Новость из категории: Фильмы

Интерстеллар

Интерстеллар

Неизвестно, насколько сильнее домочадцы любили Джонатана Нолана - ныне известного сценариста - в сравнении с его братом Кристофером, но факт остаётся фактом: младший сын в семье Ноланов до сих пор находится в тени своего старшего брата. Джонатан Нолан родился 6 июня 1976 года в Лондоне в семье англичан. Его отец занимался маркетингом, а мать была стюардессой. Переехав вместе с семьёй в Соединённые Штаты, молодой человек получил образование в Академии Лойолы в Иллинойсе и в Джорджтаунском университете в Вашингтоне.

С детства Джонатан увлекался литературой, в частности писательством. А страстью его брата Кристофера было кино, которому он с малых лет посвящал всё свободное время.

Интерстеллар

Потому совсем неудивительно, что, когда в конце 90-х Кристофер Нолан (к тому времени уже имевший за плечами несколько короткометражек и фильм «Преследование») задумал амбициозный фильм под названием Memento («Помни»), основой для его сценария послужил небольшой рассказ Джонатана.

Когда «Помни» вышел в прокат, он был неоднократно номинирован на различные награды, помимо прочего завоевав приз фестиваля «Сандэнс» за лучшую сценарную работу, а также удостоился двух номинаций на «Оскар» (за лучший сценарий и лучший монтаж). Работу новичков в мире большого кино оценили и признали.

Интерстеллар

Первый блин не вышел комом, и братья ринулись на амбразуру, засучив рукава. Вторая совместная работа Ноланов датируется 2006 годом, когда свет увидела лента «Престиж», поставленная по одноимённому роману Кристофера Приста – видного британского писателя-фантаста наших дней. Фильм ждал успех. Таким образом, Джонатан всё больше и больше ощущал себя профессиональным сценаристом, а Кристофер приблизился к получению неофициального титула короля интеллектуального блокбастера (который окончательно закрепился за ним после выхода «Начала» в 2010 году). Последующие работы братьев Ноланов также были близки к современному эталону: оба сиквела «Бэтмена» получились запоминающимися. А второй фильм трилогии - «Тёмный рыцарь» - пожалуй, и вовсе стал лучшим кинокомиксом за всю историю кинематографа.

Новая совместная работа Кристофера и Джонатана - фильм «Интерстеллар», рассказывающий о межзвёздных путешествиях с целью предотвращения гибели человечества. Главную роль в картине исполнил Мэттью МакКонахи, находящийся в настоящий момент на пике своей карьеры. Чем же так интересен новый загадочный проект Ноланов?

Интерстеллар

О задумке фильма прессе стало известно в 2006 году, когда Стивен Спилберг и Paramount Pictures объявили, что начинают работу над новой картиной в жанре космической фантастики. В основу фильма легли научные изыскания американского физика и астронома Кипа Торна, учёного, который на данный момент является одним из передовых специалистов по теории относительности.


Интерстеллар

Профессор Кип Торн, прославившийся своими теориями и трудами в области квантовой гравитации, неоднократно появлялся на телевидении в научно-популярных программах National Geographic, Discovery и BBC. В «Интерстелларе» Торн задействован как исполнительный продюсер фильма и научный консультант.

История зарождения «Интерстеллара» довольно занятна. Фильм Роберта Земекиса «Контакт» (1997), рассказывавший о столкновении с внеземной цивилизацией, свёл вместе продюсера Линду Обст («Король-рыбак», «Неспящие в Сиэтле») и Кипа Торна, который выступал на проекте в качестве научного консультанта. Они отлично ладили и между ними установились дружеские взаимоотношения, сохранившиеся и по сей день. Идея «Интерстеллара» пришла Обст, которая и поделилась ей со Спилбергом, а мэтр тут же попросил Обст и Торна набросать черновик сценария. Со своей задачей они справились, и их работа в дальнейшем стала отправной точкой для труда Джонатана Нолана. Также интересно, что одну из главных ролей в «Контакте» играл Мэттью МакКонахи, которому через семнадцать лет судьба уготовила ещё одну встречу и с Кипом Торном (на «Интерстелларе» вновь получившего должность консультанта), и с Линдой Обст.

ИСТОРИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ЧЁРНЫХ ДЫР

Интерстеллар

Общая концепция чёрных дыр впервые была озвучена Джоном Мичеллом, британским священником, увлекавшимся оптикой и астрономией. В своём письме в Королевское сообщество (1784 г.) он сообщал следующее: «...для тела с радиусом 500 радиусов Солнца и плотностью Солнца существует вероятность того, что свет, попавший на это тело, не сможет никогда его покинуть и будет невидим глазу, наблюдающему данный опыт...». Чуть позже французский математик и физик Пьер-Симон Лаплас при помощи необходимых вычислений, оперируя сложнейшими формулами и опираясь на известные теоремы, развил идею Мичелла.

Впрочем, заслуга теоретического обоснования существования чёрных дыр по праву принадлежит Альберту Эйнштейну, опубликовавшему в 1915 году свою знаменитую работу - общую теорию относительности. Однако сам термин в 1918 году ввёл в оборот Джон Арчибальд Уилер - американский учёный, специализировавшийся главным образом на астрофизике и ядерной физике.

Титанический труд Эйнштейна послужил основой для исследований Карла Шварцшильда - немецкого физика, - который нашёл точное решение для одного из уравнений Эйнштейна. Этот вывод Шварцшильда доказал, что существуют такие точечные звёзды с чертой невозврата, при приближении к которым ничто не может покинуть зону действия этого поля звезды. Проходя черту невозврата, на атомы рассматриваемого объекта начинают действовать приливные силы, растягивая их. Таким образом, выражаясь простым языком, атомы этого абстрактного объекта (и как следствие - сам объект) элементарно должно разорвать. Если же сделать допущение, что пропорции тела останутся неизменными, то наблюдатель извне будет видеть его как будто бы застывшим во времени. Всё дело в том, что время будет идти для него и для объекта по-разному.

Интерстеллар

Эти исследования наглядно доказали теоретическую возможность прохождения сквозь «кротовые норы» в другие вселенные, в другое время (так называемый мост Эйнштейна-Розена). Иными словами, допускали возможность существования самой настоящей машины времени и пространства.

Однако сам Эйнштейн не верил в существование таких звёзд. В естественных условиях формирование подобных «кротовых нор» было бы невозможно, - считал знаменитый учёный. Тем не менее, в 1939 году Роберт Оппенгеймер опубликовал статью, в которой говорил, что формирование кротовых нор естественным путём вполне вероятно. Когда умирающая звезда коллапсирует под действием гравитации, она может сжаться до «точки» и превратиться в так называемую чёрную дыру.

Интерстеллар

В 1963 году новозеландский математик Рой Керр подошёл к решению головоломки чуть ближе. В своих расчётах он доказал, что умирающая звезда не схлопнется в точечную звезду, но преобразуется во вращающееся кольцо. Это было уже намного ближе к современным представлениям о чёрных дырах. Ведь наверняка почти каждый из нас видел, как их образно изображают художники и иллюстраторы. Чаще всего чёрная дыра в их интерпретации выглядит как смерч, воронка, засасывающая всё, что попадётся на её пути.

В наше время данному вопросу уделают своё внимание сотни учёных и исследователей. Разумеется, всем нам известен Стивен Хокинг, который популяризировал чёрные дыры. Кроме того, он фактически положил начало новому разделу теоретической физики - квантовой космологии. Однако совсем недавно Хокинг заявил, что в современном понимании чёрных дыр не существует, чем вызвал бурные дебаты в научном сообществе.


Кип Торн, родившийся в 1940 году в Соединённых Штатах, в городе Логан, штат Юта, с детства был увлечён науками. В особенности его безумно привлекала физика. При своём необыкновенном таланте и поразительной работоспособности, со временем он стал одним из ярчайших астрофизиков современности. Его гипотеза, лёгшая в основу «Интерстеллара», основывалась на трудах Эйнштейна и ряда других учёных и астрономов.

Интерстеллар

Торн теоретически исследовал так называемые «кротовые норы», которые фактически представляют собой туннели в пространстве. Эти туннели соединяют в себе свойства чёрных и белых дыр. Чёрная дыра - область с невероятно большой силой гравитации, засасывающая всё, что находится в зоне её действия. Покинуть пределы чёрный дыры не могут даже кванты света.

