Обзор Age of Mythology: Retold | Старый миф на новый лад
Age of Mythology, спин-офф серии Age of Empires, вышедший двадцать с лишним лет назад, можно кратко охарактеризовать как Age of Empires с мифическими существами. Сейчас игра получила ремастер-версию Age of Mythology: Retold, посмотрим какой она вышла.
Когда-то оригинальная игра завоевала популярность не в последнюю очередь благодаря наличию в ней пантеонов древних богов и связанных с ними механик, а также потому, пусть простят меня фанаты материнской серии, что сюжетный режим в Age of Empires II, состоявший из серии разрозненных сценариев, был... как максимум неплохим, основной же фокус игроков был прикован к многопользовательской игре.
В то же время все 32 миссии Age of Mythology объединялись в единую центральную кампанию, рассказывавшую об эпичном приключении атлантийца Аркантоса, финалом которого становится эпичное противостояние с циклопом Гаргаренсисом. По ходу дела игрок успевает и Трою завоевать, и на том свете побывать, и Рагнарёк остановить. Одним словом, было это было увлекательно!
Да и многопользовательская игра была не менее интересна: старая проверенная формула “камень-ножницы-бумага” для разных типов юнитов; многообразие карт; немного более медленный геймплей, чем это обычно встречается среди подобных игр, благодаря тому, что различные типы войск и технологий распределены между историческими эпохами, до которых нужно еще дорасти; божественные силы, которые могли кардинально повлиять на ход событий; достаточно заметная разница между греками, египтянами, викингами и добавленными позже атлантийцами. Все это гарантировало игре успех.
В 2014 году в Steam вышла Age of Mythology: Extended Edition с улучшенной графикой и некоторыми другими косметическими изменениями, и она остается популярной до сих пор. Например, на момент написания этого обзора в игру играло более двух тысяч игроков, неплохой результат. Собственно, после того, как Age of Empires IV была положительно оценена как прессой, так и игроками, а также после успешной адаптации игры под консоли от Microsoft, ремастер Age of Mythology стал лишь вопросом времени.
И получился он именно таким, какими и должны быть эталонные ремастеры культовых игр! Разработчики из World's Edge с максимальным уважением отнеслись к первоисточнику: практически все изменения в Age of Mythology: Retold сугубо косметические, или направлены на то, чтобы подтянуть игру к современным стандартам и улучшить “качество жизни” игрока.
Кроме того, Age of Mythology: Retold содержит дополнение The Titans, рассказывающее о дальнейшей судьбе атлантийцев, после того, как Атлантида пошла ко дну, и The Golden Gift, в котором братья-гномы Брокк и Эйтри соревнуются, чтобы создать металлического кабана для бога Фрейра. Можно было бы сказать, что таким образом Age of Mythology: Retold делает оригинальную версию игры ненужной, если бы без внимания не осталось дополнения Tale of the Dragon, добавлявшее в игру Китай, соответствующий пантеон и новую сюжетную кампанию. Впрочем, Китай уже анонсирован как первая дополнительная цивилизация в Retold, поэтому не исключено, что и сюжетные миссии у нас также будет возможность перепройти.
Графику Age of Mythology: Retold сверхсовременной, конечно, не назовешь, но при стандартной высоте камеры выглядит новинка более чем прилично, единственное к чему можно придраться – это катсцены, сделанные на игровом движке, и модели персонажей, и их анимации в приближении выглядят достаточно аляповато. Но мы же в стратегии не ради кат-сцен играем!
Несмотря на то, что игре фактически более двадцати лет, кампания прекрасно играется и сегодня. Миссии затейливы, придется и мифическим героям на помощь спешить, и собирать ресурсы для построения троянского коня, сопровождать караваны с частями тела Осириса, пытаться продержаться заданное время против превосходящих сил великанов, пробовать вынести базу врага имея тотальный дефицит ресурсов или, мое любимое, собирать по всему острову воинов Одиссея, превращенных в свиней. Искусственный интеллект противника неплохой, но не выдающийся, а уровни сложности в основном регулируют стартовые ресурсы и технологии, наличие у врага определенных юнитов, заклинаний или количество вражеских укреплений.
У меня не было проблем с привыканием к новому интерфейсу при игре на ПК, разве что на изучение быстрых клавиш потребовалось некоторое время, игра прекрасно справляется с тем, чтобы объяснить, что происходит - с помощью визуальных и аудио подсказок. Она сообщит какие юниты универсальны, а какие должны использоваться только против определенных типов вражеских войск, для этого не нужно заходить в какую-то вики или на отдельные экраны, все видно при найме.
Управление сбором ресурсов теперь по желанию вообще можно автоматизировать, менеджер автоуправления крестьянами постарается назначить им задачу на основе баланса ресурсов, который вы зададите. Можно использовать как один из имеющихся шаблонов, так и создать свой.
