Обзор Nobody Wants to Die
Прекратите называть Nobody Wants to Die киберпанком, это ни в коем случае не киберпанк! Nobody Wants to – это чистокровный нуар-детектив, события которого просто перенесли в будущее, и это чертовски хороший нуар.
Да, здесь есть некоторые элементы дистопии, которые можно перепутать с киберпанком, но это точно не он. Во вселенной Nobody Wants to Die почти все высокие технологии на самом деле не так уж и высоки. За исключением некоторых технологических прорывов этот мир словно застрял в середине XX столетия. Здесь нет виртуального пространства, свободолюбивых хакеров и всемогущих ИИ. Да и вообще-то с тем же "кибер" из названия "киберпанк" все очень плохо. Компьютеры на уровне 1970-х годов, электронная почта существует, но все предпочитают пользоваться пневмопочтой. Никаких мобильников, только стационарные телефоны, радио и все в этом духе.
Охота начинается
А вот с какой долей условного киберпанка в Nobody Wants to Die все хорошо, так это с социальным расслоением. Дело в том, что во вселенной игры люди научились жить вечно. Как в фантастическом романе Ричарда Моргана "Видоизмененный углерод", или в сериале Netflix на его основе: состоятельные граждане могут менять тела, перенося сознание в новую оболочку. Но есть один нюанс, после того как вам исполнится 21 год, вы должны платить за аренду собственного тела, если денег нет – тело попадет на аукцион, а ваше сознание – в банк памяти. Поэтому у богатых есть неограниченный выбор тел для развлечений, сексуальных экспериментов и тому подобного, а бедняки даже не могут позволить себе собственное тело.
Главный герой Nobody Wants to Die, детектив Джеймс Карра, несколько недель назад попал в ужасную аварию поезда, еще не оправился от потери жены и испытывает проблемы с новым телом, которое немного глючит из-за нехватки синхронизации. Но он решает как можно скорее вернуться к работе, поэтому получает условный допуск и в довесок офицера-смотрителя Сару, которая большую часть игры присутствует только как голос в трубке, и простая задача. Ему поручают, как может показаться на первый взгляд, одно из самых простых дел – разобраться с самоубийством одного из самых богатых людей города.
Но тут есть нюанс… богачу, судя по всему, помогли попрощаться с вечной жизнью: ихор жертвы (в игре это субстанция, вмещающая сознание человека) окончательно поврежден и воскрешение ему не светит. Похоже, кто-то охотится на влиятельных членов социума и возможно это как-то связано с законом о снижении возраста аренды тела, который они пытаются протолкнуть.
Нуарная фантастика... нет, фантастический нуар
Сотрудники польской студии Critical Hit Games, подарившие нам Nobody Wants to Die, большие фанаты жанра нуар. Игра стилизована под нуар-детектив просто идеально. И в отличие от мультфильма "Марс Экспресс" , в котором нуар-нарративы перенесли в декорации научной фантастики, авторы игры тщательно сохранили не только характерные сюжетные ходы, персонажей и их мотивы, но и стилистику 1930-40-х годов, лишь немного адаптировав ее под будущее.
Да, здесь есть летающие автомобили, но это классические авто 1930-х годов типа Cadillac 16, Maclaughlin-Buick Series 90 или Buick Roadmaster, только вместо колес у них что-то вроде гравитационных двигателей. Все небоскребы Нью-Йорка напоминают Empire State Building, Chrysler Building или American Radiator Building. Все интерьеры, отделка, дизайн книг, документы, шрифты, меню, надписи, приборы и т.д. – исполнены исключительно в стиле ар-деко. Нью-Йорк в 2329 году из Nobody Wants to Die, как мошка в янтаре, застрял в 1930-х.
Ну и, конечно же, куда без главной составляющей нуарного детектива - утомленного жизнью и погруженного в свои мысли главного героя, который много курит, задумчиво всматриваясь в непрекращающийся дождь с бликами неона (солнца в мире игры нет вообще - один лишь смог), постоянно прикладывается к бутылке и комментирует собственные действия хриплым сексуальным баритоном. Естественно, есть здесь и роковая женщина (на самом деле, даже несколько), продажные копы, упивающиеся своей безнаказанностью преступники, заговор и прочие атрибуты данного жанра. И те, кто неплохо разбирается в нуаре, могут догадаться, что ждет нашего героя в конце.
