Хороший, плохой, злой и дракон: лучшие роли Бенедикта Камбербэтча
«Чем больше отдаляешься от собственного «я», тем интереснее становится жить.»
Бенедикт Камбербэтч
Бенедикт Камбербэтч
Как недавно стало известно, Бенедикта Камбербэтча не существует. То, что мы видим, — просто оцифрованный дракон Смауг из «Хоббита». В этой шутке, разумеется, есть доля шутки: известный нам Камбербэтч — человек-пластилин, актёр-хамелеон, способный ради любой роли измениться до неузнаваемости и сыграть так, что можно услышать, как Станиславский кричит: «Верю!» с того света. Лучшие «боевые формы» Бенедикта Камбербэтча — в нашей подборке.
ЧЕЛОВЕК В ФУТЛЯРЕ | СТИВЕН ХОКИНГ («ХОКИНГ», 2004)
Роль знаменитого физика и популяризатора науки Стивена Хокинга принесла «Оскар» Эдди Редмэйну. Десятью годами ранее после той же роли проснулся знаменитым Бенедикт Камбербэтч — правда, только в пределах родной Британии, но это был отличный старт карьеры. Если «Теория всего» с Редмэйном — это мелодрама, история любви Хокинга и его первой жены Джейн Уайлд, то «Хокинг» — трагическое кино о борьбе молодого учёного со своим недугом (боковым амиотрофическим склерозом), который неминуемо грозит сделать его тело бесполезным футляром для гениального ума.
Превращение трогательного гика в инвалида, осознающего весь ужас своего положения и тем не менее бесстрашно смотрящего в будущее, Камбербэтч сыграл блестяще и пронзительно.
ЛАСКОВЫЙ МЕРЗАВЕЦ | ПОЛ МАРШАЛЛ («ИСКУПЛЕНИЕ», 2007)
В ретро-драме Джо Райта «Искупление» Бену с его утончённой аристократической внешностью досталась, можно сказать, ключевая роль: Пола Маршалла, владельца кондитерской фабрики, скрывающего за изысканными манерами омерзительную натуру. Именно он насилует пятнадцатилетнюю кузину главной героини фильма Брайони. Причём девушка по иррациональным причинам обвиняет в преступлении поклонника старшей сестры — и это обвинение ломает столько жизней, что Брайони посвящает всю свою жизнь осознанию и искуплению вины.
Камбербэтч в этом фильме запоминается холодными голубыми глазами и небрежно-суховатой манерой разговора — сразу понятно, что перед нами не просто мерзавец, но очень умный мерзавец, абсолютно уверенный в своей правоте. И от этого ещё страшнее.
СОЦИОПАТ СО СПРАВКОЙ | ШЕРЛОК ХОЛМС («ШЕРЛОК», 2010 — НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ)
Без этого персонажа обойтись в нашем списке невозможно. Именно благодаря сериалу BBC «Шерлок», придуманному сценаристом «Доктора Кто» Стивеном Моффатом, неудобопроизносимую фамилию Бенедикта Камбербэтча научились выговаривать на всех континентах. Филигранный перенос сюжетов Артура Конана Дойла в реальность современного Лондона — только часть успеха сериала, основную работу сделал удачный подбор актёров.
Камбербэтч отчасти «снял» свою трактовку персонажа с Бэзила Рэтбоуна, сыгравшего великого сыщика в серии классических фильмов 1940-х годов. Но в неё он досыпал, по новейшей моде, признаков синдрома Аспергера («Я не психопат, я высокофункциональный социопат!») и создал современный образ «человека-мозга», ходячего интеллекта без всех прочих человеческих признаков. За скоростью его речи не могут угнаться субтитровальщики, а за самим Шерлоком — толпы поклонниц, пытающихся найти чёрную кошку живых эмоций в тёмной комнате холмсовских «чертогов разума».
МАЛЕНЬКИЙ РАЗВЕДЧИК ПИТЕР ГИЛЛЕМ («ШПИОН, ВЫЙДИ ВОН», 2011)
В мире спецслужб, описанном Джоном ле Карре (по его роману снят этот шпионский детектив), нет героев и злодеев — только люди и обстоятельства, которые могут быть использованы против них. Герой Камбербэтча — молодой сотрудник британской разведки, мечтающий восстановить своё положение после проваленного задания. К тому же он заворожён своим непосредственным начальником-ветераном до такой степени, что готов разрушить свою жизнь ради успеха общего дела.