Управление войсками выполнено на довольно базовом уровне, на выбор дается три типа боевых порядков: линейный, каре или рассредоточенный, также есть возможность задавать модель поведения – агрессивная, защитная, удержание территории и без атаки. Отдельно хотел бы посоветовать всегда отдавать команду войскам на перемещение в режиме атаки (через пробел), в котором они, собственно, автоматически будут атаковать вражеские юниты, которые встретятся на пути. Никакого больше суицидального бега до точки с игнорированием вражеских лучников в соседних кустах, это же замечательно!
А еще так очень удобно атаковать базу противника, на которой из четырех бараков регулярно появляются солдаты, ведь больше не нужно отдельно прокликивать каждого нового врага, войска сами ненадолго отвлекутся, решат проблему и вернутся к разрушению зданий. Единственный минус, что при марше в этом режиме ваша пехота может не догадаться, что вражеские стены тоже можно и нужно разрушать, так что будьте внимательны.
Каждый переход между эпохами открывает не только доступ к новым типам войск и технологий, присущих конкретной цивилизации, но и позволяет выбрать одного из меньших богов и получить доступ к уникальным юнитам, модификациям и, собственно, божественным силам, которые теперь можно использовать не только раз за игру. Первое использование всегда бесплатно, а каждое последующее потребует все большее количества Божественной “благосклонности” (Favor), это отдельный ресурс, который добывается в храмах, генерируется специальными юнитами или просто в бою, если вы Викинг.
Благодаря тому, что Аркантос путешествует по всему миру, удается попробовать все доступные в игре цивилизации и пантеоны, ознакомиться с божественными силами и выработать собственные стратегии победы до того, как переходить к игре против других игроков. Во время Раннего доступа было сложно, я позорно проиграл подавляющее большинство матчей против очевидных ветеранов серии, но после общего релиза ситуация улучшилась, да и игры ищутся теперь гораздо быстрее.
Настройки здесь на любой вкус, выбирать можно среди четырех игровых режимов:
1. Стандартный;
2. Deathmatch, с увеличенным количеством ресурсов;
3. Молниеносный, с увеличенной скоростью;
4. Индивидуальный сценарий.
Условий победы может быть пять, от победы над всеми противниками, до защиты цитадели стартового города или удержания хранилища в течение определенного промежутка времени. Количество игроков от двух до двенадцати, играть можно как в командах, так и в режиме каждый сам за себя. Как можно догадаться, игровая сессия получается довольно длинная.
Новичкам я бы посоветовал потренироваться против ИИ, после чего переключиться в рейтинговый режим - проиграв первые несколько игр, вы в итоге будете иметь гораздо больше шансов на встречу с таким же новичком, чем в режиме быстрой игры.
Если же вам все-равно недостаточно контента, то прямо в Age of Mythology: Retold доступен каталог модификаций и игровой редактор, и поверьте, игроки не сидят сложа руки. По состоянию на текущий момент количество модов уже перевалило за две сотни и новые добавляются чуть ли не каждый день. Интересно, что одними из первых стали моды, вернувшие оригинальную озвучку и старые портреты богов, ведь изменения в этих моментах не все игроки оценили положительно.
Кстати, Age of Mythology: Retold вполне прилично показала себя на Steam Deck, на средних настройках практически всегда шла в районе 40 fps, да и управление на удивление удобное, за исключением нескольких моментов. Во-первых, отдав команду отдельному юниту, я регулярно забывал нажать B, чтобы отменить его выбор перед выбором следующего, что приводило к лишней беготне по карте. Также огромное количество радиальных меню с подменю требует привыкания, на ПК все же с этим гораздо проще. А вот разочаровало то, что после общего релиза игра почему-то получила проблемы с запуском на портативке Valve. Порой помогает изменение версии Proton в режиме совместимости, порой не помогает ничего, ждем патчи.
В целом, игра получилась замечательной! Age of Mythology: Retold однозначно можно рекомендовать как старым фанатам, так и просто любителям стратегий, тем более, что RTS на рынке сейчас не так, чтобы и много было. Да и стоит это удовольствие вполне приемлемо - $29,99 за базовую игру и $29,99 за премиум издание, содержащее две дополнительных цивилизации, которые выйдут в течение следующего года. Правда, геймерам из РФ купить ее не удастся. Также игра доступна владельцам подписки Game Pass.
Плюсы:
+ Уникальные цивилизации;
+ разветвленное дерево технологий;
+ интересная кампания;
+ перспективный мультиплеер;
+ поддержка модов.
+ разветвленное дерево технологий;
+ интересная кампания;
+ перспективный мультиплеер;
+ поддержка модов.
Минусы:
- Кат-сцены на внутриигровом движке выглядят так же архаично, как статуи в садах Трои.
Вердикт
Отличная олдскульная стратегия в хорошем смысле этого слова и практически показательный ремастер. Многим разработчикам стоило бы поучиться у World's Edge!
Итоговая оценка: 8 баллов из 10!