Обзор Tomb Raider (2013) | РАСХИТИТЕЛЬНО
Бывает, второй час топчешь брусчатку перед памятником, сжимая в руках букет чахлых гвоздик, и почем зря клянешь непунктуальную подругу. Ничего не поделаешь - девушки опаздывают на свидания. Но ведь исключительно ради тебя - чтобы после дополнительных танцев у зеркала выглядеть, словно модель с обложки мужского журнала. Тебе, конечно, приятно, но ждать-то не легче. Правда, бывают и более веские основания для опозданий - нога там у нее в капкан попала или пришлось отбиваться от стаи очумевших негодяев при помощи дробовика. Парочка таких отмазок нашлась и у Лары Крофт - ведь она шла на встречу с тобой долгих три года. Но все-таки пришла: потная, грязная, побитая и с вывихнутой ключицей. Ну как тут не влюбиться!
Ларкомания
То, что серия Tomb Raider начинает потихоньку стареть и покрываться плесенью, многим было понятно еще лет пять назад. Экшн-платформер старой закалки в мире современного вау-фактора смотрелся, как бабулька, которая пытается исполнять брейк-данс. Особенно это бросалось в глаза на фоне новенького Uncharted, этакой эксклюзивной версии Tomb Raider для PS3 с расхитителем вместо расхитительницы, красивыми видами и большим количеством взорванных достопримечательностей. Создателям Uncharted, студии Naughty Dog, удалось сделать настоящий приключенческий боевик, по зрелищности не уступающий фильмам об Индиане Джонсе - по крайней мере, третья часть похождений Натана Дрейка давала в свое время фору любому конкуренту. А Лара тем временем все так же прыгала с одного уступа на другой и кормила свинцом вымирающих тигров из пистолетов с бесконечным боезапасом. Нужно было срочно что-то менять, причем кардинально, а не только - как раньше - размер груди главной героини.
Остров Лесбос
Рианная Пратчетт, дочь того самого Терри Пратчетта и сце¬наристка Tomb Raider, призналась, что сперва хотела сделать Лару... лесбиянкой...
Re:формы
Издатель Square Enix мудро решил, что пациентку легче подвергнуть эвтаназии и подыскать ей новую замену, чем пытаться протиснуть ее в стремительно развивающийся мир игровой индустрии. Другими словами - необходимо было сделать полный перезапуск серии. Так Tomb Raider начала активно двигаться в сторону Uncharted, которая по иронии когда-то зародилась как раз как клон Tomb Raider. Но ребятам из Crystal Dynamics удалось не то что выбрать правильное направление - они уделали коллег Naughty Dog по полной программе. Tomb Raider получилась куда более мрачным и зрелищным приключенческим боевиком. Игра не устает шокировать: то выбивает землю из под твоих ног, то выкачивает воздух из легких, то отправляет табун мурашек по спине чеканить строевой шаг, а то и проделывает все это одновременно. Соответствует происходящему и новая старая главная героиня. Больше никакой пышногрудой и пухлопопой порноактрисы, способной во время двойного сальто с переворотом попасть макаке в пупок (автоприцеливание, о рэвуар!) - теперь Лара естественна и свежа, как утренняя роса. Впрочем, не огорчайся: размер груди героини особо не уменьшился - просто разработчики привели в соответствие реалиям другие области организма: например отказались от 20-сантиметровой талии. Уход от нарочито вызывающей внешности не помешал игроделам каждый раз с горделивостью умелого пекаря приближать камеру к хлебобулочным изделиям Лары, когда она карабкается куда-нибудь.
Параллельно развязывается история о том, как героиня превратилась из студентки-комсомолки в символ феминизма. Впервые попав под твое управление, она еще совсем юна и неопытна - 21 год как-никак - да и пистолет в руках прежде не держала. Правда, очень быстро Ларино «Я только что убила человека!.. Какой ужас. Я чувствую себя отвратительно» эволюционирует в «Я только что украсила мозгами и кровищей трех негодяев экран игрока при помощи дробовика. Я чувствую отдачу». И мы имеем тебе сказать, что быть свидетелем перевоплощения мисс Крофт из пай-девочки в терминатора - одно сплошное удовольствие.
Потеряли яму
В новой Tomb Raider Лара оказывается на диковинном острове, заваленном бомбардировщиками периода Второй мировой и набитом древними японскими руинами. Лара прибыла сюда, чтобы найти Яматай - реально существовавшее, но ныне затерянное государство. Если верить энциклопедиям. Яматай - японское раннегосударственное образование периода Яей (не путать с яойем), которое упоминается в китайской исторической хронике Саньго-чжи. Согласно этому источнику, страной Нюй-ван-го с резиденцией в Яматай руководила женщина-правитель Химико. в царствование которой велись постоянные войны за должность главы государства - верховной жрицы. После смерти Химико. Яматай опять захлестнула междоусобица, которая закончилась избранием новой верховной жрицы-правительницы Тое.
