Рецензия на серию комиксов «Круто сваренный»
«Круто сваренный» действительно сварен круто, уж простите за такой дешёвый каламбур. Один из знаковых комиксов девяностых, ставший хорошим подспорьем для карьер Фрэнка Миллера и Джеффа Дэрроу, являет собой подлинный памятник творческому безумию: три его выпуска рисовались три года, что для зарубежной индустрии совершенно немыслимо.
О чём этот комикс? Ну, он о налоговом инспекторе по имени Никсон. День у него откровенно не задался — как и у целого квартала дистопичного Лос-Анджелеса будущего, который он практически сровнял с землёй. Уже с самого начала становится понятно, почему Дэрроу так долго работал над комиксом: он неприлично, незаконно, бесчеловечно хорошо нарисован, и каждая его страница пестрит сотнями мельчайших складок, винтиков, стреляных гильз, дырок от пуль, вмятин, вывесок, непохожих друг на друга прохожих, граффити и чёрт знает ещё чем. Гипердетализированный стиль Дэрроу буквально гипнотизирует и заставляет задерживаться на каждой странице куда дольше, чем привычно по другим комиксам. И подобная детализация не вещь в себе: на каждом развороте разыгрывается своя мини-история, а обилие рекламы, брендов и этикеток призвано вызвать у читателя максимальное отторжение к местному миру - сделано это именно с расчётом на то, что современный человек рекламу не любит.
Но это всё лирика - где же киберпанк, где? А он везде. Вообще, лично я для себя решил, что весь комикс - это одна большая пародия на жанр киберпанка и один из первых вестников посгкиберпанка. Здесь у нас неправдоподобно всесильная корпорация, абсурдный мир, который весь крутится вокруг секса (обнажёнка, реклама секса, люди, которые им занимаются, тут буквально на каждой странице), сюжет примитивен просто до безобразия, а главный герой творит убер-ультра-насилие вообще без каких-либо видимых причин — и всё это с совершенно серьёзной интонацией, которую можно воспринимать лишь как здоровую издёвку авторов над всеми жанровыми клише.
Хоть вокруг и антиутопия — что подчёркивает великолепный рисунок Дэрроу, - сам герой воспринимает всё происходящее как норму, и последнее, чего он хочет, - менять что-то в своей тихой жизни, протекающей в типичном пригороде мегаполиса. А один из признаков посткиберпанка как раз и состоит в том, что герой такого произведения не воспринимает свою жизнь как плохую, совсем наоборот. Ты-то как читатель отлично понимаешь, что с этим миром явно не всё в порядке, - и тем сильнее впечатление от концовки комикса.
«Круто сваренный» подойдёт и любителям киберпанка во всех его проявлениях, и ценителям комиксов — как один из самых безумных примеров того, как их можно рисовать. Разочарованными останутся разве что поклонники сложных сюжетов, но их и так нечасто заносит в комикс-шопы.