Новость из категории: Игры

10 причин поиграть в Populous: The Beginning

10 причин поиграть в Populous: The Beginning

Всем известна история того, как легендарный Питер Молинье покинул Bullfrog, перекроенную на свой лад беспощадным гигантом Electronic Arts. Впрочем, это не помешало ему впоследствии сотрудничать с «Электрониками», продвигая новый вариант «симулятора бога» Black & White.

10 причин поиграть в Populous: The Beginning

1. Стать Богом
Почему фанаты разделились на две группы, полярно относящиеся к продолжению? Все просто - в The Beginning студия рискнула отойти от «классической» концепции, смешав «симулятор бога» с обычной RTS. Да и сюжетная канва немножко изменилась, теперь игрок не был находящимся где-то в небесных высях сверхъестественным существом. Нам досталась роль сильного, но не бессмертного шамана, овладевшего тайными знаниями, но только-только вступившего на дорогу к вселенскому величию. И лишь в последней миссии кампании удавалось «оторваться по полной», закидывая три враждебных племени заклинаниями.

10 причин поиграть в Populous: The Beginning

Не бессмертному и не всемогущему шаману приходилось лезть в сражения лично. Избежать коих не получалось - заклинания действовали в определенном радиусе вокруг колдуна, вот и выползал наш самый ценный юнит на передовую, поддерживая подчиненных «артиллерийским огнем». На рожон лезть, впрочем, не стоило - хотя в большинстве миссий присутствовала точка возрождения, «смерть» на время выключала девушку в маске из игры. Кстати, интересно, не у Populous ли Patapon позаимствовали идею матриархата с единственной женщиной (руководящей и направляющей) в племени? Диссертацию на эту тему, что ли, написать...

Что приятно, убийство вражеских шаманов (назовем их так, вне зависимости от пола) передавало вам часть накопленной им маны. Ограничения же на них действовали те же, значит, рано или поздно они появлялись в пределах вашей досягаемости. И тут уже приходилось померяться с AI или живым соперником реакцией. Обычно кто первый бросал молнию, тот и выигрывал бой. Ведь без поддержки заклинаниями и вдвое превосходящая вас по численности армия отправлялась в Вальгаллу в считанные секунды. Каким бы гением микроконтроля ни был управляющий ей игрок.

10 причин поиграть в Populous: The Beginning

2. Мы вращаем Землю
Микроконтроль в The Beginning был важен, пусть и не так, как в ее ровеснице StarCraft. Стоило задуматься о завтрашних парах, как выяснялось, что шаман где-то далеко переманивает на свою сторону одичавших людей, ваши ребятки с открытыми ртами внимают проповедям неприятельских священников, а обнаглевшая банда воинов в цветах соседа задорненько крушит домики и казармы. За чем спокойно наблюдает герой врага, изредка разбрасываясь ударными заклинаниями. Выпутывались мы, конечно, и не из таких ситуаций, но проще было их не допускать, постоянно обозревая окрестности и составляя план действий на полминуты вперед минимум.

Хотя простым планирование не было. Populous: The Beginning - одна из первых стратегий, где события проходили на карте планеты. Полноценной планеты - шарообразной, как и положено уважающему себя населенному небесному телу. Невооруженным глазом было видно, как уходящие вдаль корабли скрываются за горизонтом. Наглядно доказывая: Земля круглая, и пойдя налево, рано или поздно вернешься с правой стороны. Этот простенький факт приходилось держать в уме, и племя «красных», проживающее на западе, действительно иногда заглядывало «пообщаться» с востока.

10 причин поиграть в Populous: The Beginning

The Beginning развивала пространственное мышление так, как ни одна RTS до нее. Вращая планету, мы учились вычислять самые опасные направления атак и закрывать их сторожевыми башнями или отрядами бойцов. И сами определяли, откуда набежать на противника так, чтобы тот не успел отреагировать вовремя. Вот это и называется трехмерная стратегия. Сможете перечислить хотя бы пяток современных аналогов, в которых карты не плоские, а шарообразные? К сожалению, идея почти не прижилась, и нам по-прежнему подсовывают плоские карты даже без сшитых краев.

10 причин поиграть в Populous: The Beginning

3. Все выше, и выше, и выше
Не одна планетарная модель важна была в геймплее, рельеф тоже обращал на себя внимание. Даже сейчас не все стратегии в реальном времени учитывают простейший факт: лучники с холмов бьют дальше, чем стоя на равнине. А в Populous: The Beginning без этого никуда. Радиус заклинаний шамана, засевшего в сторожевой башне, возрастал, и, не зная этого факта, вы лишали себя одного из вариантов прохождения отдельных миссий.