В таком случае логично предположить, что энергия и материя, которую поглощают чёрные дыры, не исчезает в никуда. И потому некоторые астрофизики полагают, что существуют и белые дыры, выталкивающие из себя всё со столь же сокрушительной силой. Гипотетически - при определённых обстоятельствах - такие червоточины дают возможность путешествий во времени и межзвёздном пространстве. Именно поэтому они так часто встречаются в научной фантастике.

Фактически Торн наглядно смог проиллюстрировать гипотезы о путешествиях во времени. Сколь бы ни выглядели его выводы ошеломляющими, оставалось признать, что американец сумел сделать, возможно, революционный шаг в астрофизике. Учёный предложил использовать «кротовые норы» для путешествий во времени. Для этого - по его теории - необходимо раскрутить концы таких червоточин с огромной скоростью, что в результате может привести к образованию межвременного туннеля.

Разумеется, доводы учёного были подтверждены многочисленными хитроумными формулами, подробными графиками и непростыми вычислениями. Также очевидно, что пока теория Торна - это всего лишь теория. Красивая на бумаге, но малоприменимая в реальной жизни. Как бы то ни было, работы Кипа Торна - близкого друга Стивена Хокинга - оказали огромное влияние на физику астрономических объектов и заинтересовали кинодеятелей.

В марте 2007 года Стивен Спилберг и Линда Обст наняли для написания сценария «Интерстеллара» Джонатана Нолана. Чтобы точнее воспроизвести на большом экране все нюансы теорий Торна, Джонатан изучал теорию относительности в Калифорнийском технологическом институте. Самым вероятным кандидатом на постановку ленты считался сам Спилберг, однако спустя два года он отказался от проекта по личным соображениям.

С мёртвой точки «Интерстеллар» смог сдвинуться только в январе 2013 года. Постановку фильма предложили Кристоферу Нолану, и тот, не колеблясь, согласился. По его признанию, он всегда любил научную фантастику, а совместный поход в детстве с отцом на «Космическую одиссею 2001 года» вспоминает с особой теплотой. Контрактные обязательства с Warner Bros. по вселенной Бэтмена Нолана на тот момент уже не связывали, и он был волен браться за что хочет. Придя на проект, Кристофер привнёс в него и несколько своих идей.

Интерстеллар

Сюжет фильма сконцентрирован на судьбе нашей планеты, терпящей экологическую катастрофу в недалёком будущем. Еды на Земле с каждым днём всё меньше и меньше. Условия для жизни катастрофические. Люди обеспокоены вопросом выживания своей расы. Когда учёные обнаруживают в космосе червоточину, через которую теоретически возможны пространственно-временные путешествия, они собирают консилиум, который постановляет о необходимости сбора экспедиции к этой «кротовой норе». Их целью становится поиск иного места для жизни, новой планеты, пригодной для существования человечества. Одним из членов экипажа космического корабля должен стать опытный пилот, инженер и вдовец Купер (Мэттью МакКонахи). Ему предстоит оставить маленькую дочь и сына, возможно, навсегда, чтобы попытаться создать для них будущее и отыскать новый дом для всего человечества.

Сюжетно «Интерстеллар» не выглядит оригинальным. А при первом взгляде кажется слишком прямолинейным, слишком мэйнстримным. Любой человек, мало-мальски знакомый с научной фантастикой, неоднократно встречался с подобными сюжетами в литературе. Однако, несмотря на это, фильм привлекает не только именем постановщика.

Страсть Кристофера к конспирологии сделала своё дело, - «Интерстеллар» интригует не необычным сюжетом, а отсутствием сколько-нибудь значимых его деталей. Более того, на этапе производства о фильме было известно и того меньше: вся доступная информация сводилась к тому, что «новый фильм Кристофера Нолана повествует о путешествиях во времени и пространстве».

Интерстеллар

Сам Нолан в общении с прессой рассказал, что, работая над постановкой, вдохновлялся классическими блокбастерами Стивена Спилберга, пытаясь уловить их дух: «Я действительно связываю его [«Интерстеллар»] с блокбастерами, на которых вырос. Многие
из них созданы Спилбергом. [...] Такие фильмы, как «Близкие контакты третьей степени» и «Челюсти», обладают особым духом, который я хотел уловить и запечатлеть. Я не видел ничего подобного в кино уже очень давно».