Симулятор поиска улик
По жанру Nobody Wants to Die – это симулятор хождения, как интерактивная история вроде недавней Still Wakes the Deep, но без хоррор-эпизодов, или The Invincible от студии Starward Industries, тоже, кстати, польской. Джеймс Карра должен исследовать несколько мест преступлений, найти доказательства, реконструировать произошедшее и сделать собственные выводы об убийце и его мотиве.
В исследовании мест преступлений нашему детективу помогают несколько приборов. Рентгеновская линза, которая видит скрытые в стенах провода, кнопки и сейфы, внутренние органы и даже траектории пуль. Ультрафиолетовая лампа для поиска следов крови, отпечатков пальцев, ног и т.д. И, главное, прибор для реконструкции событий, который на основе собранной информации позволяет "открутить время назад" и воочию увидеть произошедшие события - рассмотреть участников драмы с разных сторон, найти новые доказательства и сделать соответствующие выводы! На самом деле, это не путешествия во времени, а именно реконструкция событий, но выглядит она именно так, как будто наш детектив заглядывает в прошлое.
Что с визуалом и повествованием?
Как и авторы The Invincible, разработчики Nobody Wants to Die - настоящие фанаты технологий XX века. Они тщательно воспроизвели дисковые телефоны и кодовые замки, рации и приемники, часы и т.д. А главное они очень реалистично анимировали все эти фантастические приборы, которыми пользуется детектив Карра. Наблюдать за его работой просто приятно.
С точки зрения графики Nobody Wants to Die – это настоящее удовольствие для глаз. Unreal Engine 5 отвечает за картинку, а над стилистикой и удачными ракурсами хорошо поработали художники и постановщики. Это стилистически совершенная игра.
Что касается нарративной части, то здесь не все так гладко. К некоторым действиям, которые совершают герои, у нас есть вопросы, к тому же порой нарратив становится немного сумбурным, из-за чего не все игроки смогут понять, что именно произошло в конце игры и кто на самом деле тот самый убийца, которого ищет Джеймс Карра, кто убил его жену, и убили ли ее вообще, и зачем нужна вся эта цепочка преступлений. Но если быть внимательным, слушать персонажей и читать все тексты, понять задумку авторов не так уж и трудно: разнообразных намеков на протяжении расследования вам дают немало.
В Nobody Wants to Die примерно 5-6 часов геймплея и четыре разных финала, которые зависят от того, что именно вы сделали или сказали в течение предыдущих актов и к каким выводам пришли. Это хорошее детективное приключение, чем-то напоминающее серию игр о Шерлоке Холмсе от Frogwares.
Несмотря на то, что Nobody Wants to Die ставит точку в этой истории, я бы охотно посмотрел и на продолжение, потому что мир, созданный разработчиками из Critical Hit Games, действительно впечатляет и привлекает внимание - будет жаль так быстро с ним попрощаться.
Плюсы:
+ хорошая и качественная стилизация под классический нуар;
+ озвучка героев;
+ музыка;
+ стилистическая завершенность игрового мира;
+ несколько разных финалов истории.
+ озвучка героев;
+ музыка;
+ стилистическая завершенность игрового мира;
+ несколько разных финалов истории.
Минусы:
- несколько сумбурная нарративная часть, к некоторым моментам которой есть большие вопросы;
- по большей части, это линейная игра, несмотря на несколько финалов.
- по большей части, это линейная игра, несмотря на несколько финалов.
Вердикт
Качественный симулятор хождения с элементами ужастика. Из Still Wakes the Deep получился бы хороший фильм, но и игра получилась очень неплохая!
Совершенная стилизация под нуар-детектив, события которого перенесены в далекое будущее. Игра стоит внимания, если вы любите нарративные приключения с уклоном в поиск улик и исследование мест преступлений.
Итоговая оценка: 8,5 баллов из 10!