Игровые консоли | От рождения и до наших дней. Часть III: 16-bit
Содержание:
1. Часть I;
2. Часть II: 8-bit;
3.Часть III: 16-bit (Вы читаете данный раздел);
4. Часть IV: 32/64-bit;
5. Часть V: 128bit;
6. Часть VI: портатив.
В прошлый раз мы рассказывали вам о по-настоящему ностальгическом третьем поколении игровых консолей — об эпохе 8-битных приставок. Одно из самых ярких поколений, целый мир, когда зародилась россыпь игровых линеек, благополучно здравствующих и поныне. Но все когда-нибудь заканчивается, и постепенно на смену восьмибиткам пришли 16-битные консоли. А сами игры на приставках значительно выросли. Наряду с детскими диснеевскими мультяшками на консолях появились самые настоящие кровь и жестокость, мы увидели взрослые сюжеты и даже полноценные трагедии. Приставки и игры для них стремительно вырастали, отходя от уровня чисто детского развлечения. Переходным периодом этого взросления стали именно 16-битные консоли.
В четвертом поколении насчитывалось всего четыре игровые платформы. Две из них были очень известными и самыми популярными, одна — очень хорошая, и пускай была она на втором плане, однако ее тоже очень многие знали, а вот четвертую можно отнести к категории несправедливо забытых. Хотя поклонники эмуляции, само собой, и сейчас прекрасно знают такую приставку, как TurboGrafx-16. Злая ирония судьбы заключается в том, что забытой и самой непопулярной оказалась именно та консоль, с которой и началась история 16-битных приставок.
Релиз TurboGrafx-16 состоялся в Японии 30 октября 1987 года — в самый разгар господства в игровом мире приставок третьего поколения вообще и консоли NES — в частности. В Японии дерзкий 16-битный новичок продавался под названием PC-Engine; название TurboGrafx-16 появилось уже после американского релиза в 1989 году. В Европе TurboGrafx-16 практически не знали, ограниченное количество этих консолей приехало в Великобританию в 1990 году — и на этом все.
Строго говоря, процессор у новой стильной консоли был 8-битным, однако TurboGrafx-16 обладала также 16-разрядным графическим процессором, благодаря которому в плане графики консоль нисколько не уступала Sega Genesis, появившейся в продаже несколько позже. Среди интересных особенностей — приставка отличалась небольшими размерами, а для соединения с телевизором использовала исключительно антенный выход. В качестве носителей применялись небольшие и тонкие карточки (впоследствии появились экземпляры, поддерживающие игры на компакт-дисках). Порт для подключения геймпада на корпусе был только один. Впрочем, второй джойстик также можно было подсоединить, вот только для этого, помимо собственно геймпада, требовалось также купить и специальный переходник. Сами геймпады обладали удобной прямоугольной формой, а также помимо стандартных кнопок Select и Start комплектовались крестовиной и двумя клавишами действия.
Игровой ассортимент TurboGrafx-16, даже несмотря на то, что приставка проиграла войну консолей, все равно был довольно приличным. Хватало и эксклюзивов. В частности, среди таковых были знаменитый двухмерный beat’em up Splatterhouse, приключенческий платформер Castlevania: Rondo of Blood (портированная на SNES под названием Castlevania: Dracula X) и файтинг Dragon Dragon Ball Z: Idainaru Son Goku Densetsu. Даже самый первый Street Fighter, засветившийся ранее на аркадных автоматах, также почтил TurboGrafx-16 своим присутствием — редкая вещь, которой не было на более популярных 16-битных приставках. Хватало и кроссплатформенных хитов: Golden Axe, Double Dragon: The Revenge, Sherlock Holmes: Consulting Detective Vol. 2 и некоторые другие. Все, что мы перечислили, относится к категории “золотых игр" данной платформы, и, к счастью, сегодня доступны эмуляторы TurboGral'x-16, позволяющие поиграть во все это добро и самостоятельно оценить высокий уровень данных игр. Стоит опробовать, игротека подобралась действительно отличная.
