Рецензия на серию комиксов «Чёрная дыра»
В Сиэтле середины 1970-х группа подростков заражается таинственной болезнью, передающейся половым путём. Заболевание вызывает у них мутации — уродливые волдыри, зобы, хвосты, рога, густую шерсть по всему телу. Став изгоями, заражённые подростки уходят в лес, где образуют коммуну.
Чарльз Бёрнс до «Чёрной дыры» успел выпустить множество небольших комиксов, поработать над рекламой и даже иллюстрациями к балету. Его узнаваемый чёрно-белый рисунок с лаконичными линиями совмещает реализм с мультяшностью. «Чёрная дыра» стала его самой известной и титулованной работой: по мере выхода серии Бёрнс каждый год получал премию Харви за свою работу с чернилами. А собранная в 2006 году в одну книгу и выпущенная издательством Pantheon Books «Чёрная дыра» получила премию как лучший графический альбом ранее изданных работ.
Считается, что эта серия автобиографична, но точных подтверждений этому нет. В комиксе видны довольно гротескные отсылки к эпидемии ВИЧ, разразившейся в 1970-е, к коммуне Чарли Мэнсона и фильмам Дэвида Кроненберга. Но если рассмотреть «Чёрную дыру» внимательнее, мы обнаружим довольно точную картину жизни американских подростков среднего класса. Они занимаются сексом, экспериментируют с наркотиками, убегают из дома и из-за своего безответственного поведения заражаются венерической болезнью. Впрочем, Бёрнс не опускается до морализаторства — он рассказывает историю, а не читает лекцию.
Комикс мрачен не только из-за чёрнобелого рисунка, но и благодаря литературному стилю Бёрнса. Он пишет скупо, его описания и пояснения минимальны, что заставляет читателя опираться на рисунок. А это слегка затрудняет восприятие. Дело в том, что Бёрнс рисует очень похожие лица, а также играет с повествованием, иногда меняя персонажей внутри глав. При первом чтении кажется, что герои похожи как две капли воды: одинаковые носы, волосы, даже одежда. Это заставляет всматриваться в лица, подмечая детали.
Восприятие усложняют переходы от реального мира к вымышленному. Бёрнс свободно манипулирует воспоминаниями, фантазиями и мечтами своих героев. И тут помогают рамки кадров — в «воображаемых» частях они зазубренные по краям. Однако содержание этих частей существенно не отличается от основного повествования. У разных героев одни и те же страхи и тревоги, и это подчёркивает их общность, но мешает читателю проникнуться сочувствием к каждому.
Впрочем, при всех этих минусах сюжет хорошо продуман, а откровенный рисунок хорошо подходит для выбранной темы. История не объясняет всего, что делает её только интереснее. Но главное — нам в очередной раз напоминают, как сложно быть подростком, терзаемым тоской, чувством заброшенности и отчуждённости. Каждый герой травмирован не только физически, но и душевно. Общество их отталкивает, родители не понимают, а самые близкие друзья оказываются опаснее всех.