Существует две теории относительно местонахождения страны Яматай. Защитники первой утверждают, что Яматай находился в современном регионе Кинки и развился в страну Ямато в IV-V веках. Их оппоненты располагают Яматай на острове Кюсю, ссылаясь на раскопки городища Есиногари. Кроме этих двух традиционных теорий существуют гипотезы, смело размещающие Яматай на островах Окинавы и даже на Гавайях. А найдет ли Лара Яматай - ты узнаешь, пройдя Tomb Raider.
Чудо-остров
«Ты на острове, полном шизонутых придурков, которые пытаются тебя убить. У тебя нет ни еды, ни воды, ни безлимитного интернета - тебе придется выживать!», - с огоньком в глазах говорили разработчики в многочисленных предрелизных интервью. Но на самом деле нам достался шиш с маслом, а не выживание. Да, на первых порах Ларке действительно придется туго: оружия нет, а каждый неровно лежащий сук так и норовит проткнуть ей что-нибудь. Да так, что стрела в колене покажется безобидней зубочисткой. Но потом мы находим лук, пистолет,/дробовик и понеслась... Лариса Терминаторовна Робинзон выходит на охоту, а выживать уже приходится неразумно оккупировавшим территорию злобным психопатам-культистам. Кстати, другой элемент выживания - охота на животных - также в наличии только для сбора дополнительной экспы. Аппетит у мисс Крофт просыпается лишь один раз за всю игру, после чего бегающие по лесу зайчики и сохатики превращаются в беспощадно уничтожаемых гриндилок и причину нервоза у организаций по защите прав животных. Никакой романтики, а ведь так хотелось вечерком покрутить кабанчика на вертепе и попеть песни под гитару!
Набор «Юный Археолог»
Впрочем, Crystal Dynamics умело компенсируют сомнительное удовольствие побыть охотником куда более захватывающими занятиями и вещами. Например, лук, который сейчас новый-суперовый тренд в играх (хотя, насколько помним, как раз ранние ролики Tomb Raider и запустили эту моду) приносит больше кайфа при отстреле негодяев, чем при убийстве невинных зверушек. Оружия, кстати, всего 4 вида, не считая кирки, которая и залезть повыше поможет, и врагу дырку в организме нарисует. Небольшой размер арсенала вдоволь компенсируется его мощью. К каждому стволу начинаешь относиться, как любимой игрушке - особенно после пятого апгрейда. А выстрел из дробовика в упор, превращающий голову злопыхателя в кровавое облако, и вовсе заставляет маленького садиста внутри тебя радостно хлопать в ладошки.
Ларец с сокровищами
Игра отныне не делится на уровни: в нашем распоряжении целый остров с лесами, горами и набережной. Быстро перемещаться между уже разведанными локациями можно благодаря новой системе Fast Travel - присел у ближайшего костерка и телепортировался в другую часть острова. Тут же, в лагере, не отходя от кассы, можно вложить очки опыта в изучение новых способностей или сделать небольшой апгрейд оружия. Как следует поднаторев, наша симпатяшка может научиться изымать стрелы из убитых врагов и животных, проводить смертоносные контратаки, изготавливать стрелы с разрывными наконечниками и многое другое. Экспа сыпется на тебя рекой: главное бегай по округе и исследуй.
Достопримечательно
Красота локаций не устает поражать. Ты поправляешь челюсть, съехавшую к пупку от очередного захватывающего вида а-ля «кладбище кораблей» или «монастырь в горах», и думаешь, что больше тебя уже ничем не удивишь. А игра только разогревается, готовя для, тебя еще более головокружительнее панорамы, невероятные красоты и зубодробительные-заскриптованные сценки. Да, дизайн уровней стал куда проще по сравнению с предыдущими частями, но на фоне того же линейного Uncharted, левел-дизайн TR (2013) выглядит невероятно вольготно и свободно. Игра постоянно ловко жонглирует открытыми локациями и коридорными моментами в лучших традициях Call of Duty, когда вокруг все взрывается, пол обрушивается, и весь мир вместе с Ларой летит в тартарары. Причем разработчики практически не повторяются, постоянно подсовывая новые и чертовски зрелищные аттракционы. Да, порой реализмом в них и не пахнет. Но как-то плевать: ведь красота требует жертв, а в случае с Tomb Raider мы готовы на любое жертвоприношение. А самое приятное - разработчики не сажают виртуального оператора на электрического быка, включив полную скорость. Никакой голливудской трясучки и отдельных размытых конечностей в кадре, символизирующих «КРУТОЙ АКШЭН!!!». Tomb Raider не пытается быть крутой - она ею является. Сочные плавные кадры, вращение камеры вокруг оси, лучшие ракурсы во всей красе - половина современных киноблокбастеров умрет от зависти.