Не обошлось, конечно же, без влияния «Космической одиссеи» Стэнли Кубрика, а также фильма Филипа Кауфмана «Парни что надо» - драмы об участии космонавтов в экспериментальных высокоскоростных полётах в космос. «Это фильм, который мало кто смотрел на большом экране. Он снят практически безупречно. Это одна из величайших американских картин, но люди не осознают, насколько она прекрасна», - говорит Нолан.

При ответе на вопрос о том, насколько сильно повлияли эти и другие фантастические картины на мир «Интерстеллара», режиссёр заявил: «Нельзя притворяться, будто “Космической одиссеи” не существует в природе, и говорить, что работа над “Интерстелларом” проходила в вакууме». Мрачным, но не лишённым светлой надежды; умным, но доступным широкой публике; семейным, но без сглаженных острых углов - именно таким должен получиться фильм по замыслу его создателей.


Интерстеллар

Все, кто был вовлечён в создание фильма, твердят, что «Интерстеллар» - самая душевная и эмоциональная работа Нолана. Даже его жена. «Каждый раз, когда я читаю, что фильмы Криса бесчувственные, я не могу с этим согласится, - говорит Эмма Томас, - но это - самая эмоциональная его работа». Соглашается и Энн Хэтэуй: «Здесь его техническое мастерство и человечность сбалансированы лучше всего».

Первым актёром, получившим роль в «Интерстелларе», стал Мэттью МакКонахи. Он был выбран самолично режиссёром в апреле 2013 года, после того как Кристофер оценил игру лицедея в «Маде» (2012). На их первой встрече предстоящий фильм не обсуждался вообще - три часа они говорили о своих достижениях к 43 годам, своих детях, о том, что значит быть отцом. Нолан хотел знать, что представляет собой МакКонахи, понять, подойдёт ли он для роли Купера. Подобным образом набирались и остальные участники актёрской группы.

В их число вошли уже знакомые по предыдущим работам Нолана люди. Так, Энн Хэтэуэй, игравшая Женщину-кошку в заключительной части трилогии о Бэтмене, воплотила на экране образ Амелии Бранд - одной из членов экипажа Купера, Майкл Кейн - добрый друг Кристофера - появится в фильме в роли преподавателя естественных наук, чья цель - убедить Купера в том, что он - лучшая кандидатура для спасения человечества, а Уильям Дивэйн («24 часа», «Тёмный рыцарь: Возрождение легенды») - в роли, о которой лучше всего будет промолчать.

Также в фильме появятся Маккензи Фой («Заклятие», «Сумерки»), исполнившая партию дочери Купера Мёрф, Тимоти Шаламе («Родина», «Мужчины, женщины и дети») в роли сына Купера Тома, Джессика Честейн («Прислуга», «Кориолан», «Цель номер один»), Кейси Эффлек («Прощай детка, прощай»), Эллен Бёрстин («Изгоняющий дьявола», «Реквием по мечте»), Джон Литгоу («Декстер», «Третья планета от солнца», «Гарри и Хендерсоны») в роли отца Купера, Уэс Бентли («Красота по-американски», «Голодные игры»), Тофер Грейс («Человек-паук 3», «Крутая компания»), Дэйвид Ойелоуо («Восстание планеты обезьян», «Джек Ричер») и Мэтт Дэймон.

Интерстеллар

В путешествие в неизведанные дали вместе с командой Купера отправится и робот - какая же космическая фантастика без роботов? - TARS, с весьма необычным дизайном. Его озвучил известный актёр театра и кино Билл Ирвин («Кто боится Вирджинии Вульф?», «Закон и порядок: Специальный корпус»).

Съёмки «Интерстеллара» стартовали 6 августа 2013 года в одной из десяти провинций Канады - Альберте. Были задействованы такие города, как Окотокс, Нэнтон, Лонгвью и Летбридж. Специально для фильма на одном из полей провинции было посажено 500 гектаров кукурузы, после чего они были сожжены в одной из сцен. Для того чтобы создать гигантские пылевые облака, использовались мощные вентиляторы. Съёмки в Альберте продолжились до 9 сентября 2013 года, и в них приняли участие более сотни статистов (в большинстве своём из числа местного населения).


Интерстеллар

«Это фильм о том, что значит быть человеком, и о том, какое место мы занимаем во вселенной, - говорит Кристофер Нолан. - Чем дальше ты исследуешь вселенную, тем больше понимаешь, что он о том, что мы представляем из себя как человечество».