Консоль Sega Genesis можно с полным правом назвать самой народной приставкой четвертого поколения на постсоветском пространстве. Разумеется, ее главный конкурент — Super Nintendo — также присутствовала в магазинах. Однако и стоила эта приставка намного дороже, чем Sega Genesis (которая также часто предлагалась у нас в версии Sega Mega Drive 2). И так уж получилось, что очень многие ностальгические воспоминания об этом поколении консолей у многих из нас связаны именно с "Сегой".
Впервые релиз этой консоли состоялся именно под названием Sega Mega Drive, такие приставки в 1988 году поступили в японские магазины, а уже в 1989 году они появились в США под названием Sega Genesis. Символом приставки стал забавный синий ежик Соник, игры про которого впоследствии стали основой для целой вымышленной вселенной, включающей самые разные проекты.
Думается, долго описывать данные консоли не требуется, многие из теперешних геймеров прекрасно их помнят: и стильные корпуса черного цвета, и прекрасные, очень удобные джойстики с шестью клавишами (такими были геймпады для Sega Mega Drive 2, но, к сожалению, в играх очень часто использовались только три кнопки — и джойстики Sega Genesis были именно трехкнопочными), и большие картриджи, чем-то похожие на картриджи для NES. В основу приставки было положено аппаратное обеспечение аркадного автомата Sega System 16, потому вовсе не удивительно, что многие аркадные игры с этого автомата шли на Sega Genesis практически в первозданном виде. В частности, приставка стала настоящим сокровищем для ценителей файтингов. Street Fighter II и дополнения к ней, оригинальная трилогия Mortal Kombat, Teenage Mutant Ninja Turtles: Tournament Fighters, Samurai Shodown и многие другие стали великолепными “компанейскими” развлечениями для многих мальчишек и девчонок. Sega Genesis и впоследствии, в конце 90-х, Sega Mega Drive 2 были настоящими приставками для вечеринок, собиравшими вокруг себя после школы ватаги ребят. Устраивались турниры и чемпионаты, к избранным “королям файтингов” приходили подраться даже претенденты из соседних дворов — в общем, Sega создала собственный консольный мир, объединявший детвору вокруг себя, причем объединявший именно в реальности, ведь интернет в странах СНГ тогда только-только начинал массовое распространение. A Sega — вот она, рядом, относительно недорогая, и что еще более важно, в компании с друзьями играть на ней можно далеко не только в файтинги.
Пышным цветом расцвел жанр beat’em up: на Genesis выходили такие жемчужины, как серил Double Dragon, серия Streets of Rage, линейка Golden Axe, ставшая прообразом современных слэшеров. Хватало и спортивных симуляторов (в частности, именно в эпоху четвертого поколения родилась знаменитая серия FIFA), и гоночных игр, и самых разных платформеров. Ну, и конечно “одиночных” игр по мотивам крутых боевиков также было более чем достаточно: “Судья Дредд”, “Разрушитель”, “Парк Юрского периода”, “Рэмбо 3”, “Правдивая ложь”, “Хищник 2”, множество игр по мотивам фильмов и мультфильмов о Бэтмене, Супермене и различных героях Marvel, даже очень крутой кроссовер “Робокоп против Терминатора” — в общем, приставка Sega Genesis нисколько не противостояла кино и телевидению, наоборот, удачно дополняла их своими проектами. Менее популярными жанрами были JRPG (серия Phantasy Star) и RTS (но именно на этой приставке вышла великолепная Dune II, ставшая жемчужиной данного жанра).
