Время Ибларда / Iblard Jikan
Даже для случайных зрителей уже давно не секрет, что аниме бывает разное: сумасшедшее, умное, любопытное или не очень. Но ко «Времени Ибларда» подбираться с классификациями грех, тридцать минут в раю нельзя переоценить.
Сюрреалист Наохиса Иноэ в своих картинах подарил нам удивительное место под названием Иблард. Если вы смотрели «Шепот сердца» (Mimi wo Sumaseba) Ёсифуми Кондо, то видели этот фантастический мир — в истории, которую пишет главная героиня. Помимо «Шепота» и «Времени», работы Иноэ экранизировали в короткометражном мультфильме Hoshi o Katta Hi, который, к сожалению, показывают исключительно в токийском музее Studio Ghibli.
«Экранизированные картины» — звучит довольно странно. Но иначе не скажешь. «Время Ибларда» — это рисунки Иноэ, с которыми происходит ровно то, что обычно с рисунками только чудится. Вот она, картина. Мазки краски, тонкая многоцветность, фактура холста. И внезапно замечаешь, что по небу перебираются облака, сверкают и текут за край реки, мнется трава. При этом перед нами по-прежнему картина. Нарисованная девочка, похожая на кэрролловскую Алису, оживает и бежит по саду, а потом улетает в небо. Небо и море связывают Иблард в единое целое, и даже когда «Алиса» вернется на землю, чтобы сесть в крохотный зеленый вагончик и исчезнуть в волшебном городе, небо и море останутся среди футуристических заводов и сверкающих вывесок. Здесь ничего, по сути, не происходит. Люди ходят на работу, возвращаются, живут. Каждое место, каждый садик и берег кажутся воспоминаниями, забытыми в нашем с вами собственном детстве, где за лугом с сельским домом плывут в небе озера. И никто не порывается спасать мир, потому что с этим миром всё в полном порядке.
Есть лишь одно «но». Впоследствии нелегко смотреть по сторонам: в любой неподвижной плоскости что-то ненароком движется — ощущения на редкость шизофренические.
Как такового сюжета в фильме нет. Героев можно назвать героями лишь с оговоркой: безымянная девочка или мальчик в лётных очках проходят наравне с горами, зелеными трамвайчиками и дирижаблями. Лента поделена на восемь частей музыкой и постепенно меняющимися пейзажами. Композитор и певец Киёнори Мацуо, написавший саундтрек, постарался усилить легкий, несуществующий мир своими немного смешными, немного странными и очень светлыми инструментальными зарисовками. В самом «Времени» слова тоже отсутствуют (по крайней мере, нет ни одной фразы, которую бы можно было разобрать). Это фильм-медитация, фильм-сон, место-мечта. Смотрите и ни о чем не думайте, и всё с нами будет хорошо, если мы однажды проснемся в этом самом месте.