Прогулка удалась
Вообще, если скакать галопом напрямик и ничего не собирать - знай себе глядеть на взрывы и падения с большой высоты - игру можно пробежать часов за 6. Но играть в Tomb Raider и не искать секреты - это как купить Феррари, чтобы ездить в магазин (хотя многие люди поступают именно так - чтобы все видели, на чем именно ты приехал за хлебом). Секреты действительно стоящие, собирательство - увлекательное, и к тому же можно немало почерпнуть из реальной истории древнего Востока и узнать больше о предыстории этого дивного места. Так что сутки чистого геймплея тебе точно обеспечены.
Еще на открытых уровнях можно поломать голову над вопросом «как попасть вот отсюда во-о-он туда?». Как в Prince of Persia: Warrior Within и Metroid Prime, оказавшись на локации, ты не можешь облазить ее сразу всю. Кое-куда позволят забраться чуть позже, когда найдешь новый гаджет вроде стрел с веревкой или когда отыщешь аптечку. А то когда ты истекаешь кровью - тут не до экскурсий по достопримечательностям.
Warcroft
За всю игру Лара убивает такое количество негодяев и переносит столько бед, травм, падений и других весьма жестких моментов, что в грядущей экранизации ее должен играть как минимум Джейсон Стэтем. А кто сказал, что искательница приключений всегда ходит на каблах и в вечернем платье? Что даже после побега из разрушающегося храма она должна выглядеть, словно только что шесть часов простояла у зеркала в окружении трех стилистов, визажиста, парикмахера и тренера по моральной устойчивости? Вот в Tomb Raider - правильная искательница приключений: вывалена в грязище, покрыта свежими шрамами и вообще орет от боли, когда попадает в волчий капкан или протыкается острым суком насквозь.
Кстати, подобные брутальные сцены воспринимаются как что-то само собой разумеющееся в экшн-фильмах про больших накачанных чуваков. Ну, знаешь, у которых крутости в тысячу раз больше, чем мозгов, а металл, из которого сделана их карманная базука, не тверже стали, из которой сделаны их фаберже. Когда они, мужественно скрипя зубами, прижигают свежую рану раскаленным лезвием - это норма. Но когда это делает хрупкая милашка Лара - это вынимает из головы мозг и кладет туда гранату без чеки, после чего твое мировоззрение и порог шокоустойчивости катапультируются в стратосферу в формате мелких осколков. Создатель Beyond: Two Souls Девид Кейдж недавно жаловался, что нет серьезных взрослых игр... Закрой рот, нытик! А вы, дорогие друзья, получите-распишитесь - в Tomb Raider все взрослее некуда. Как, кстати, и в Sleeping Dogs с Deus Ex: HR - недавних проектах Square Enix. Издатель потихоньку из азиатского фрика, которого ценили разве что фанаты японских РПГ, превратился во всенародного любимчика, поставляющего геймерам правильные, интересные. неодноразовые и непопсовые игры.
Гробницы грабить вместе веселей
Мода на добавление мультиппеерных режимов в проекты, которые годами считались сингл-only, не обошла стороной и Crystal Dynamics. «А почему бы не сделать мультиплеер? В Uncharted'e вон есть, а мы что самые лысые?», - подумали создатели TR. Мысль с делом не разошлись в разные стороны. Сетевой режим получился неплохим, но он вряд ли удержит игроков надолго. Его следует воспринимать скорее как небольшой бонус, способный растянуть удовольствие от игры после прохождения одиночной кампании. Вроде бы и обычные перестрелки от третьего лица, но скалолазание, спуски по канатам и установка всевозможных ловушек делают свое грязное дело - на первых порах оторваться от мульта сложно. Но можно... особенно, когда противники начинают буквально летать по карте, а попадания наотрез отказываются регистрироваться. Сетевой код игры был явно не доведен до ума - остается лишь надеяться, что проблему вскоре заштукатурят ближайшими патчами.
Вердикт
Tomb Raider (2013) - как погружение в какой-то новый дивный мир, находясь в котором боишься дышать и ловишь каждый миг. Вдох-выдох. Перезапуск удался. Новая Лара - великолепна. Игра засасывает как черная дыра, не давая ни малейшего шанса не то, что остановиться, - даже поставить на паузу и пойти попить водички. Вдох-выдох. Сюжет захватывает, приключения завораживают, а за героиню переживаешь на полном серьезе. Остается только радоваться, что не все археологи проводят свои исследования в стиле Лары Крофт (Индианы Джонса, Натана Дрейка - нужное подчеркнуть) - иначе очень скоро на Земле не осталось бы исторических памятников.
Итоговая оценка: 9 баллов из 10.