Игровые консоли | От рождения и до наших дней. Часть IV: 32/64-bit
Содержание:
1. Часть I;
2. Часть II: 8-bit;
3. Часть III: 16-bit;
4.Часть IV: 32/64-bit (Вы читаете данный раздел);
5. Часть V: 128bit;
6. Часть VI: портатив.
Мы говорили ранее, что четвертое поколение стало своеобразным переходом от эпохи игр как исключительно детского развлечения ко временам, когда игровые проекты стали восприниматься как полноценное развлечение для взрослых. Конечно, серьезные игры выходили и ранее. Даже во втором поколении были примитивные поделки на тему “Пятницы, 13”, а времена 16-битных приставок щеголяли большим количеством игр, основанных на популярных боевиках того времени. И все-таки, окончательно повзрослели геймеры именно к середине 90-х годов: дети 80-х уже выросли, но любимые развлечения бросать не хотели, пусть даже игры им нужны были уже совершенно другого уровня. Что ж, очень вовремя и игровые платформы обзавелись достаточными техническими возможностями для того, чтобы демонстрировать игрокам по-настоящему серьезные проекты.
Так уж получилось, что история пятого поколения игровых приставок началась с более слабых устройств, которые не снискали особенной популярности, но, тем не менее, ознаменовали собой приход нового времени. Об этих консолях мы расскажем в двух словах, тем более что в наших краях они были довольно редкими гостями.
В сентябре 1993 года в продажу поступила консоль 3DO Interactive Multiplayer, 32-битная консоль от Panasonic. Одна из самых первых популярных консолей нового поколения обладала весьма “кусачей” ценой — она составляла около $600. В том числе и это повлияло на короткий жизненный цикл приставки.
Само собой, тут во многом и вина мощных конкурентов. В первой половине 90-х рынок игровых развлечений еще прочно удерживали Sega Genesis и Super Nintendo, а у нас в стране так и вовсе еще был расцвет 8-битных платформ.
В качестве носителей в Panasonic 3DO Interactive Multiplayer использовались CD-диски, что в то время было в новинку. Джойстики оставались еще трехкнопочными, но на торце появились уже два шифта, часто применяемые в играх. Геймпады были несколько необычными — они подключались друг к другу (некоторые игры на этой консоли поддерживали до 6 игроков). Кроме того, на джойстиках были собственные регуляторы громкости и даже входы для наушников! Соответственно, джойстики можно было использовать не только как игровые манипуляторы, но и как пульты ДУ для прослушивания музыки. Сейчас это уже, конечно, никого не удивляет, но в первой половине 90-х было в новинку.
Первые версии консоли позиционировались скорее как “домашние центры” развлечений, с довольно громоздкими, большими корпусами, впрочем, довольно скоро появились и более тонкие версии. И, разумеется, нельзя не упомянуть игры.
Лучшим проектом консоли по праву считается Gex, и действительно это, пожалуй, одна из самых красивых игр на данной приставке. Вообще, главным недостатком 3DO Interactive Multiplayer можно назвать именно скучные игры. А главной особенностью этих игр — видеовставки с живыми актерами. В целом, на приставке были и неплохие игры, такие как Alone in the Dark, Road Rash и Need for Speed, однако большую часть всего этого даже сейчас вполне можно найти на других платформах. Что же до собственно эксклюзивов Panasonic 3DO, то здесь приставке крыть нечем, за исключением вышеупомянутой Gex. Да и та же Gex впоследствии все равно “переселилась” на другие платформы. Ну, а скучные игры — пожалуй, это основная причина того, что игровая консоль от Panasonic продержалась на рынке всего около трех лет.
32-битная консоль Amiga CD32 от Commodore, которая также поступила в продажу в 1993 году, по характеристикам была очень похожа на Amiga 1200. Соответственно, к приставке можно было подключать дополнение с дисководом, клавиатурой, мышкой и жестким диском, благодаря чему удавалось превратить приставку в полноценный ПК В качестве носителя также использовался CD-диск. Особенно оригинальным был четырехкнопочный джойстик (плюс два шифта под указательные пальцы).
