Обзор Call of Duty: Black Ops 6
Call of Duty: Black Ops 6 напоминает среднестатистический шпионский боевик, снятый Netflix: кампания здесь такая же затянутая, плоская и откровенно посредственная. Иронично, что игра доступна по подписке.
В Black Ops 6 студия Raven Software решились на невозможное – переосмыслить классическую формулу Call of Duty, и ей это даже удалось. Вместо привычного уже рельсового тира у нас теперь многовариантные миссии, stealth, диалоги, а местами даже претензия на открытый мир. Однако в этот раз нам предложили крайне скучную сюжетную кампанию - за историей банально неинтересно наблюдать и в какой-то момент о ней просто начинаешь забывать.
Причем у разработчиков были все шансы сделать игру интересной как минимум с точки зрения сюжета – события происходят в начале девяностых, здесь вам и развал СССР, и операция "Буря в пустыне", и секретные тюрьмы ЦРУ... представьте какое пространство для альтернативной истории или даже четкой интерпретации событий, которые привели мир к текущему положению вещей. Но современный ААА-игрострой вне политики , поэтому кроме шуток о золотом унитазе Саддама мы ничего такого не увидим.
Злодеи на этот раз – очередная выдуманная парамилитарная группировка, состоящая из бывших спецназовцев из разных стран, неаффилированная (повторяем еще раз, неаффилированная) ни с одним правительством и планирующая использовать биологическое оружие на территории Штатов с… определенной целью. Игра настолько беззуба, что на это больно смотреть: в лучших традициях современной западной культуры сглаживания углов, сценаристы Raven Software воздерживаются от комментирования тем, которые сами же затрагивают. Вот, смотрите, здесь была тайная застенка КГБ, а вот здесь ЦРУ ставило опыты на людях, кстати, биологическое оружие, которое сейчас пытаются использовать абсолютно самостоятельные террористы, не принадлежащие ни к одной из стран, сделало именно американское правительство. Но это не важно, не будем углубляться в политические дебри, лучше берите в руки оружие и выполняйте приказ.
Конечно, быстро остановить главных зловредов не получится, сначала придется прорваться сквозь весь стандартный набор штампов, которые присущи большинству шпионских боевиков категории В – ликвидация цели, отдыхающей на яхте, торжественный ужин с участием американских политиков, спасение члена команды из тайной правительственной тюрьмы, миссия в казино в стиле "друзей Оушена", заброшенная русская военная база где-то под Воркутой (здесь также нет русских войск, только интернациональный батальон из солдат удачи).
В этих миссиях основная ставка делается на stealth (пистолет с глушителем, изучение маршрутов патрулей и т.д.) и социальную инженерию в зачаточном состоянии. Например, при разговоре с условным военным на КП можно в духе Шерлока из игр Frogwares осмотреть оцепление, заметить и запомнить определенную информацию и затем применить ее в диалоге, чтобы получить желаемый результат. Это, в принципе, интересно, как и возможность тремя разными способами раздобыть фото сетчатки глаза сенатора, который наотрез отказывается фотографироваться.
А вот прятаться с пистолетом и ликвидировать врагов в по одному - уже не очень. Во-первых, потому что ИИ противников тупой как пробка. Во-вторых, потому что стиль прохождения никак не влияет на результаты миссий. Однажды меня предупредили, что охрана на крыше – обычные полицейские, мол, желательно было бы обойтись без лишних жертв, но я на тот момент настолько соскучился по отсутствию action, что просто перестрелял всех. Никто даже малейшего комментария по этому поводу не сделал.
Изредка из этого болота "креатива" на поверхность пробивается старая добрая Call of Duty - с погонями, динамичными схватками, эпичными сценами и обязательными для Black Ops миссиями с галлюцинациями. Но и здесь Raven Software недотянули. Action-миссии получились несколько стерильными: коридор с солдатами, коридор со снайперами на противоположном конце, коридор с элитным бронированным противником. Все.
Hunting Season, миссия по уничтожению ПВО в Ираке, на их фоне выглядит достаточно свежо, хотя на самом деле это переосмысленные Going Dark из Modern Warfare (2019) и Recon By Fire из Modern Warfare 2 (2022). Игрок оказывается на относительно большом уровне, по которому разбросаны несколько основных и побочных целей, выполнять которые можно в произвольном порядке и, опять же, разными способами. Уничтожаем пусковые установки с помощью взрывчатки или авианалетов, снайперим с безопасного расстояния, используем минометные обстрелы или врываемся во вражеские лагеря на машине, стреляя во все стороны. Неплохое и необходимое изменение темпа... жаль, что мало.