Проекты по мотивам диснеевских мультиков радовали яркой, просто шикарной картинкой, боевики о Бэтмене и файтинги “Смертельной битвы” — мрачной атмосферой и кровавыми фаталити соответственно, да и в других тогдашних проектах также крови хватало. Приставка была действительно отличная (помимо оригинальных версий очень популярными были расширения Sega 32X и Sega Mega CD), а хороший набор игр и агрессивный маркетинг позволили Sega Genesis завоевать внимание огромного количества геймеров в Европе, Северной Америке и на территории СНГ. Власть Sega продолжалась до выхода на рынок Super Nintendo — вот тогда грянула новая война консолей, из которой именно Nintendo вышла победителем.
Релиз Super Nintendo Entertainment System (или просто Super Nintendo) состоялся в конце 1990 года, в самый разгар властвования на игровом рынке консоли от Sega. По-видимому, Nintendo, одержавшая победу в предыдущей войне консолей (времена третьего поколения, победителем в той войне стала приставка NES), была твердо настроена вернуть себе звание лидера и в четвертом поколении. Ее приставка, несмотря на то, что также была 16-битной, все же была гораздо сильнее Sega Genesis.
Релиз в Японии, где консоль называлась Super Famicom, сразу же отличился ажиотажным спросом. Первая партия Super Famicom насчитывала 300 тысяч консолей — все они были раскуплены в течение нескольких часов! Это был невероятный успех, который сразу же обозначил нового лидера. В Японии Super Famicom завоевала рынок довольно быстро, легко одолев Sega Mega Drive. К середине 1991 года приставка заявилась в Северную Америку, уже под именем Super Nintendo. После этого между Sega и Nintendo развернулась масштабная консольная война — одна из самых ожесточенных войн за всю историю приставок. На протяжении нескольких лет борьба продолжалась на равных, однако в итоге Super Nintendo смогла переломить исход битвы в свою пользу в Европе и в США, но только не в СНГ, где за Sega Mega Drive 2 (а также за ее многочисленными клонами) долгое время оставались лидирующие позиции. Тем не менее, даже в эпоху 32-битных систем Super Nintendo продолжала пользоваться большой популярностью, что красноречиво доказывает очень высокое качество исполнения этой приставки (SNES выходила в Японии до 2003 года).
Super Nintendo была облачена в прямоугольный корпус серого цвета с прямыми либо скругленными краями. Как и в случае с Sega Genesis, к консоли можно было подсоединять до двух джойстиков. Контроллеры комплектовались четырьмя клавишами действия, в отличие от трехкнопочных геймпадов Genesis и шестикнопочных джойстиков Sega Mega Drive 2. Впрочем, многие игры были специально адаптированы под эти контроллеры. Зачастую под одним и тем же названием на Genesis и SNES выходили совершенно разные проекты, соответственно, с различным управлением.
Сама по себе Super Nintendo была гораздо мощнее многих приставок четвертого поколения. На вооружении у этой консоли находись 16-битные центральный, звуковой и графический процессоры, тогда как у других приставок того времени некоторые из этих компонентов оставались восьмибитными. Еще одной особенностью консоли была технология Mode 7, позволяющая использовать эффект перспективы и легко “прокручивать” окружающий главного героя мир во все стороны — у главного конкурента такая возможность появилась только с выходом на рынок Sega Mega-CD. Технология позволяла играть, смотря на игровой мир как бы из-за спины главного героя либо же из-за спины злодея, а сам герой в этом случае находился на самой локации чуть впереди. Этот режим широко использовался в таких играх, как Final Fantasy VI, Teenage Mutant Ninja Turtles: Turtles in Time, а также во многих гоночных проектах.
Что касается игр, на момент старта SNES в этом отношении уступала основному конкуренту, но постепенно обзавелась собственной игротекой с довольно качественными проектами. Одним из главных хитов консоли была игра Super Mario World, появившаяся на свет вместе с релизом самой консоли. Невероятной популярностью пользовалась и The Legend of Zelda: A Unit to the Past, которая была гораздо популярнее и, само собой, гораздо лучше ее предшественницы с NES. Среди хитов SNES также серия JRPG Final Fantasy, все проекты которой радуют великолепной графикой, отличной музыкой и самое главное — драматичным сюжетом. А также beat’em up Batman Returns, совершенно не похожий на платформер с таким же названием, представленный на Sega Genesis.