Геймпад Amiga CD32 очень напоминал старую телефонную трубку, только серьезно увеличенную. После джойстиков 16-битных консолей к такому геймпаду нужно было некоторое время привыкать. Интересно был выполнен и прямоугольный корпус приставки. С первого взгляда он больше похож не на корпус именно игрового устройства, а на корпус какой-то домашней техники, например, на радиоприемники того времени. Серый матовый пластик, аляповатые переключатели на корпусе, больше опять-таки похожие на кнопки бытовой техники. CD-ROM не открывался клавишей, просто нужно было поднять его крышку, положить внутрь диск (шпинделя для диска также не предусмотрено), и после закрывания крышки приставки диск фиксировался внутри нее. Выглядела эта консоль очень стильно, тут уж не отнять.
Amiga CD32 тоже не стала популярной платформой нового поколения. Тому есть также несколько причин. Во-первых, во многие страны она не поставлялась, в том числе и в США, куда приезжали разве что небольшие партии, заказываемые конкретными пользователями. У нас в России так и тем более было не достать эту приставку.
Во-вторых, сравнительно небольшое количество игр также оказало влияние на популярность консоли. Игровых проектов насчитывалось всего 178, кроме того, большая часть из них выходила и на других платформах. Из интересного можно отметить неплохой файтинг Project-X, космический симулятор Wing Commander, а также экшен-адвенчуру Last Ninja 3. Сегодня консоль может быть интересна разве что избранным ретро-геймерам, желающим опробовать какую-то новую, ранее никогда ими не виданную платформу.
Но мы предупреждаем, что список игр на приставке очень бедный и наверняка Amiga CD32 быстро вам наскучит.
В предыдущих частях нашей статьи мы рассказывали о многочисленных попытках Atari сравняться с другими ведущими консольными игроками, и о том, как Atari все делала позже всех, отставая чуть ли не на целое поколение от своих конкурентов. В пятом поколении компания решила, напротив, опередить своих основных противников на рынке — Atari Jaguar поступила в продажу в ноябре 1993 года, когда конкурентами для нее были только две вышеназванные и не очень популярные платформы. Однако у Jaguar были некоторые собственные проблемы.
Прежде всего, Atari продолжала цепляться за прошлое, выбрав в качестве носителя информации устаревший формат — картриджи (хотя впоследствии Atari выпустила устройство для чтения компакт-дисков, которое было совместимо с приставкой). Сама приставка также выглядела очень необычно, это касалось в первую очередь геймпада, который был похож на стандартный кнопочный телефон тех времен. До сих пор этот геймпад считается одним из самых худших и неудобных за всю историю игровой индустрии.
Опять-таки, одной из самых основных проблем платформы были игры. Прежде всего, их было очень мало — всего 82 игры! Второе — пускай игры для Atari Jaguar и превосходили в плане графики и звука проекты для 16-битных консолей, но и по-настоящему 32-битными играми, такими, какими мы их представляем сейчас, на звать их точно было нельзя. Скорее это был своеобразный переходный период — уже не 16 бит, но еще и никак не 32 бита. Разница была, но она была не столь заметной, чтобы отдавать за новую приставку $250. Из немногих интересных проектов для этой плат формы можно отметить шутер от первого лица Alien vs Predator, созданный эксклюзивно для данной консоли и совершенно не похожий на версию этой же игры для SNES. Впрочем, этот безусловный хит — исключение из правил (большинство остальных игр на Atari Jaguar довольно скучные), но исключение такое, которое заслуживает сегодня запуска на эмуляторе.
Неудача с Jaguar окончательно подкосила Atari. Люди просто продолжали брать Genesis и SNES, у которых и джойстики удобнее, и игр на которых больше, да и сами игры не сильно отличаются от Jaguar. Последняя же попросту игнорировалась. В результате Atari понесла огромные убытки и вынуждена была покинуть рынок производства игровых приставок.