Что касается галлюцинаций… первая из таких миссий вызывает в памяти Control и явно готовит игрока к зомби-режиму: в ней придется наматывать круги по исследовательскому комплексу, отстреливая разнообразных зомби и другую нечисть, сражаться с боссами и собирать разноцветные ключи... потенциально интересно, но не хватает глубины. Мы узнаем, какие события переживает Кейс (главный герой) в этом плохом трипе, но подается это максимально скомкано и, по сути, не несет в себе никакого смысла. Галлюцинации другого персонажа более интересны, здесь у меня возникали ассоциации с The Medium от Bloober Team, но какая же это сюжетная катастрофа. Закрутить все это, чтобы закончить так? Серьезно?
Между миссиями вам приходится возвращаться на базу, заброшенное имение, когда-то принадлежавшее КГБ, где-то в Болгарии. Заработанные во время миссии деньги можно потратить на ее улучшение - здесь всего 3 апгрейда – стрельбище, оружейный стол и станция снаряжения. Также тут можно поговорить с членами отряда, прокачать характеристики персонажа и даже разгадать несколько загадок. Сначала идея казалась интересной, но уже с середины игры я понял, что был бы признателен, если бы все взаимодействия между персонажами на базе были в виде кат-сцен, которые здесь, кстати, невероятно хорошо сделаны.
Впрочем, достаточно уж о сюжетном режиме Call of Duty: Black Ops 6 - я бы хотел больше никогда к нему не возвращаться. Как, в принципе и к зомби-моду, в который не играет никто из моих знакомых, поэтому все попытки адекватно завершить забег по умолчанию обречены на неудачу. Обе карты, которые по сей день доступны для изучения, превращаются в собирание зомби вместе и бесконечную беготню до бесславного конца и все ради быстрой прокачки оружия для мультиплеера.
Да, прогресс здесь общий, зомби много, опыта за их убийство дают еще больше, а потому все игроки, которые мне попадались, используют этот режим исключительно для прокачки. Механика проста – набиваете первые пару волн зомбаков, чтобы хватило денег на приобретение оружия, улучшений для него и на какой-то киллстрик (например, турель), а главное, чтобы открыть барьеры к определенному месту на карте. Доходите до него и потом бегаете кругами столько, сколько сможете, игнорируя задачи и призывы к эвакуации. Особенно удобно это делать в Биолаборатории на карте Терминус, два круга с пандусами и вода, куда можно спрыгнуть, если зомби начинают зажимать со всех сторон, превращают игру в фестиваль гринда. Можно, конечно, попытаться пройти зомби-миссии соло, но какой смысл? Особенно когда есть мультиплеер.
Если вам нравилось изничтожать ходячие трупы в предыдущих частях, то вы будете в восторге и от текущей забавы.
А теперь давайте перейдем к тому, что Treyarch в этот раз действительно удалось на славу. Например, к механике стрельбы, которая просто великолепна!
Если вы играли в Modern Warfare 3 на консолях, то помнит, как ужасно там было реализовано донаведение прицела. Ну в смысле, что работало оно слишком хорошо, а прицел автоматически двигался за врагом довольно значительный промежуток времени. Здесь это исправили, автоассист все еще присутствует, однако теперь он не столь агрессивен.
Также отдельной похвалы заслуживает возвращение к классической системе престижей - по достижении максимального 55 уровня оперативника вам предложат "обнулить" прогресс и начать с чистого листа в обмен на уникальные вознаграждения. Не беспокойтесь, вы не потеряете все открытые камуфляжи и другие плюшки навсегда, как только вы заново разблокируете оружие все будет на месте. Также с каждым уровнем престижа вам выдается токен на открытие любой позиции в арсенале, которая будет сохраняться за вами всегда, и хотя у вас будет искушение потратить его на любимый ствол или серию убийств, хочу порекомендовать выбрать один из перков, становящихся доступными на поздних уровнях оперативника. Они чрезвычайно полезны!
Кстати о перках, они делятся на три специальности – штурмовик, разведчик и стратег. Первая рассчитана на любителей агрессивной игры, вторая ориентирована на незаметность, использование гаджетов и серии убийств, а вот третья – на повышение выносливости, ношение дополнительных гаджетов и их перезарядку со временем. Перки можно комбинировать, но выбрав три из одной категории, вы получите бонус специализации.
Штурмовики после убийства врага начинают быстрее двигаться и восстанавливать здоровье, разведчики видят сквозь стены после респа и получают индикатор на мини-карте, который сообщает о том, когда враг рядом и не находится в поле зрения, а стратеги быстрее используют гаджеты, видят вражеские устройства сквозь стены и зарабатывают дополнительные очки при их уничтожении.
Совет по быстрой прокачке к первому престижу – выбирайте перки стратега, нелетальные киллстрики с разведывательными БПЛА и контр-БПЛА и играйте в режиме "Убийство подтверждено", очки опыта потекут рекой.
Также хотел бы отметить определенные изменения, произошедшие в прокачке оружия. Начнем с камуфляжей, они теперь разделены на группы – сначала идут зарабатываемые за убийства выстрелом в голову и только после того, как вы откроете их все, становятся доступными выдаваемые за выполнение вызовов а-ля трижды совершить 5 убийств подряд. Мне такой подход нравится больше, чем то, что было в последних частях Modern Warfare - ты, как и 15 лет назад, снова чувствуешь, что заработал этот скин... но все мы знаем, что как только запустится первый сезон и откроется магазин косметики , то все это потеряет всякий смысл.
