Какой была музыка в 2010-х
Прошедшее десятилетие радикально изменило музыкальную культуру. Процесс трансформации стартовал ещё в середине нулевых, но именно десятые поставили в нём точку. Как и в других сферах, главным стало повсеместное распространение интернета и стриминговых технологий. Впрочем, есть и другие важные перемены — пройдёмся по главным, избегая нудных цифр.
Стриминг победил
Музыкантам больше не нужно думать, как продать побольше своих дисков. Никто (в глобальном плане) больше не покупает музыку ни на физических носителях, ни в цифре. Гораздо меньше людей качают альбомы из Сети. На рынке закрепились десятки сервисов, которые за скромную сумму легально предоставляют доступ к миллионам песен. Теперь артисты обеспокоены тем, чтобы их треки действительно слушали. Роялти за каждое отдельное прослушивание ничтожны, но если этих прослушиваний миллиарды, то и разговор пойдёт о серьёзных суммах.
В этом заключается главная проблема стриминга: он выгоден для больших артистов, но сильно ударил по менее популярным музыкантам. Шансов набить столько прослушиваний, чтобы доход стал ощутимым, у них практически нет. Крупные игроки при этом начали подстраиваться под современные реалии.Это породило ещё один тренд — огромные альбомы на пару десятков треков. Иногда и в двух частях, как, например, Scorpion Дрейка. Зачем это нужно? Когда крупный артист выпускает сразу двадцать песен, то почти все они займут топ прослушиваний. А вот исполнителям поменьше выгоднее бомбить аудиторию одними синглами и не выпускать альбомы вообще. Клиповое мышление в массах победило.
Даже золотые и платиновые статусы релизам стали присваивать на основе прослушиваний. Впрочем, требования там серьёзные: чтобы релиз получил платину от звукозаписывающей индустрии Америки (RIAA), его должны прослушать полтора миллиарда раз.
Концерты стали ещё важнее
Раз на продаже дисков уже не заработать, а стриминг деньги приносит не всем — нужно больше выступать. Для андеграундных артистов выпуск релизов превратился, скорее, в промо-кампанию, помогающую заманивать людей на концерты. Да и крупные музыканты, как правило, получают с туров куда больше денег, чем со стри-минга. В России всё это особенно актуально. Доля нашего музыкального рынка в общемировом — чуть меньше полутора процентов. Цифровой рынок развит слабо, так что в мировых масштабах даже топовые российские артисты на роялти зарабатывают мало.
Люди перестали выбирать музыку сами
Если хочется погружаться в музыку глубже и изучать её самостоятельно, никто не мешает. Но в основной массе людям это больше не нужно. Стриминговые сервисы вкладывают огромные деньги в развитие своих рекомендательных инструментов. Плейлисты под настроение, подборки любимого, новые музыканты, которые вам точно понравятся, — всё уже сделано за вас. И это действительно востребованный функционал. Многие выбирают сервис по качеству его рекомендаций. Оправдано это в первую очередь перенасыщением рынка и эффектом FOMO — «боязнью упустить новое». Музыки в 2010-х стало слишком много, теперь это фастфуд, который всё чаще выполняет фоновую функцию. Впрочем, для музыкантов рекомендательные сервисы таят свои риски: если музыку уже подобрали за вас, какая разница, кто её написал и исполнил? Тем более что нейросети уже научились сочинять полноценные альбомы.
Рэп стал главной музыкой планеты
Главный прорыв случился в 2018 году. Тогда было зафиксировано, что хип-хоп и R&B составили четверть всей потребляемой в США музыки. Россия в этом плане не отстала — чего только стоит взрывной рост популярности рэп-баттлов в 2017-2018 годах. На определённом этапе у нас это явление стало более значимым, чем США. Впрочем, максимальной популярности добиваются чаще не хардкорные рэп-альбомы, а релизы на грани поп-музыки, как у Дрейка или Migos. Хотя и исключения вроде Кендрика Ламара есть.
На мировой сцене всё чаще выстреливают грустные подростки. Вчера они писали песни у себя в спальне, а сегодня подписывают контракты с мейджор-лей-блами. Самый актуальный пример — Билли Айлиш, но и в рэпе появилось целое отдельное направление — эмо-трэп. Грустный хип-хоп, разбавленный гитарами и автотюном, — мелодично и так жизненно. Поэтому VICE называет погибшего в двадцать один год Лил Пипа, одного из пионеров направления, главным музыкантом десятилетия.
Гик-культура в музыке стала ещё заметнее
Увлечение видеоиграми, сериалами и фантастикой больше не признак маргинала, а совершенно естественное явление, и это проявляется в популярной музыке. Один из самых многообещающих рэперов декады Дензел Карри в треке P.A.T. спокойно сравнивает себя с Волан-де-Мортом. Уже упомянутая Билли Айлиш в треке you should see me in the crown цитирует Мориарти из «Шерлока», а другую песню называет в честь инди-игры ilomilo. В России всё так же, яркий пример — трек TEKKEN Славы КПСС, ставшего в 2010-х лицом русского баттл-рэпа. Отсылки к гик-культуре — это нормально!
В то же время на YouTube продолжают набирать популярность кавер-версии музыки из видеоигр. Прекрасно себя чувствует основанный в 2010 году проект Miracle of Sounds, в рамках которого музыкант Гэвин Данн записывает песни, вдохновлённые играми и кино. Даже игровые композиторы почувствовали тренд и начали активнее гастролировать со своей музыкой. В России только за 2019 год мы увидели концерты Пола Ромеро (Heroes of Might and Magic) и Билла Брауна (Lineage 2). Даже далёкие от игр фанаты прогрессив-метала признали Мика Гордона с его саундтреком из DOOM, потому что живьём он звучит потрясающе. А Акира Ямаока в туре с музыкой из Silent Hill, кажется, находится вообще постоянно.
SoundCloud стал главным поставщиком новых звёзд
Чем доступнее становился интернет, тем ближе мы к этому подходили. Сегодня выстрелить может любой музыкант. Заработать миллионы и сделать себе имя без мейджоров реально, нужно лишь немного удачи. Многие популярные рэперы, повлиявшие на поп-индустрию десятых, пришли с «Саундклауда». Это бесплатный сервис, в котором каждый может выкладывать свою музыку и делиться ей со всем миром. Там можно найти всякое, но больше всего на «Саундклауде» именно рэперов. Некоторые набирали там такую популярность, что вырывались в большую индустрию. Впрочем, в России роль «Саундклауда» выполняет VK: мерить успех местных рэперов репостами «ВКонтакте» — дело уже привычное.
Но люди всё ещё покупают винил
Продажи виниловых пластинок стабильно и хорошо растут аж с 2007 года, а крупные артисты регулярно выпускают коллекционные издания своих альбомов. А всё потому, что изменения в индустрии лишь укрепляют «нишевую» сферу консервативных ценителей музыки. В эру фастфуда всё больше людей задумывается о том, чтобы как-то увековечить самые-самые любимые альбомы в своей коллекции. Даже если слушать их будут через стриминг.