Есть и собственный вариант файтинга Teenage Mutant Ninja Turtles: Tournament Fighters со значительно улучшенной графикой, новыми персонажами и полностью измененным сюжетным режимом. И даже собственный жестокий файтинг Killer Instinct, портированный с аркадных автоматов, но недоступный при этом на Genesis. А для тех, кому жестоких поединков не надо, имеется очень красочный и “беззубый” Street Fighter Alpha 2, также портированный с аркадных автоматов. Есть великолепный платформер Donkey Kong Country и beat’em up'ы Battletoads in Battlemaniacs и Super Double Dragon, и огромное количество самых разных JRPG (особенно выделим Chrono Trigger). Плюс очень много игр выходило как на Genesis, так и на SNES. Но в целом игротека у этой приставки ничуть не менее внушительная, чем у сеговской консоли — игр просто океаны, на любой вкус и цвет.
Битва Genesis и SNES только-только начиналась, когда на рынок вышла еще одна 16-битная консоль — приставка Neo Geo AES от компании SNK. Стоит отметить, что изначально Neo-Geo была именно системой для игровых автоматов SNK, на основе которой уже позже была выпущена приставка оригинальной формы с оригинальным же контроллером. Уже по самой Neo Geo AES понятно, что она не собиралась конкурировать с главными монстрами четвертого поколения. Это была исключительно платформа для ценителей аркадных автоматов, желающих поиграть в любимые игрушки в комфорте собственного дома, ну, или приобщиться к ним, не выходя из дому.
Neo Geo AES появилась в японских магазинах в 1991 году. Приставка отличалась довольно высокой ценой, что также демонстрировало ее нацеленность на “избранных” покупателей. При этом центральный процессор был 16-битным, тогда как звуковой процессор остался 8-ми битным. Корпус черного цвета, непривычно приплюснутый, отличался легкостью и... шириной. Но самым необычным в Neo Geo AES был ее джойстик, позаимствованный у аркадных автоматов. Вместо привычной крестовины — ручка-грибок для перемещения персонажа, а четыре клавиши действия располагаются в один ряд и изгибаются полукругом. Плюс сам геймпад расположен на довольно широкой платформе, которую предполагается положить на пол перед консолью, ну, или же на колени игроку, сам игрок усаживается при этом в кресло. В общем, очень необычная консоль и идеальный вариант для любителей аркадных автоматов — даже управление было заточено под них.
Особенностью приставки была просто изумительная работа с двухмерной графикой: великолепные спецэффекты, сочнейшие цвета, идеальная анимация персонажей. До релиза Sega Dreamcast не было ни одной приставки, которая могла бы сравниться с Neo Geo AES в этом отношении. Высокий уровень игр для нее доказывает то, что проекты для аркадных автоматов не портировались специально на эту приставку, а переносились целиком, в настоящем “аркадном качестве”.
Жизненный цикл приставки закончился в 2004 году, с выходом игры Samurai Shodown V Special. На Neo Geo AES совсем не было RPG и стратегий — специфика аркадных автоматов. Зато очень много было качественных beat'em up, “стрелялок” и файтингов. Среди хитов — серия файтингов King of Fighters, серия экшенов Metal Slug, аркадный авиа-боевик 1945 Plus, все та же Double Dragon, на этой платформе тоже представленная в виде файтинга, эксклюзивная “мордобойная” серия Art of Fighting, футбольный симулятор Super Sidekicks, виртуальный тир NAM 1975 и отличный пример грамотного кроссовера — шикарный файтинг SNK vs Capcom. Как видим, интересного очень много, плюс аркадные платформы у нас были известны не так хорошо, как приставки. А значит, самое время скачать эмулятор и погрузиться в яркий и мультяшный мир Neo Geo AES.