И добро бы дело ограничилось этим, стоило б огород городить? Нет, Bullfrog пошла дальше, развивая заложенные в прошлых частях идеи. Терраформирование (в будущем явно позаимствованное у Молинье и К отечественным «Периметром») приобрело здесь невиданный размах. Шаманы поднимали горы и ровняли холмы с землей. Вызывали вулканы и опускали острова в воду. В общем, творили с двадцатью пятью планетами-заданиями что хотели, произвольно меняя рельеф вокруг себя. И влияя, между прочим, не только на картинку, но и на стиль прохождения. В гималайские хребты отряды-то лезли неохотно, а в морских глубинах и вовсе тонули. Плавание в этом мире оставалось сокровенным знанием, недоступным даже будущему богу.

10 причин поиграть в Populous: The Beginning

Одна беда - научить таким трюкам AI разработчикам не удалось. Не единожды в кампании меня брала досада при виде глупейшей ситуации, когда огромная армия врага топталась на месте на побережье, с тоской наблюдая уходящий под воду «мостик», недавно соединявший два континента. Конечно, создатели постарались компенсировать это альтернативными путями «окончательного решения синего вопроса» (играли мы в кампании за условных «синих»). Но хотелось-то иного. Чтобы «подлянки» прилетали не только в мультиплеере, но и в сингле. Увы и ах.

10 причин поиграть в Populous: The Beginning

4. Шаман умелый, одна штука
Мало набрать маны для меняющих мир заклинаний, нужно было научиться их правильно использовать. Какой смысл поднимать сушу со дна морского, если землицы вокруг и без того хватает? Другое дело, когда мы оказывались в положении Голландии, и отстраивать базу было негде. Вот тогда заклинанием Land Bridge мы и осушали окрестные территории, находя местечко еще для парочки хаток и такой нужной верфи.

И это лишь одно из многих применений магии, приходившее в голову всем и сразу. А ведь Flatten отлично использовалось и в оборонительных целях. Чем не вариант - перерезать узенький перешеек, превратив его в канал и помешав супостатам наступать на вас кратчайшей дорогой? Вдвойне веселее сделать это ровнехонько в момент атаки, потопив с такими трудами собранную неприятелем армию. Действеннее всего подобная тактика работала в решающей миссии, где цепочками Flatten отделялась резервация для жизни, после чего мы и обрушивали свой гнев с небес на всех и каждого.

Подобных неожиданных применений простеньким, казалось бы, заклятьям, находилась масса. Скажем, использовав Land Bridge и превратив лагуну, где собирался флот врага, в озеро, мы получали еще с десяток минут мирной передышки. А бросив тот же «мост» между горными вершинами, расположенными по краям базы неприятеля, не только проходили к желаемой точке, но еще и попутно уничтожали постройки, попавшие под изменение высот. При должной степени упорства получалось даже построить дорогу через разделяющие континенты море, хотя были и более простые способы достижения цели. Ну а про «мелочи» наподобие землетрясения и вулкана вообще молчу. Догадаться, как их использовать с максимальной эффективностью, сможет и младший школьник.

10 причин поиграть в Populous: The Beginning

5. Все может магия
Перечисленными выше эффектами заклинания в Populous: The Beginning не ограничивались, встречались другие, не менее ценные экземпляры. Например, Convert, обращающее в вашу веру бегающих по окрестностям дикарей. Умело кастуя его на старте, мы получали шанс снести базу одного из противников в первые минуты. При необходимости пробив к нему дорогу терраформингом, разумеется. Схожим образом действовало Hypnotize, но уже не на одичавших, а на солдат противника, и не навсегда, а на время. Однако в бою гипнозу цены не было - стоило обольстить на время хотя бы треть неприятельской армии, и внезапно вспыхнувшая междоусобица повышала шансы на победу в сражении почти до стопроцентных.

Желающим просто выключить из игры десяток солдат на полминутки предлагалось заклятье Swarm, заставляющее людишек с криками ужаса бегать по окрестностям, отмахиваясь от жалящих пчел. Способных залетать и в здания, что особенно помогало с занятыми стрелками башнями. Никто не мешал поступить и хитрее, бросив на своих Invisibility. Жаль, шамана обнаруживали везде и всегда, а то сколько тактических решений с невидимым магом придумали бы игроки. С другой стороны, не все ж нам «кремниевый мозг» обижать, надо и ему дать какой-то шанс.

Любителям всеобщего экстерминатуса нравился Ангел смерти (Angel of Death) - вызываемое драконоподобное существо. Не навсегда, понятно, но отведенных ему нескольких минут жизни хватало, чтобы серьезно поломать планы врага и порушить треть или даже половину его поселка. После чего оставалось довершить дело банальными молниями (Lightning) или огненным штормом (Firestorm). По-моему, набор заклинаний в Populous: The Beginning до сих пор остается одним из лучших в истории фэнтезийных стратегий.