Через год после выхода на рынок Atari Jaguar новое поколение наконец-таки в полной мере пришло на рынок домашних консолей: в ноябре 1994 года в продажу поступила Sega Saturn. Это уже была полноценная консоль нового, пятого поколения без всяких скидок на игры для предыдущих консолей.
В “сегменте Sega” на консольном рынке к 1994 году сложилась интересная ситуация. Сначала Sega навыпускала расширений для Genesis — среди них Sega Mega CD и Sega 32x. Потом, наконец, на прилавки вышла Sega Saturn, которая обладала двумя центральными процессорами, что всячески рекламировалось производителями. Правда, второй процессор практически не использовался в играх Saturn, так что они никак не могли превзойти игры для конкурирующих платформ.
Сама приставка, в целом, была неплохая. Стильный, почти квадратный корпус, напоминающий Genesis, удобные шестикнопочные джойстики, похожие на геймпады для SNES, неплохие игры (до трех штук), включенные в комплект поставки консоли. В плане графики и звука игры практически ничем не отличались от того, что мы позже могли видеть на PlayStation One. Интересная особенность: соединив две приставки специальным кабелем и подключив их к двум разным телевизорам, вы могли играть в своеобразный мультиплеер. Правда, игр, которые поддерживали такой режим, насчитывается всего 8. Имелась и поддержка карточек памяти, которые очень напоминали карточки от старой доброй Genesis — для их установки на корпусе приставки имелся порт, расположенный чуть выше CD-ROM. Еще одна интересная особенность — при помощи специального MPEG-декодера на приставке можно было просматривать видео-диски. Само собой, прослушивание Audio CD также было предусмотрено.
Из-за довольно сложной двухпроцессорной архитектуры Saturn программирование игр для этой платформы было довольно сложным. Однако при правильном использовании возможностей двух процессоров приставка выдавала отличные результаты. Среди интересных игр эксклюзивов д ля этой платформы можно выделить превосходный шутер от третьего лица Burning Rangers, неплохой двухмерный экшен Shinobi Legions (единственная игра в серии Shmobi для Sega Saturn), и одну из жемчужин платформы — survival horror 98-го года Deep Fear, сделанный как ответ Sega на сверхпопулярную Resident Evil. А еще были шикарная тактическая RPG Shining Force III и платформер Dark Savior. В целом, игротека Sega Saturn насчитывает около шести сотен игр, и очень большая часть из них мультиплатформенные — многие проекты, выходившие на Saturn, в те годы также выходили и на близкой по характеристикам PlayStation One. По сути, серьезная война форматов развернулась именно между этими двумя консолями.
Вот мы и подошли к главной звезде пятого поколения игровых приставок — самой популярной 32-битной консоли, выпущенной Sony Computer Entertainment. В продажу приставка вышла в декабре 1994 года, тогда она называлась про сто Sony PlayStation (название PlayStation One появилось только в 2000 м году). Самое интересное, что самая популярная приставка пятого поколения была сделана новым игроком на рынке — до выхода на консольный рынок Sony здесь властвовали Sega и Nintendo, основные игроки 1б-битного поколения. Но в пятом поколении единственным серьезным конкурентом PlayStation на момент релиза была сходная по мощности Sega Saturn, которая, тем не менее, не пользовалась такой же популярностью, как в прошлом поколении Sega Genesis. У нас в стране первая PlayStation так и вовсе конкурировала с 16-битными консолями (преимущественно Sega Genesis) да с персональными компьютерами.
Изначально PlayStation создавалась Sony по заказу Nintendo, и тогда это вовсе не была отдельная консоль — Nintendo заказала у Sony дополнение под ориентировочным названием SNES-CD (понятно, что планировался некий ответ Sega с ее Mega CD). Однако Sony уже тогда думала над собственной гибридной приставкой, работающей как с картриджами для Super Nintendo, так и с компакт-дисками, применяемыми в устройствах нового формата SNES-CD. Затем Nintendo показалось, что соглашение дает Sony слишком хорошие условия, потому еще в 1989 году контракт на разработку SNES-CD был разорван. Sony же решила все-таки довести разработку до конца и выпустить на рынок собственную приставку. Вот с этого момента стало ясно, что мир ждет новая консольная война.