Еще хочется похвалить разработчиков за то, что модификация оружия больше не выглядит как идиотская балансировка между плохим и еще худшим. Большинство обвесов теперь лишь улучшают определенные характеристики оружия, а если и ухудшают, то не так драматично, как в предыдущих частях, так что можно спокойно сфокусироваться на том, чтобы сделать ствол под свой стиль игры, не беспокоясь, что количество сопутствующих минусов сведет на нет саму идею модификации.
К неоднозначным новинкам я бы отнес распиаренную функцию Omnimovement. В промо-роликах мы видели, как игроки в стиле Макса Пэйна вылетают из окон или эффектно отпрыгивают назад, продолжая стрелять. Есть ли это в игре? Да. Работает ли оно? Ну, формально. Вы действительно можете прыгать в любом направлении и одновременно стрелять. Но будете ли при этом в кого-нибудь попадать - большой вопрос. Убивал ли я противника, который зрелищно выпрыгивает из-за ближайшего угла? Регулярно. Было ли наоборот? Не часто.
Вот что точно работает, так это скольжение по земле и отпрыг назад, в результате чего вы оказываетесь на спине, с возможностью крутить стволом чуть ли не на 360 градусов. Это и так очень эффективно, а еще неплохо обманывает мозг, по крайней мере, мой. Это новая, необычная позиция тела противника и, пробегая мимо, я еще не научился мгновенно распознавать в ней угрозу, на секунду кажется, что это тело врага. Секунда, к сожалению, это все что нужно, чтобы "бездыханное" тело сделало мне хедшот.
А теперь к плохому. Карты. В Call of Duty: Black Ops 6 без преувеличения самый плохой набор карт в истории серии. Они либо банально никакие, либо просто несбалансированные. Более того, уже через несколько дней игры вы будете знать, какой тип оружия подходит к каждой конкретной карте и это не очень хорошо, особенно когда вы сфокусированы на прокачке определенного ствола. Здесь практически нет универсальных карт, где можно было бы одинаково хорошо играть как с пистолетом-пулеметом, так и со снайперским оружием. Снайперам вообще здесь живется несладко, есть всего несколько карт, где можно получить хоть какое-то удовольствие от кэмперства. Автоматическая винтовка – оптимальный выбор, а на меньших картах можно переключаться на пистолет-пулемет. Я в рамках эксперимента больше набегал с марксменовскими винтовками и это было намного труднее, чем в трех последних Modern Warfare.
Еще один неоднозначный момент – всегда включена система SBMM (Skill Based Matchmaking). То есть, игра подбирает игроков вашего уровня, что приводит к двум последствиям. Так что, матчи оказываются довольно сложными и победу приходится буквально выгрызать - нельзя играть кое-как и надеяться, что кто-то затащит за тебя.
В общем и целом, играется мультиплеер неплохо, временное отсутствие боевого пропуска и магазина также оказывает положительное влияние – пока в игре отсутствуют абсурдные скины оружия и в команде с тобой не бегают Ники Минаж, Спаун, Хоумлендер и Лара Крофт, хотя уже на 50-х уровнях появилось ощущение, что карты начали надоедать, если в последние Modern Warfare я заходил каждый месяц, чтобы закрыть боевой пропуск и получить новое оружие и чертежи, то Black Ops 6, вероятнее всего, отложу после закрытия первого престижа - как минимум до того времени, пока не выйдут новые карты.
Не скажу, что Call of Duty: Black Ops 6 – это полный провал, более того, уверен, что свою аудиторию эта часть найдет, все же здесь много достаточно радикальных изменений, чего с серией давно не происходило, но лично я рад, что не платил за игру деньги благодаря подписке Game Pass, иначе было несколько жаль потраченных средств.
Плюсы:
+ механика стрельбы;
Omnimovement (местами);
возвращение к старой системе престижей;
редизайн системы перков,
зрелищные кат-сцены,
многовариантные миссии.
Omnimovement (местами);
возвращение к старой системе престижей;
редизайн системы перков,
зрелищные кат-сцены,
многовариантные миссии.
Минусы:
- засилье посредственных элементов стелса;
- слишком медленный темп кампании;
- скучный и максимально беззубый сюжет..
- слишком медленный темп кампании;
- скучный и максимально беззубый сюжет..
Вердикт
В кампании Call of Duty: Black Ops 6 разработчики из Raven Software довольно смело экспериментируют с уже привычной формулой, пытаясь превратить динамичный рельсовый шутер в довольно медленный шпионский боевик. В то же время, Treyarch были более сдержанными с инновациями в мультиплеере. Получилось у обеих студий так себе.
Итоговая оценка: 6,5 баллов из 10.