6. Так мало???
В первый раз увидев полный список юнитов третьей части Populous, я, как бы зто помягче сказать, очень сильно удивился. Пять (без учета шамана), и из них один - почти классический «крестьянин». Но фатально малое число типов бойцов не повлияло на популярность игры - Bullfrog сумела сделала их всех разными. Настолько, что у каждого своя особенная роль.

Вот храбрец (Brave) aka «харвестер». Строит здания, увеличивает население, приносит ману, но может и подраться в крайнем случае, хотя превосходит в ближнем бою лишь священника. Но без храбрецов в игре никак, кто ж будет давать вам энергию для заклинаний и выпрашивать у каменных истуканов одноразовые заклятья? Да и самостоятельно строить здания и заселять их парни обучены, не надо следить за каждым по отдельности. Следующий на очереди воин. Поначалу думаешь: «Ха, первый солдат, скоро его время пройдет». Но быстро разубеждаешься - Warrior ценен до самого финала. И незаменим, если кто-то находит и применяет заклинание Armageddon, заставляющее юнитов всех племен сойтись в последней смертельной схватке. И тут, за счет большого числа хитов и мощного удара, воины творят чудеса.

Хлипкий священник (Preacher) не занимается такой ерундой, как лечение, его цель - переманивать на свою сторону чужие отряды. Одинокий паренек в балахоне с молитвенником останавливает целое отделение, и тактика с закрытием угрожаемых направлений священниками приносит свои плоды в большинстве миссий. А помогут это делать священнослужителям метатели огня (Firewarrior). Полноценные дальнобойные юниты, прекрасно действующие и в чистом поле, и с моря (если есть лодки), и с небес (с воздушных шаров). Для диверсий же самой судьбой предназначены шпионы (Spy) - замаскировавшись под «иностранцев», они проникают в поселения врага, где начинают ломать домики изнутри. Правда, это покажет их истинную сущность, посему в одиночку отправлять агентов на неприятельскую территорию не стоит.

10 причин поиграть в Populous: The Beginning

7. Эй, друг, посмотри на меня!
Наблюдать за человечками в Populous - сплошное удовольствие. Вот заскучавшие воины отжимаются, не давая организму разболтаться в перерывах между сражениями. Вот священники, готовясь к утренней проповеди, перелистывают молитвенник и запоминают самые интересные моменты. Вот шаман отвлекается от мирского, постукивая жезлом по бедру в стиле немецких офицеров Второй мировой. Вот храбрецы, завидев предводителя, окружают его и отбивают поклоны, демонстрируя должное чинопочитание. Деревенька живет собственной жизнью, даже если ничего не делать.

Аналогичным образом обстоят дела и с войной - анимация (для «симулятора бога» четырнадцати летней давности) просто божественна, уж простите за тавтологию. И подкреплена соответствующей озвучкой. Долго будут стоять в ушах крики ужаса «крестьянина», застигнутого врасплох брошенным вами торнадо. И вспоминаться картина с воем носящихся по карте человечков, подпаленных огненным штормом. Стоп, хватит о грустном, поговорим о веселье. О радостных плясках после победы в миссии, например, немного неумелых, но от этого не становящихся неискренними.

Приятно посмотреть и на разрушения - отлетающие от зданий куски или падающий в воду храм, чей фундамент подмыла вода. И на разбросанные на месте бывшей базы врага кучки бревен, растаскиваемые храбрецами строительства ради. Кстати, в местах «народных гуляний», где юниты бродят туда-сюда одними и теми же путями, постепенно протаптываются тропинки (совсем как в реальной жизни в точках, где люди бегают к магазинам через газоны). И что самое поразительное - эти тропинки зарастают, если по ним ходить перестают. А ведь в наши дни не каждая стратегия по Второй мировой утруждает себя хотя бы прорисовкой следов от танковых гусениц...

8. Дела бывают разные
Дополнительная благодарность от меня Bullfrog за набор заданий в кампании. Подавляющее большинство стратегий обошлось бы двумя типами - атакой и защитой. В Populous: The Beginning есть и они, и многие другие. К примеру, миссия, в которой шаман оказывается в плену, и надо быстренько его вызволить, если не хотим проиграть. И вдобавок вывести лидера из центра неприятельской деревни, не потеряв под обстрелом, ведь воскрешение не предусмотрено. Не менее захватывающе задание, где никого, кроме героя, под нашим управлением нет. Зато богатый выбор заклинаний присутствует, остается решить, в каком порядке и против кого их применять. И завершить миссию либо быстрым способом, либо медленным, либо каким-нибудь совершенно неожиданным.