1. Часть I;
2. Часть II: 8-bit;
3.
4. Часть IV: 32/64-bit;
5. Часть V: 128bit;
6. Часть VI: портатив.
В прошлый раз мы рассказывали вам о по-настоящему ностальгическом третьем поколении игровых консолей — об эпохе 8-битных приставок. Одно из самых ярких поколений, целый мир, когда зародилась россыпь игровых линеек, благополучно здравствующих и поныне. Но все когда-нибудь заканчивается, и постепенно на смену восьмибиткам пришли 16-битные консоли. А сами игры на приставках значительно выросли. Наряду с детскими диснеевскими мультяшками на консолях появились самые настоящие кровь и жестокость, мы увидели взрослые сюжеты и даже полноценные трагедии. Приставки и игры для них стремительно вырастали, отходя от уровня чисто детского развлечения. Переходным периодом этого взросления стали именно 16-битные консоли.
В четвертом поколении насчитывалось всего четыре игровые платформы. Две из них были очень известными и самыми популярными, одна — очень хорошая, и пускай была она на втором плане, однако ее тоже очень многие знали, а вот четвертую можно отнести к категории несправедливо забытых. Хотя поклонники эмуляции, само собой, и сейчас прекрасно знают такую приставку, как TurboGrafx-16. Злая ирония судьбы заключается в том, что забытой и самой непопулярной оказалась именно та консоль, с которой и началась история 16-битных приставок.
Она была первой!
Релиз TurboGrafx-16 состоялся в Японии 30 октября 1987 года — в самый разгар господства в игровом мире приставок третьего поколения вообще и консоли NES — в частности. В Японии дерзкий 16-битный новичок продавался под названием PC-Engine; название TurboGrafx-16 появилось уже после американского релиза в 1989 году. В Европе TurboGrafx-16 практически не знали, ограниченное количество этих консолей приехало в Великобританию в 1990 году — и на этом все.
Строго говоря, процессор у новой стильной консоли был 8-битным, однако TurboGrafx-16 обладала также 16-разрядным графическим процессором, благодаря которому в плане графики консоль нисколько не уступала Sega Genesis, появившейся в продаже несколько позже. Среди интересных особенностей — приставка отличалась небольшими размерами, а для соединения с телевизором использовала исключительно антенный выход. В качестве носителей применялись небольшие и тонкие карточки (впоследствии появились экземпляры, поддерживающие игры на компакт-дисках). Порт для подключения геймпада на корпусе был только один. Впрочем, второй джойстик также можно было подсоединить, вот только для этого, помимо собственно геймпада, требовалось также купить и специальный переходник. Сами геймпады обладали удобной прямоугольной формой, а также помимо стандартных кнопок Select и Start комплектовались крестовиной и двумя клавишами действия.
Игровой ассортимент TurboGrafx-16, даже несмотря на то, что приставка проиграла войну консолей, все равно был довольно приличным. Хватало и эксклюзивов. В частности, среди таковых были знаменитый двухмерный beat’em up Splatterhouse, приключенческий платформер Castlevania: Rondo of Blood (портированная на SNES под названием Castlevania: Dracula X) и файтинг Dragon Dragon Ball Z: Idainaru Son Goku Densetsu. Даже самый первый Street Fighter, засветившийся ранее на аркадных автоматах, также почтил TurboGrafx-16 своим присутствием — редкая вещь, которой не было на более популярных 16-битных приставках. Хватало и кроссплатформенных хитов: Golden Axe, Double Dragon: The Revenge, Sherlock Holmes: Consulting Detective Vol. 2 и некоторые другие. Все, что мы перечислили, относится к категории “золотых игр" данной платформы, и, к счастью, сегодня доступны эмуляторы TurboGral'x-16, позволяющие поиграть во все это добро и самостоятельно оценить высокий уровень данных игр. Стоит опробовать, игротека подобралась действительно отличная.
