Большой О / The Big O
На хлеб, черную одежду и бензин для винтажной «чайки» Роджер Смит зарабатывает умением разрешать конфликты — договаривается с бандитами, мошенниками и прочей гнилью. В Парадигм-сити ее достаточно: мегаполис четко поделен на две части — для знати и для всех остальных — а при таком раскладе иначе не бывает. Одним — серое небо, едва прекращающийся дождь и обшарпанное ар-деко, другим — светлые купола, проливающие искусственные лучи на дочиста вылизанные небоскребы. В обоих случаях неизменно одно: 40 лет назад все жители дружно потеряли память.
Жизнь Роджера радикально меняется, когда в результате неудачных переговоров он встречает андроида Р. Дороти Уэйнрайт, перенявшую удивительно много черт характера девушки, по чьему образу и подобию ее создавали. Начинается театральное представление, ни одному из актеров которого не объяснили роли и не сказали ни слова о сюжете. Роджер всё больше пилотирует гигантский мегадеус Биг О и защищает таинственный город от всплывающих воспоминаний, имеющих облик враждебных роботов размером с высотное здание. В отличие от других соискателей прошлого, он не жаждет познать самую сокровенную Истину, а лишь хочет понять, кто он такой — и убедиться, что делает нужное дело.
На студии Sunrise сняли самое «западное» аниме в истории — в стилистике так мало японского и так много англо-американского, что идентичный (хорошо: очень похожий) сериал мог бы поставить Дженнди Тартаковский. Роджер — этакий Джон Стид (из британского шпионского телесериала The Avengers 1960-х), у которого отобрали котелок и трость, а местную Эмму Пил словно, извините, распилили на рыжеволосую Дороти и загадочную Энджел, с которой переговорщику-пилоту время от времени приходится сотрудничать не по своей воле. Нам то и дело показывают ракурсы, характерные для историй о Бэтмене; значимость города и тема «человека-машины» отсылают к «Метрополису» Фрица Ланга, ряд визуальных решений с мутным освещением недвусмысленно напоминает фильм-нуар, а композитор Тосихико Сахаси раз за разом салютует Генри Манчини. О том, что песня для вступительного ролика явно вдохновлена темой Флэша Гордона в исполнении Queen, а в нескольких эпизодах звучит едва измененная композиция из UFO Джерри Андерсона, тактично умолчим.
Поверьте, можно было посвятить разбору The Big O и десять полос, отмечая сходство шедевра Кадзуёси Катаямы с англо-американскими телесериалами 60-70-х, фильмами Георга Вильгельма Пабста, романами Герберта Уэллса и бог весть чем еще, — что-нибудь всё равно ускользнет. The Big O — блестящий сериал, сделанный на экспорт. Редкое аниме, выигрывающее от англоязычного дубляжа.