Часть съёмочного процесса прошла также в Исландии и Лос-Анджелесе. В островном государстве деревня Киркьюбайярклёйстюр и ледник Снайфедльсйёкюдль стали одними из локаций, где побывала команда «Интерстеллара». Хорошо известно, что Исладния уже была одним из «действующих лиц» в другой картине Нолана - «Бэтмен: Начало». Даже самые недогадливые киноманы разгадали, что в новом фильме постановщика Исландия изображает одну из далёких планет Солнечной системы, на которой побывает Купер со своей командой. В Лос-Анджелесе съёмки заняли 54 дня и проходили преимущественно в помещениях. Съёмочный процесс завершился в декабре 2013 года.

Известно, что Нолан является представителем «старой школы», ведь его приверженность к плёнке не является ни для кого секретом. Вот и с «Интерстелларом» мастер не отступил от своих привычек, сняв фильм на 35-миллиметровую плёнку, и также задействовал современные IMAX-камеры. В «Интерстелларе» он использовал их больше, чем в предыдущих своих работах.

Но в чём-то Нолану всё же пришлось изменить своей привычке. На всех картинах режиссёра - кроме «Преследования» (1998) - его неизменным оператором был Уолли Пфистер, награждённый «Оскаром» за работу в «Начале». В этот раз Кристофер вынужденно сотрудничал с голландцем Хойте Ван Хойтема, так как Пфистер решил попробовать себя в режиссуре, с головой уйдя в «Превосходство». Но не стоит думать, что «Интерстеллару» это пошло во вред, Ван Хойтема - мастер своего дела. На его счету «Она», «Шпион, выйди вон!», «Боец», а также «Впусти меня». Голландец - обладатель трёх премий «Золотой жук», номинировался на «Премию Американского общества кинооператоров» и премию BAFTA.

Компания Double Negative, отвечавшая за визуальные эффекты «Начала» была привлечена и к работе над «Интерстелларом». Компьютерная графика в фильме применялась лишь в самых необходимых случаях, когда сцену никаким образом нельзя было снять при помощи традиционных способов. Всегда, когда того позволяла ситуация, Нолан сотоварищи снимали в реальных условиях. Так, к примеру, специально для картины было создано множество интерьерных декораций космического корабля, на котором Купер и команда отправляются в далёкое космическое путешествие. По словам Пола Франклина, супервайзера визуальных эффектов, в новом творении Нолана компьютерной графики не больше, чем в заключительной части трилогии о Бэтмене и «Начале».

Для работы над саундтреком вновь был приглашён многоопытный Ханс Циммер, уже неоднократно сотрудничавший с Ноланом. По словам композитора, режиссёр не предоставил ему сценарий, не поведал об основном сюжете, а лишь дал на ознакомление одну страницу текста, которая даже не была о фильме.

Интерстеллар
Джессика Честейн поняла суть фильма только после знакомства с дочерью Кристофера Нолана Флорой. Она осознала, что «Интерстеллар» - это «письмо его дочери»

Новый фильм Кристофера Нолана традиционно окружён ореолом таинственности. Как сообщает The Wall Street Journal, режиссёр открыл доступ к сценарию лишь основным актёрам, по максимуму засекретив подробности сюжета даже от членов съёмочной бригады. Возможно, этот финт вновь сыграет на руку постановщику, и мы получим возможность лицезреть визуальное воплощение идей современного гуманизма, философичное и всеобъемлющее полотно. Полотно, которое можно будет смело поставить в один ряд с классическими научно-фантастическими лентами. Но, пока картина ещё не вышла в прокат, нам остаётся только гадать, домысливая те потаённые смыслы и скрытые истины, которые заложил в своё творение Нолан.

Итоговая оценка: 9 баллов из 10.

Рейтинг статьи

Оценка
5/5
голосов: 17
Ваша оценка статье по пятибальной шкале:
 
 
   

Поделиться

Похожие новости

Комментарии

  • #1
  • 24.04.15
  • Автор: And
Кип Торн, кстати, еще книгу написал про то, что происходит в сюжете фильма, там интенесно про физику, но и про сами съемки тоже есть, глазами физика :)
Тут есть перевод первых глав
http://teralinc.blogspot.com/p/1.html
^ Наверх