Питер Гиллем похож на аристократичных персонажей Бенедикта только манерой носить стильные костюмы. Во всём остальном он совсем другой: эмоциональный, искренний, доверчивый и даже простоватый, зато верный и честный. Увы, такие люди в спецслужбах надолго не задерживаются…
ВСАДНИК НА ЛИХОМ КОНЕ | МАЙОР ДЖЕЙМИ СТЮАРТ («БОЕВОЙ КОНЬ», 2011)
В этой военной драме Стивена Спилберга у Бенедикта опять-таки не главная роль. «Боевой конь» снят по известной детской книжке, это история лошади, разлучённой с хозяином во время Первой мировой войны. Майор британской кавалерии Джейми Стюарт командует полком, в котором «служит» главный герой фильма, конь Джоуи. Стюарт возглавляет самоубийственную атаку своего полка на немецкие позиции — ничем хорошим это, разумеется, не заканчивается.
Но до этого печального финала герой Бенедикта успевает запасть в сердца зрителей (и особенно зрительниц) безупречной военной выправкой, эффектными усами и сдержанным высокомерием. Хорошо заметно, что несчастный майор Стюарт на самом деле думает про устаревшие английские методы ведения войны, но увы, присяга ему не позволяет ничего с этим сделать…
СЕРДЦЕ ДРАКОНА | СМАУГ И НЕКРОМАНТ (ТРИЛОГИЯ «ХОББИТ», 2012–2014)
Эти персонажи на сто процентов созданы с помощью компьютерной графики. Камбербэтч подарил им свой глубокий выразительный голос, но не только: дракона Смауга он действительно «сыграл» лицом и телом, обвешанный сотнями датчиков motion capture. Так что пластика и мимика дракона принадлежат актёру. Конечно, узнать его в этой роли сложно, но хоть какое-то утешение для фанатов, вынужденных смотреть трилогию Питера Джексона в дубляже.
«— Мои ноги были связаны вместе, и я ими двигал как…
— Как русалочка!
— Да, как русалочка, пыхающая напалмом. Правда, без красивой груди, зато с крыльями. И вода бы её наверняка убила. А в остальном — ну вылитая русалочка.»
Бенедикт Камбербэтч в интервью
— Как русалочка!
— Да, как русалочка, пыхающая напалмом. Правда, без красивой груди, зато с крыльями. И вода бы её наверняка убила. А в остальном — ну вылитая русалочка.»
Бенедикт Камбербэтч в интервью
Смауг в «Хоббите» не просто огромная жадная рептилия: он умён, расчётлив, посвоему обаятелен и в то же время склонен к неконтролируемым вспышкам ярости — в общем, непростой персонаж.
Что до бесплотного Некроманта, которому от Бена достался только голос, то о нём актер говорит как о «чёрной дыре, которая поглощает всё светлое и хорошее». Это скорее абстракция, чем персонаж, но эта форма запредельного, хтонического зла актёру удалась: от его «Аш назг дурбатулук» мурашки бегут по коже не только у толкинистов.
СУПЕРЗЛОДЕЙ ПОНЕВОЛЕ | ХАН («СТАРТРЕК: ВОЗМЕЗДИЕ», 2013)
В отличие от прочих Камбербэтчевских злодеев, Хан Нуньен Сингх — фигура неоднозначная и трагическая. Генетически видоизменённый сверхчеловек Хан оказывается заложником адмирала Звёздного флота, взявшего курс на милитаризацию. Бунт Хана против Земли приводит к чудовищным последствиям, но остановить лавину событий уже нельзя — он может только честно рассказать Кирку свою историю и, кажется, кое-чему научить юного наивного капитана…
С харизмой Камбербэтча в «Звёздном пути» сложно соперничать всей команде «Энтерпрайза» вместе взятой. Остаётся только смириться с тем, что зло в фантастическом кино ещё никогда не было настолько притягательным — и не вызывало настолько острую жалость.