Вотчина синего ежика
Консоль Sega Genesis можно с полным правом назвать самой народной приставкой четвертого поколения на постсоветском пространстве. Разумеется, ее главный конкурент — Super Nintendo — также присутствовала в магазинах. Однако и стоила эта приставка намного дороже, чем Sega Genesis (которая также часто предлагалась у нас в версии Sega Mega Drive 2). И так уж получилось, что очень многие ностальгические воспоминания об этом поколении консолей у многих из нас связаны именно с "Сегой".
Впервые релиз этой консоли состоялся именно под названием Sega Mega Drive, такие приставки в 1988 году поступили в японские магазины, а уже в 1989 году они появились в США под названием Sega Genesis. Символом приставки стал забавный синий ежик Соник, игры про которого впоследствии стали основой для целой вымышленной вселенной, включающей самые разные проекты.
Думается, долго описывать данные консоли не требуется, многие из теперешних геймеров прекрасно их помнят: и стильные корпуса черного цвета, и прекрасные, очень удобные джойстики с шестью клавишами (такими были геймпады для Sega Mega Drive 2, но, к сожалению, в играх очень часто использовались только три кнопки — и джойстики Sega Genesis были именно трехкнопочными), и большие картриджи, чем-то похожие на картриджи для NES. В основу приставки было положено аппаратное обеспечение аркадного автомата Sega System 16, потому вовсе не удивительно, что многие аркадные игры с этого автомата шли на Sega Genesis практически в первозданном виде. В частности, приставка стала настоящим сокровищем для ценителей файтингов. Street Fighter II и дополнения к ней, оригинальная трилогия Mortal Kombat, Teenage Mutant Ninja Turtles: Tournament Fighters, Samurai Shodown и многие другие стали великолепными “компанейскими” развлечениями для многих мальчишек и девчонок. Sega Genesis и впоследствии, в конце 90-х, Sega Mega Drive 2 были настоящими приставками для вечеринок, собиравшими вокруг себя после школы ватаги ребят. Устраивались турниры и чемпионаты, к избранным “королям файтингов” приходили подраться даже претенденты из соседних дворов — в общем, Sega создала собственный консольный мир, объединявший детвору вокруг себя, причем объединявший именно в реальности, ведь интернет в странах СНГ тогда только-только начинал массовое распространение. A Sega — вот она, рядом, относительно недорогая, и что еще более важно, в компании с друзьями играть на ней можно далеко не только в файтинги.
Пышным цветом расцвел жанр beat’em up: на Genesis выходили такие жемчужины, как серил Double Dragon, серия Streets of Rage, линейка Golden Axe, ставшая прообразом современных слэшеров. Хватало и спортивных симуляторов (в частности, именно в эпоху четвертого поколения родилась знаменитая серия FIFA), и гоночных игр, и самых разных платформеров. Ну, и конечно “одиночных” игр по мотивам крутых боевиков также было более чем достаточно: “Судья Дредд”, “Разрушитель”, “Парк Юрского периода”, “Рэмбо 3”, “Правдивая ложь”, “Хищник 2”, множество игр по мотивам фильмов и мультфильмов о Бэтмене, Супермене и различных героях Marvel, даже очень крутой кроссовер “Робокоп против Терминатора” — в общем, приставка Sega Genesis нисколько не противостояла кино и телевидению, наоборот, удачно дополняла их своими проектами. Менее популярными жанрами были JRPG (серия Phantasy Star) и RTS (но именно на этой приставке вышла великолепная Dune II, ставшая жемчужиной данного жанра).
Проекты по мотивам диснеевских мультиков радовали яркой, просто шикарной картинкой, боевики о Бэтмене и файтинги “Смертельной битвы” — мрачной атмосферой и кровавыми фаталити соответственно, да и в других тогдашних проектах также крови хватало. Приставка была действительно отличная (помимо оригинальных версий очень популярными были расширения Sega 32X и Sega Mega CD), а хороший набор игр и агрессивный маркетинг позволили Sega Genesis завоевать внимание огромного количества геймеров в Европе, Северной Америке и на территории СНГ. Власть Sega продолжалась до выхода на рынок Super Nintendo — вот тогда грянула новая война консолей, из которой именно Nintendo вышла победителем.
