сбивался на меланхолический лад. Отражая удивительную переменчивость жизни и подчёркивая драматичность истории о дружбе маленького мальчика и затерявшегося на Земле инопланетянина, к финалу фильма музыкальная дорожка становится всё насыщеннее и усиливает переживаемый зрителями катарсис пронзительным крещендо.

Сейчас в коллекции Джона Уильямса пять «Оскаров». За более чем полувековую карьеру он стал рекордсменом по числу номинаций — их у него больше полусотни. Среди них есть две особенно значимые для фантастического жанра работы — пусть они не принесли Уильямсу награду киноакадемии, но остались важной кинематографической вехой.

Первой из них стал звенящий надеждой саундтрек «Супермена» (1978). Исполнитель главной роли Кристофер Рив однажды заявил, что без музыки Джона Уильямса способности Супермена стремительно идут на спад: «Поверьте, если вы попробуете летать без его музыкальной темы, у вас ничего не выйдет. Один шаг, второй — и вы уже падаете...» Написанный Уильямсом саундтрек ещё долгие годы служил образцом для всех экранизаций комиксов о супергероях.


Созданная Джоном Уильямсом музыкальная тема, вдохновлённая образом совы Букли, стала одним из главных лейтмотивов «Гарри Поттера»

Вторым бесценным (и не оценённым киноакадемией) даром Джона Уильямса кинематографу была его работа над «Гарри Поттером» (2002). Самая узнаваемая мелодия франшизы — тема Букли, белоснежной совы главного героя, — выразила собой саму магию, став музыкальным символом и своеобразным талисманом всей серии фильмов, который передался и «Фантастическим тварям» (2016).

Композитор сумел уловить и — благодаря необычному звучанию клавишного металлофона (челесты) — передать в звуке ауру волшебства и ощущение полёта, так ассоциирующиеся с развевающимися совиными перьями — и со всеми чудесами, что совы с письмом принесли в жизнь Гарри Поттера.

В феврале 2022 года Джону Уильямсу исполнилось 90 лет. Сейчас он работает над саундтреком к грядущему фильму Стивена Спилберга The Fabelmans и музыкальной партитурой пятого «Индианы Джонса», продолжая, как и прежде, воплощать мечты в звучащую реальность. Не раз работавший с композитором Спилберг однажды сказал: «Без Джона Уильямса не летают ни велосипеды, ни мётлы на матчах по квиддичу, ни люди в красных плащах».

Некоронованный король: Ханс Циммер


Знаменитые саундтреки к фантастическим фильмам и их создатели
Ханс Циммер на презентации «Тёмного рыцаря»

Немыслимо, но у знаменитого Ханса Циммера всего один «Оскар» — за саундтрек к мультфильму «Король Лев»! Но это же Ханс Циммер. С учётом культурных заслуг и 11 номинаций на «Оскар» позволим живому классику остаться в нашем списке.

Нет смысла отрицать, что работы Циммера чрезвычайно сильно повлияли на развитие всей музыкальной киноиндустрии двух последних десятилетий. Саундтрек композитора к трилогии Кристофера Нолана о Тёмном рыцаре, написанный в соавторстве с Джеймсом Ньютоном Ховардом, изменил сам стандарт звучания супергеройского кино. Музыка Циммера задаёт каждой картине трилогии особый тон, а раздавшаяся в финале первого фильма тема Бэтмена самостоятельно возвещает о становлении Рыцаря Готэма. Она, по сути, эффектно завершает лишь едва наметившийся путь, тем самым помогая истории вслед за Брюсом Уэйном обрести самодостаточность.


Музыка Ханса Циммера преодолевает земную гравитацию вместе с героями «Интерстеллара»

Для создания первых набросков к «Интерстеллару» композитору хватило нескольких присланных режиссёром строк: «На бумаге был короткий рассказ, не более чем краткое изложение, об отце, который оставил своего ребёнка, отправляясь делать важную работу». Циммер — отец четверых детей, он быстро уловил ту боль, что предстоит пережить персонажам в разлуке, и смог в нескольких нотах выразить присущую им стойкость и упрямое движение к цели. Кристофер Нолан, прослушав результат, поблагодарил, добавив, что теперь он точно знает, что именно снимать.

Логичным продолжением реставрации музыкальных традиций в экранизациях комиксов стала работа над «Человеком из стали», новым фильмом про Супермена. Здесь Циммеру довелось впервые поработать с Заком Снайдером и побороть свой страх перед игрой на поле великого Джона Уильямса. По словам Циммера, ему понадобилось три месяца только на то, чтобы собраться с духом и приступить к работе. При детальном изучении готовящейся картины страх отступил окончательно: будущий фильм рассказывал совершенно иную историю Супермена, создавал нового персонажа, заметно отличного от героя Кристофера Рива. Никакого соревнования с Джоном Уильямсом больше не было. Осталось лишь желание лучше раскрыть человеческую сторону Кларка Кента, уделить внимание миру, в котором он рос.