ДОБРЫЙ МАССА | УИЛЬЯМ ПРИНС ФОРД («12 ЛЕТ РАБСТВА», 2013)
Почему на роль американского плантатора пригласили английского актёра, далёкого от проблемы «преодоления рабства»? Возможно, потому, что Уильям Форд не самый типичный рабовладелец для своего времени. Будучи баптистским проповедником, он старается относиться к своим рабам по-человечески, ведёт с ними беседы и обращает внимание на их таланты. Заметив, что главный герой Соломон Нортап — музыкант, Форд дарит ему скрипку.
Однако в системе рабовладения добрые хозяева оказываются не в состоянии защитить рабов ни от своих жестоких подчинённых, ни от других хозяев-садистов, одному из которых Форд продаёт Соломона из лучших побуждений. Роль слабовольного интеллигента «сидит» на Камбербэтче не хуже, чем костюмы XIX века, — в какой-нибудь русской классике он бы тоже отлично смотрелся.
КОРОЛЬ ШАНТАЖА | ДЖУЛИАН АССАНЖ («ПЯТАЯ ВЛАСТЬ», 2013)
Байопик о главном «враге государства» наших дней, создателе WikiLeaks Джулиане Ассанже — непростое размышление о свободе прессы и пределах доступности информации в век интернета. Но даже если не вникать в эти сложные материи, игра Камбербэтча, на этот раз выбеленного в платину, просто гипнотизирует. В его трактовке Ассанж — нарцисс и контрол-фрик, ведомый не только идеей борьбы за правду, но и тщеславием.
Эйфория от ощущения собственной власти над интернет-пространством (а через него — и пространством реальности) приводит его к судьбе преступника, изгоя и беглеца. А фильм становится поучительной историей о том, что всякая власть развращает, и пятая — не исключение.
ВЕЛИКИЙ ВЗЛОМЩИК | АЛАН ТЬЮРИНГ («ИГРА В ИМИТАЦИЮ», 2014)
Роль математика Алана Тьюринга, во время Второй мировой войны взломавшего код «Энигма», принесла Камбербэтчу первую и пока единственную номинацию на «Оскар». Хотя сценарий значительно упрощает и историю взлома «Энигмы», и личность Тьюринга, Бенедикт извлекает из сцен со своим участием всё, что возможно, превращая своего персонажа в архетип: перед нами неуживчивый гений, страстно увлечённый своей работой и приходящий в бешенство, когда кто-то пытается этой работе помешать.
Бенедикт очень старался не сделать Тьюринга вторым Шерлоком, и ему это удалось. В его герое бушуют страсти, он раздираем почти гамлетовскими противоречиями, и мораль и долг для него не пустой звук.
ФРАНКЕНШТЕЙН И ФРАНКЕНШТЕЙН
Одну, нет, две из своих лучших ролей Камбербэтч сыграл не в кино, а в театре. Впрочем, запись спектакля «Франкенштейн», поставленного Дэнни Бойлом (режиссёром «Пекла», «28 дней спустя» и «Транса»), издавали на видео и даже крутили у нас в кино. Так что ехать в Лондон, чтобы её посмотреть, не обязательно.
В этой пьесе Бенедикт и его партнёр Джонни Ли Миллер играют Виктора Франкенштейна и его чудовище. Кто есть кто — зависит от того, в какой день вы попали на спектакль. В один день швы и лохмотья достаются Камбербэтчу, а Миллер примеряет сюртук Франкенштейна. А назавтра они меняются ролями.
Кстати, Джонни Ли Миллер тоже известен по роли Шерлока Холмса, только в сериале «Элементарно». Так что для сериаломанов «Франкенштейн» — это сценическая дуэль двух великих сыщиков, притворяющихся чудовищем и его создателем.
***
Через несколько дней после публикации данной статьи (31 октября), к этому списку прибавится ещё и доктор Стрэндж из одноимённого фильма по вселенной MARVEL. Этот персонаж отлично подходит Камбербэтчу: доктор Стрэндж тоже немного социопат, гений и язвительный шутник. Но он точно не будет копией ни Хана, ни Шерлока. Ведь Камбербэтчей много, и все они разные.