Новый чемпион
Релиз Super Nintendo Entertainment System (или просто Super Nintendo) состоялся в конце 1990 года, в самый разгар властвования на игровом рынке консоли от Sega. По-видимому, Nintendo, одержавшая победу в предыдущей войне консолей (времена третьего поколения, победителем в той войне стала приставка NES), была твердо настроена вернуть себе звание лидера и в четвертом поколении. Ее приставка, несмотря на то, что также была 16-битной, все же была гораздо сильнее Sega Genesis.
Релиз в Японии, где консоль называлась Super Famicom, сразу же отличился ажиотажным спросом. Первая партия Super Famicom насчитывала 300 тысяч консолей — все они были раскуплены в течение нескольких часов! Это был невероятный успех, который сразу же обозначил нового лидера. В Японии Super Famicom завоевала рынок довольно быстро, легко одолев Sega Mega Drive. К середине 1991 года приставка заявилась в Северную Америку, уже под именем Super Nintendo. После этого между Sega и Nintendo развернулась масштабная консольная война — одна из самых ожесточенных войн за всю историю приставок. На протяжении нескольких лет борьба продолжалась на равных, однако в итоге Super Nintendo смогла переломить исход битвы в свою пользу в Европе и в США, но только не в СНГ, где за Sega Mega Drive 2 (а также за ее многочисленными клонами) долгое время оставались лидирующие позиции. Тем не менее, даже в эпоху 32-битных систем Super Nintendo продолжала пользоваться большой популярностью, что красноречиво доказывает очень высокое качество исполнения этой приставки (SNES выходила в Японии до 2003 года).
Super Nintendo была облачена в прямоугольный корпус серого цвета с прямыми либо скругленными краями. Как и в случае с Sega Genesis, к консоли можно было подсоединять до двух джойстиков. Контроллеры комплектовались четырьмя клавишами действия, в отличие от трехкнопочных геймпадов Genesis и шестикнопочных джойстиков Sega Mega Drive 2. Впрочем, многие игры были специально адаптированы под эти контроллеры. Зачастую под одним и тем же названием на Genesis и SNES выходили совершенно разные проекты, соответственно, с различным управлением.
Сама по себе Super Nintendo была гораздо мощнее многих приставок четвертого поколения. На вооружении у этой консоли находись 16-битные центральный, звуковой и графический процессоры, тогда как у других приставок того времени некоторые из этих компонентов оставались восьмибитными. Еще одной особенностью консоли была технология Mode 7, позволяющая использовать эффект перспективы и легко “прокручивать” окружающий главного героя мир во все стороны — у главного конкурента такая возможность появилась только с выходом на рынок Sega Mega-CD. Технология позволяла играть, смотря на игровой мир как бы из-за спины главного героя либо же из-за спины злодея, а сам герой в этом случае находился на самой локации чуть впереди. Этот режим широко использовался в таких играх, как Final Fantasy VI, Teenage Mutant Ninja Turtles: Turtles in Time, а также во многих гоночных проектах.
Что касается игр, на момент старта SNES в этом отношении уступала основному конкуренту, но постепенно обзавелась собственной игротекой с довольно качественными проектами. Одним из главных хитов консоли была игра Super Mario World, появившаяся на свет вместе с релизом самой консоли. Невероятной популярностью пользовалась и The Legend of Zelda: A Unit to the Past, которая была гораздо популярнее и, само собой, гораздо лучше ее предшественницы с NES. Среди хитов SNES также серия JRPG Final Fantasy, все проекты которой радуют великолепной графикой, отличной музыкой и самое главное — драматичным сюжетом. А также beat’em up Batman Returns, совершенно не похожий на платформер с таким же названием, представленный на Sega Genesis.