Сегодня влияние Циммера можно услышать в каждом втором современном трейлере, использующем раскатистый ритмичный «бам» для нагнетания атмосферы. Стоит ли удивляться, что, замахнувшись на экранизацию «Дюны», режиссёр Дени Вильнёв обратился именно к Циммеру? К работе композитор приступил с единственным желанием: создать нечто особенное, в первую очередь абсолютно не похожее на «Звёздные войны». Отказавшись от классического звучания симфонического оркестра, Циммер отдал предпочтение живому голосу, библиотеке синтезированных звуков, скрежету металла и искажённой до неузнаваемости гитаре. Финальным аккордом стали предложенные Вильнёвым волынки. Сотрудничество оказалось плодотворным.

Властелин Средиземья: Говард Шор


Знаменитые саундтреки к фантастическим фильмам и их создатели
Говард Шор, создатель музыки Средиземья

Экранизация «Властелина колец» до сих пор вызывает споры среди поклонников Толкина. Кто-то ругает стилистику, многие недовольны сокращениями и переиначиванием сюжетных линий. Но музыку Говарда Шора принимает большинство.

Отгадкой может послужить подход композитора к созданию самой важной его работы. Приняв предложение написать саундтрек, Шор предпочёл сценарию первоисточник. Книга Толкина попала композитору в руки ещё в 1960-х, и к началу работы он был уже хорошо знаком с историей и героями «Властелина колец». Понимая, что производство фильма потребует внести в сюжет коррективы, Шор хотел сохранить атмосферу первоисточника нетронутой хотя бы в музыке. Поэтому композитор прибыл в Новую Зеландию, где познакомился со съёмочной группой, отсмотрел минут пятнадцать чернового материала... и мысленно удалился в Средиземье. Ежедневно он сверялся с книгой Толкина, в течение следующих четырёх лет не покидавшей его рабочего стола.

Поклонники классической музыки услышали в саундтреке Шора реминисценции к сюите Густава Холста «Юпитер», отзвуки «Кольца нибелунга» Рихарда Вагнера и аллюзии на девятую симфонию Антонина Дворжака. Стремясь передать в музыке отголоски древних времён, Шор устремился на поиски подходящих по духу инструментов. В связанных с эльфами мизансценах можно услышать классический индийский саранги, древнеперсидский най, звучанием напоминающий флейту, и колёсную лиру, популярную когда-то в Европе и на Руси. А открывает первый фильм протяжный гул монохорда — немелодичного инструмента, предназначенного в первую очередь для обучения и музыкально-акустических измерений.


Работая над эльфийской темой, Говард Шор постарался вложить в музыку ощущение вечности и величия

Создавая партитуру, Шор мысленно обращался не только к роману, но и к жизни Толкина, считая важным разобраться в его чувствах и устремлениях, понять, чем он был движим, о чём мечтал, работая над хроникой Средиземья. В саундтреке нашли отражение размышления писателя и самого композитора о природе, о сути добра и зла, о стремительно меняющемся мире. Эльфийские лейтмотивы навевают мысли о застывшей в вечности красоте и доведённой до совершенства эстетике. В противовес им тема Шира вплетена в природу, полна уюта и жизни, она будто соткана из свежести весеннего луга, деревенского простора и ласкового солнечного света. Антитезой к обеим звучит тема приспешников тьмы с её индустриальными мотивами, боевыми кличами и дисгармоничным грохотом железа.


Музыкальное сопровождение, созданное Говардом Шором для трилогии, получилось настолько аутентичным, что студия Amazon, приступая в 2021 году к работе над сериалом по книгам Толкина, предложила композитору вернуться в хорошо знакомый ему мир и создать новый саундтрек к событиям в Средиземье. Результаты переговоров пока не разглашаются.

Формы жизни: Александр Деспла


Знаменитые саундтреки к фантастическим фильмам и их создатели
Александр Деспла. Помимо фантастики, он больше всего известен музыкой к фильмам Уэса Андерсона

Карьера композитора Александра Десплы подобна движению по вытянутой орбите: перебирая жанры, раз в несколько лет Деспла возвращается к фантастике. Каждый раз удачно: стоит вспомнить и завораживающий, полный тайной печали саундтрек к «Загадочной истории Бенджамина Баттона» (2008), и панические звуки «Годзиллы» (2014), и звёздную россыпь синтезаторных импульсов в фильме «Валериан и город тысячи планет» (2017). Послужной список Десплы внушает уважение не только из-за качества работ, но также из-за разнообразия. Киноакадемия отметила его музыку несколькими номинациями и двумя присуждениями победы. Свою вторую статуэтку «Оскара» композитор получил в 2018 году за «Форму воды» режиссёра Гильермо дель Торо.


Приступив к работе над саундтреком, Деспла столкнулся с нетривиальной задачей: герои фильма — немая уборщица и морское существо — не могли говорить. Композитору предстояло создать для них музыку, способную заменить слова. Трогательная сюжетная линия о любви, человеческой хрупкости и тоске, о встретившихся родственных душах, легла в основу заглавной темы. Руководствуясь мыслью о воде, способной принимать любую форму, Деспла придал мелодии волнообразное движение колыбельной; звуки аккордеона и свистка здесь сливаются и звучат размыто, будто доносятся издалека или из-под толщи воды. У антагониста фильма, полковника в исполнении Майкла Шеннона, своей мелодии нет.