Третий пример - квест, в котором враги обладают заклинанием невидимости, а вам еще предстоит его где-то раздобыть. Четвертый - ситуация, где у противника есть иной козырь: заклинание Angel of Death. Не удастся где-нибудь обнаружить такое же - пишите пропало, справиться с «драконом» обычными методами, мягко говоря, непросто. И так постоянно: мы спасаемся от наводнения, живем в мире с высоким уровнем вулканической активности, оказываемся в центре карты в окружении трех враждебных рас... Короче говоря, развлекаемся не хуже, чем на хорошей вечеринке.

Не спорю, заданий классического типа, где окружение на наше поведение никак не влияет, все товарищи и здания на месте и достаточно лишь «вынести» врагов по очереди, не меньше, чем оригинальных. Но за накал страстей создателям многое прощают - редко когда удается расслабиться и подумать над «следующим ходом». Несмотря на все несовершенство искусственного интеллекта.

9. Вкусняшки для стратегов
Знаете, я тут долго ругал AI, но если подумать, ничего страшного в его тупости нет. Уже с середины кампании прохождение усложняется, особенно если действовать напрямик. Противники развиваются быстро, атакуют рано и не дают спуску ни нашей маленькой стране, ни руководящему ей шаману. Тем приятнее находить оригинальные варианты решения заданий-головоломок.

Скажем, почти в самом начале вам надо будет прорваться к монументу, чтобы, помолившись, вызвать Ангела смерти. Очевидный вариант (пойти напролом) срабатывает погано - на все про все есть пятнадцать минут. Сдаваться, сложив лапки? Да ладно, зачем? Пошевелим извилинами, вуаля - появляется идея. Почему бы не пробраться к окружающей каменного истукана горе, подняв рельеф и пройдя по холмам? Пока враги, у которых дальнобойных отрядов еще нет, гневно потрясают кулаками и пытаются вскарабкаться наверх. Другой путь - воспользовавшись лодкой, высадиться в неприятельском тылу и тихо-тихо прокрасться к заветной точке.

Не получается пройти еще какое-то задание? Попробуйте совершить неожиданный ход. Заманите врага поближе к своей базе, утопите большую часть его армии, одновременно нападая своей с противоположного края карты. Воспользуйтесь воздушными шарами, любезно доставленными прямо к нашему порогу, и атакуйте молниями сверху. Посадите метателей огня на корабли, подведите к берегу соседнего континента и обстреляйте выбежавших поглазеть на наш немногочисленный отряд зевак. Пробейте проход между горными цепями, разделяющими «желтых» и «зеленых», и заставьте их таким способом грызться друг с другом. Это в обычных RTS у кого больше юнитов, тот и главный. А в Populous: The Beginning главный тот, у кого мозгов больше.

10. Человек человеку шаман
Мультиплеерные сражения в Populous: The Beginning проходят до сих пор, и тактика в них, само собой, отличается от одиночных. Запомните несколько основных правил, если рискнете поучаствовать. Во-первых, очень четко выбирайте заклинания «на подзарядку», ведь чем больше их подключено к энергии, тем медленнее восстанавливается каждое. Причем конкретных советов дать не рискну (кроме одного, о котором чуть ниже) - все зависит от выбранной карты и стиля действий оппонента. Во-вторых, старайтесь поскорее разобрать гуляющих по округе дикарей. Не успеете - перехватят из-под носа, каждый мечтает обзавестись несколькими бесплатными последователями побыстрее. Поэтому как раз заклинание Convert в начале необходимо всегда. Хотя оно-то как раз перезаряжается быстро, в отличие от какого-нибудь вулкана.

В-третьих, всегда следите за шаманом. Человек - не компьютер, он с первых секунд развернет охоту на предводителя чужой «стаи». Зазеваетесь - потеряете героя больше чем на полминуты. В условиях агрессивных действий большинства любителей мультиплеера это часто фатально. Наконец, в-четвертых, семь раз отмерьте, прежде чем строить собственную базу. Верное размещение зданий и оборонительных башен - первый шаг к виктории. Как и грамотная балансировка армии, где лучше не ставить на единственный род войск. Ведь на каждую гайку обязательно найдется хитрый болт.
10 причин поиграть в Populous: The Beginning

Из грязи да в боги
Двадцать пять планет, дополнение Undiscovered Worlds с еще двенадцатью, неисчерпаемые тактические возможности в сингле и мультиплеере. Populous: The Beginning - пример того, как надо делать высококачественные стратегии. Диски с которыми всегда будут лежать на полках на самом видном месте, а на просьбы подарить их прозвучит один ответ: «Только через мой труп!».

Рейтинг статьи

Оценка
5/5
голосов: 1
Ваша оценка статье по пятибальной шкале:
 
 
   

Поделиться

Похожие новости

Комментарии

^ Наверх