Есть и собственный вариант файтинга Teenage Mutant Ninja Turtles: Tournament Fighters со значительно улучшенной графикой, новыми персонажами и полностью измененным сюжетным режимом. И даже собственный жестокий файтинг Killer Instinct, портированный с аркадных автоматов, но недоступный при этом на Genesis. А для тех, кому жестоких поединков не надо, имеется очень красочный и “беззубый” Street Fighter Alpha 2, также портированный с аркадных автоматов. Есть великолепный платформер Donkey Kong Country и beat’em up'ы Battletoads in Battlemaniacs и Super Double Dragon, и огромное количество самых разных JRPG (особенно выделим Chrono Trigger). Плюс очень много игр выходило как на Genesis, так и на SNES. Но в целом игротека у этой приставки ничуть не менее внушительная, чем у сеговской консоли — игр просто океаны, на любой вкус и цвет.
Последняя консоль поколения
Битва Genesis и SNES только-только начиналась, когда на рынок вышла еще одна 16-битная консоль — приставка Neo Geo AES от компании SNK. Стоит отметить, что изначально Neo-Geo была именно системой для игровых автоматов SNK, на основе которой уже позже была выпущена приставка оригинальной формы с оригинальным же контроллером. Уже по самой Neo Geo AES понятно, что она не собиралась конкурировать с главными монстрами четвертого поколения. Это была исключительно платформа для ценителей аркадных автоматов, желающих поиграть в любимые игрушки в комфорте собственного дома, ну, или приобщиться к ним, не выходя из дому.
Neo Geo AES появилась в японских магазинах в 1991 году. Приставка отличалась довольно высокой ценой, что также демонстрировало ее нацеленность на “избранных” покупателей. При этом центральный процессор был 16-битным, тогда как звуковой процессор остался 8-ми битным. Корпус черного цвета, непривычно приплюснутый, отличался легкостью и... шириной. Но самым необычным в Neo Geo AES был ее джойстик, позаимствованный у аркадных автоматов. Вместо привычной крестовины — ручка-грибок для перемещения персонажа, а четыре клавиши действия располагаются в один ряд и изгибаются полукругом. Плюс сам геймпад расположен на довольно широкой платформе, которую предполагается положить на пол перед консолью, ну, или же на колени игроку, сам игрок усаживается при этом в кресло. В общем, очень необычная консоль и идеальный вариант для любителей аркадных автоматов — даже управление было заточено под них.
Особенностью приставки была просто изумительная работа с двухмерной графикой: великолепные спецэффекты, сочнейшие цвета, идеальная анимация персонажей. До релиза Sega Dreamcast не было ни одной приставки, которая могла бы сравниться с Neo Geo AES в этом отношении. Высокий уровень игр для нее доказывает то, что проекты для аркадных автоматов не портировались специально на эту приставку, а переносились целиком, в настоящем “аркадном качестве”.
Жизненный цикл приставки закончился в 2004 году, с выходом игры Samurai Shodown V Special. На Neo Geo AES совсем не было RPG и стратегий — специфика аркадных автоматов. Зато очень много было качественных beat'em up, “стрелялок” и файтингов. Среди хитов — серия файтингов King of Fighters, серия экшенов Metal Slug, аркадный авиа-боевик 1945 Plus, все та же Double Dragon, на этой платформе тоже представленная в виде файтинга, эксклюзивная “мордобойная” серия Art of Fighting, футбольный симулятор Super Sidekicks, виртуальный тир NAM 1975 и отличный пример грамотного кроссовера — шикарный файтинг SNK vs Capcom. Как видим, интересного очень много, плюс аркадные платформы у нас были известны не так хорошо, как приставки. А значит, самое время скачать эмулятор и погрузиться в яркий и мультяшный мир Neo Geo AES.