Смешение стилей: Людвиг Йоранссон


Знаменитые саундтреки к фантастическим фильмам и их создатели
Создатель оскароносного саундтрека к «Чёрной Пантере» Людвиг Йоранссон

На следующий год после победы опытного Десплы золотая статуэтка досталась новичку в фантастическом жанре, композитору Людвигу Йоранссону, за саундтрек к «Чёрной Пантере». Свежий взгляд помог композитору объединить в партитуре несколько направлений, экспериментировать с настроением и ритмом, создавать новый, особенный музыкальный язык. В саундтреке можно услышать как традиционные африканские музыкальные инструменты, так и привычный для супергероики многоголосый оркестр. В интервью порталу Pitchfork, композитор рассказал, что после прочтения сценария, а затем и оригинального комикса он решил продолжить исследования, на месяц отправившись в Сенегал: «Для меня было важно создать музыку, культурно соответствующую каждой сцене».


Удачно дебютировав в жанре, Йоранссон уже успел поработать во вселенной «Звёздных войн», создав партитуру для сериала «Мандалорец» (2019), и стать композитором нашумевшего «Довода» (2020).

Как и в случае с «Чёрной Пантерой», для фильма Нолана композитор стремился создать нечто необычайное, подходящее только ему, как перчатка, сшитая по индивидуальной мерке. Перебирая варианты, Йоранссон остановился на идее ретроградной композиции. Несколько месяцев он работал над партитурой, меняя инструменты и способы инвертирования звуков, прежде чем остановился на сочетании электроники и оркестра. На этот раз ему не пришлось сковывать себя рамками одной культуры — герои «Довода» считали домом весь мир, что оставило композитору простор для творчества. И Йоранссон не стал себя ограничивать, окончательно запутав зрителей: «Много раз в фильме вы думаете, будто знаете, что слышите, но это не так».

В результате проб и ошибок Йоранссон сумел объединить в гармонию десятки звуков, сталкивающихся друг с другом и движущихся одновременно в разных направлениях. В их смешении и родился итоговый саундтрек, революционный во многих планах. Киноакадемия стараний композитора не оценила: оригинальное музыкальное сопровождение к «Доводу» не удостоилось даже номинации.

Вдохновляющая Хильдур Гуднадоуттир


Знаменитые саундтреки к фантастическим фильмам и их создатели
Хильдур Гуднадоуттир, автор музыки к «Джокеру»

Фильм Тодда Филлипса «Джокер», саундтрек к которому принёс Гуднадоуттир её первый «Оскар», к жанру фантастики не относится. Но, учитывая комиксный прообраз главного героя картины и участие в сюжете некоторых других известных жителей Готэма, обойти молчанием главный, по мнению киноакадемиков, саундтрек 2019 года было бы как минимум несправедливо.

Учитывая скромную рекламную кампанию и небольшой бюджет фильма, можно сказать, что студия не слишком рассчитывала на кассовый успех «Джокера», и его мировое признание стало для многих сюрпризом. Помимо мастерства Хоакина Феникса и профессиональной режиссёрской и операторской работы, критики отметили заслуги Гуднадоуттир в создании атмосферы фильма, часто называя саундтрек картины его душой.


Трагическая история Артура Флека, поддавшегося своей тёмной стороне, подтолкнула композитора к размышлениям о психологической турбулентности и одиночестве человека перед лицом своих самых страшных кошмаров. Центральная роль в саундтреке досталась виолончели: ближе к финалу её голос полностью перекрывается напором симфонического оркестра.

Работа Гуднадоуттир над саундтреком проходила параллельно со съёмками, и композитор получила редкую возможность увидеть, как её музыка влияет на сюжет картины и добавляет истории новых красок. В изначальном сценарии после тройного убийства Джокер прячется в уборной, где сразу же смывает свой клоунский грим. Но у Феникса с эпизодом возникли проблемы: он признался, что в должной мере не чувствует случившейся с Флеком трансформации, и обратился за помощью к Тодду Филлипсу. Режиссёр включил актёру присланную Гуднадоуттир запись, проиграл её несколько раз — и так появился щемящий танец Артура, зафиксировавший необратимость случившихся перемен.

После объединения в номинации «Лучший оригинальный саундтрек» двух других — «Лучшей музыки в драме» и «Лучшей музыки в комедии или мюзикле» — Хильдур Гуднадоуттир стала первой за двадцать лет женщиной, получившей награду киноакадемии за музыкальное сопровождение к фильму. И первой исландкой, завоевавшей «Оскар».

Рейтинг статьи

Оценка
5/5
голосов: 1
Ваша оценка статье по пятибальной шкале:
 
 
   

Поделиться

Похожие новости

Комментарии

^ Наверх