Интерстеллар. Рецензия №2
Человечество на грани вымирания: ресурсы кончаются, люди и посевы гибнут от пылевых бурь, и на Земле спасения уже не обрести. Но шанс на выживание всё же есть — возможно, на другом краю червоточины, открывшейся около Сатурна, есть мир, пригодный для жизни…
Полвека вся космическая фантастика с роботами, высшим разумом, рассуждениями о жизни человека, его предназначении и историческом пути определялась блистательной «Космической одиссеей» Стэнли Кубрика. Мятежный компьютер HAL 9000, мелодия «Так говорил Заратустра» и чёрный монолит-параллелепипед так укоренились в умах публики, что стали архетипами, которыми наполнен и «Интерстеллар». Тут Ханс Циммер берёт знакомую ноту, а вот здесь у нас - робот в форме чёрного параллелепипеда, не доверяющий человеку. Даже расположение червоточины около Сатурна - и то отсылка к Кубрику. Однако кино у Нолана получилось не только про высший разум и поиски ответов на вечные вопросы. Оно про отношения между людьми. Этот фокус на личностях позволил Нолану снять интересный, глубокий, эмоциональный и не слишком претенциозный фильм, сравнимый с «Космической одиссеей».
В центре сюжета — Купер, герой Макконахи, бывший пилот NASA, живущий во времена, когда человечество приблизилось к закату. Буквально парой штрихов Нолан ярко описывает постинформационную эру - эпоху людей, осуждающих потребление. Эпоху экономии, фермеров, голода и пылевых бурь. Одной этой темы хватило бы на десяток фантастических лент, но для Нолана это лишь способ обосновать логику героев, вынудить человечество искать спасение в космосе. Ради отчаянной попытки спасти своё потомство и человеческий род Куперу придётся оставить на Земле детей. Те ещё слишком малы, чтобы осознать важность отцовской миссии и глубину его жертвы. Но пока он будет лететь где-то там, в космосе, они успеют вырасти и переосмыслить всё то, что он им сказал напоследок. Потому что из-за временных парадоксов его полёт для жителей Земли тянется десятилетиями.
Вокруг центральной темы отношений между отцом и детьми, ответственности за будущее, в котором предстоит жить нашим потомкам, формируется целый кокон из других сюжетных и смысловых линий: призраки, Высший разум из пятимерного измерения, кротовые норы, чёрные дыры, путешествия на другие планеты, секрет управления гравитацией и любовь — единственная сила, которая на самом деле может спасти человечество... У другого режиссера получился бы винегрет, однако Нолану хватило таланта сплести всё это в единую и нерушимую структуру. Масштаб замысла завораживает, а от красоты и мастерства его воплощения захватывает дух. Многослойность и метафоричность происходящего вызывает восторг. Особенно интересно наблюдать, как тема отношения детей к отцу, который ушёл ради их спасения, плавно перетекает в аллегорию отношений с Богом.
Эмоциональное воздействие фильма получилось неожиданно сильным - боль персонажей ощущаешь буквально физически. Макконахи играет бесподобно, но и другие персонажи на фоне Купера не выглядят безликими статистами. Особенно удались роботы — TARS уникален и по внешнему виду, и по характеру. Нолан сделал его не гротескной машиной, не психопатической карикатурой, а полноценным и незаменимым членом экипажа корабля. Умным, весёлым и настолько запоминающимся, что начинаешь воспринимать каждую колонну экстренного вызова из метро как памятник этому прямоугольному герою.
Наверняка концовка фильма вызовет многочисленные споры. Одни воспримут ее буквально, другие, как и автор этих строк, не будут удовлетворены объяснением, которое дают персонажи. А Нолан, как и по поводу волчка из «Начала», опять промолчит и будет загадочно улыбаться. Но ему можно - потому что он чёртов гений, который создал настоящий шедевр кинофантастики.
Вердикт
Великолепный фильм, при работе над которым все - от сценаристов и консультантов до актёров и композитора — выложились на сто процентов. Глубокий и многослойный шедевр, который стоит увидеть каждому.
Итоговая оценка: 10 баллов из 10!