Рецензия на сериал «Секретные материалы» (10 сезон)
Когда речь идет о каком-то произведении, например, телесериале, который считается классикой в своем роде, то кто-то обязательно скажет, что он повлиял на целое поколение. Сейчас, когда речь идет о “Секретных материалах”, я пишу: этот сериал повлиял на целое поколение. Непредсказуемо, да? На этом сериале выросло поколение людей, которые вглядываются в ночное небо, высматривая доказательства существования внеземных цивилизаций. Они отправляются в джунгли Коста-Рики на поиски чупакабры, или устанавливают в домах с привидениями камеры, чтобы заснять проявления загробного мира. Они отправляются в горы на поиски Снежного человека, заглядывают ночью в шкафы в поисках Бугимена и спускаются в канализации ловить мифических аллигаторов. Увы, часть этих людей сейчас находятся в палатах психиатрических клиник. Девять сезонов “Секретных материалов” не пощадили никого, и чрезмерные поиски истины в некоторых случаях могут привести к шоковой терапии и успокоительным по рецепту.
Создатели десятого сезона, судя по всему, также входят в число тронувшихся умом людей, ведь иначе объяснить происходящее в новом сезоне довольно таки проблематично. Истина в этот раз оказалась настолько близко, что можно учуять ее запашок, если принюхаться к экрану. После финала предыдущего сезона прошло больше десяти лет, и чуть меньше с момента выхода второй полнометражной картины. Казалось бы, эпоха “Секретных материалов” подошла к концу, как вдруг, пару лет назад, интернет всколыхнула новость о том, что было решено отснять новый сезон, который, одновременно, послужит как продолжением сюжетной линии прошлых сезонов, так и неким перезапуском. Также всех обрадовала информация о том, что к своим ролям вернуться прежние актеры, и, само собой, Дэвид Духовны и Джиллиан Андерсон в том числе. Поначалу в планах создателей было снять десять серий, но, вскоре, их количество было решено сократить до шести. Оправдывалось это тем, что актеры уже не так молоды, как в былые времена, и, чтобы покрыть затраты на валидол и корвалол для актеров, было принято решение уменьшить количество серий.
Прошлые сезоны оставили после себя множество незакрытых вопросов по поводу основной сюжетной линии, которая, если не вдаваться в подробности, закончилась тем, что пришельцы должны были колонизировать Землю аккурат к две тысячи двенадцатому году. Сделали ли они это? И почему? Зачем? Что почем? Дать ответы на эти вопросы поможет новый сезон, после которого, скорее всего, у многих появится новый вопрос, всего один. Звучит он, приблизительно, так: «Где я могу достать ту же дурь, что и сценаристы»? Главная проблем нового сезона – это сюжет, для описания которого отлично подходит выражение “притянутый за уши”. Резкий его поворот в самом начале, который, по идее, должен шокировать зрителей, на деле попросту вызывает ироническую улыбку на лице и желание крикнуть в экран что-то вроде: “Посредственно, господа!”.
С момента закрытия отдела ФБР, специализирующегося на необъяснимых явлениях, прошло уже много лет. Пути бывших агентов разошлись, и каждый их них теперь занимается своими делами: Скалли работает врачом, а Малдер заливается спиртным. Как вдруг их вновь сводит вместе загадочный телеведущий, проливающий свет на страшную правительственную тайну, которая ставит под сомнение абсолютно все, что делали агенты в прошлом. Теория заговора, фигурировавшая ранее, связанная с пришельцами и их злодеяниями, оказывается фикцией, за которой скрывается другая теория заговора. Масштабнее, страшнее, загадочнее и бредовее, если смотреть серии на трезвую голову.
К сожалению, новый сезон оказался с малость скомканным стилем повествования, и, в некой мере, “сырым” сюжетом. Причиной этому, скорее всего, послужило очень малое количество эпизодов, и их довольно короткий хронометраж: сорок минут в нынешнее время далеко не самый лучший выбор, можно было сделать и подольше (кому как, согласен). Создатели пытались втиснуть в эти шесть серий все то, что собирались поведать нам с помощью десяти, и результат оказался, увы, не самым удачным. Радует то, что подано все по старой добро схеме, отработанной в прошлых сезонах: имеется парочка серий с основной сюжетной линией с уже упомянутой теорией заговора, и парочка – с отдельными сюжетами. В этот раз агентам предстоит столкнуться с телепатами, оборотнями, гомункулами и, само собой, с серыми человечками с большими черными глазами и жертвами их похищений. Эти серии, отделенные от основного сюжета, на голову выше основных, и радуют на порядок больше. В них есть и самоирония, интересные идеи, юмор. Осталось только истину приделать.
Ностальгия – без нее в этот раз не обошлось, она возникает во время просмотра, несмотря на недостатки. Начальная заставка, которая вызывала дрожь в коленках в прошлом, способна спровоцировать скупую слезу. Культовая мелодия, старые персонажи, которые, увы, теперь действительно старые. Это все, в определенной мере, немного уравновешивает чашу весов. Но, к превеликому сожалению, новый сезон получился хуже любого из предыдущих. Если же расценивать его как отдельный мини-сериал, а то и перезапуск, то и вовсе можно сказать, что это полнейший провал. Кажется, словно создатели и актеры решили собраться вместе, тряхнуть стариной, повеселиться и отснять парочку серий забавы ради. Это сезон стоит расценивать как некую дань уважение всем прошлым сезонам, как некое подведение итогов, которое оказалось немного неудачным и спутанным. Есть теория: сценарий для новых серий писали пришельцы, чтобы дискредитировать Малдера. В таком случае все становиться на свои места.