Рассказывать о приставке долго нет смысла, в нашей стране она знакома практически каждому геймеру. Стильный белый или светлосерый корпус, удобные для управления джойстики (четыре клавиши и четыре шифта на каждом), сравнительно доступная цена в $299. И самое главное — превосходная игротека, включающая игры самых разных жанров. Аркадные гонки Twisted Metal, более традиционный гоночный симулятор Gran Turismo (самая продаваемая игра на первой PlayStation), шикарный платформер Crash Bandicoot, не менее шикарный платформер Medievil, отличный трехмерный файтинг Tekken 3 и многие другие проекты. Именно на PlayStation окончательно оформился жанр survival horror, что случилось с выходом Resident Evil и Silent Hill (многие говорят, что первой игрой жанра была Alone in the Dark, но сложится жанр именно во второй половине 90-х).
Думается, нет смысла говорить о том, что приставка получилась суперуспешной. Сегодня пятое поколение консолей, у нас в стране так точно, ассоциируется именно с PlayStation One. Стильной и красивой приставкой, для которой было выпущено около 7 тысяч игр. И ее основные конкуренты, такие как Sega Saturn и Nintendo 64, еще в 90-х остались далеко позади.
Как и Sega в случае с Sega Saturn, Nintendo совершила в пятом поколении консолей рад фатальных ошибок. В случае с приставкой Nintendo 64 одной из самых серьезных ошибок был выбор картриджа в качестве носителя информации. Первая 64-битная консоль оказалась ограничена в возможностях в первую очередь благодаря ограниченным возможностям картриджей для нее.
Nintendo 64 поступила в продажу в июне 1996 года. Вместе с приставкой в продажу поступила и игра Super Mario 64, которая действительно выглядела великолепно и стала самой продаваемой игрой на этой 64-битной платформе. Сама приставка обладала достаточно сложной архитектурой, и далеко не каждой студии давалось производство игр для нее. А многих покупателей отпугивали как высокая цена на картриджи, так и графика игр для этой консоли, значительно уступавшая графике многих проектов для PlayStation One, а также и несколько неудобные контроллеры странной формы. В 1998 году Nintendo 64 была второй консолью по популярности — но только лишь по той причине, что Sega Saturn к тому времени была окончательно разгромлена PlayStation, a Nintendo 64 появилась на рынке сравнительно недавно. В общей же сложности для приставки от Nintendo было выпущено около 400 игр, что не идет ни в какое сравнение с тысячами проектов для консоли от Sony.
Среди самых популярных игр для консоли пятого поколения от Nintendo были проекты Mario Kart, GoldenEye 007, Castlevania 64, Donkey Kong 64. А настоящим хитом платформы является The Legend of Zelda: Ocanna of Time, которая считается одной из самых лучших игр за всю историю игровой индустрии. В целом, Nintendo 64 во многом уступала консоли Sony PlayStation, однако сегодня она вполне достойна внимания. Другое дело, что найти оригинальную консоль и уж тем более картриджи для нее достаточно сложно. Впрочем, на выручку всегда придут эмуляторы под Android и современные консоли, эмулирующие Nintendo 64 и позволяющие запускать игры на телевизоре.
1. Часть I;
2. Часть II: 8-bit;
3. Часть III: 16-bit;
4.
5. Часть V: 128bit;
6. Часть VI: портатив.
Мы говорили ранее, что четвертое поколение стало своеобразным переходом от эпохи игр как исключительно детского развлечения ко временам, когда игровые проекты стали восприниматься как полноценное развлечение для взрослых. Конечно, серьезные игры выходили и ранее. Даже во втором поколении были примитивные поделки на тему “Пятницы, 13”, а времена 16-битных приставок щеголяли большим количеством игр, основанных на популярных боевиках того времени. И все-таки, окончательно повзрослели геймеры именно к середине 90-х годов: дети 80-х уже выросли, но любимые развлечения бросать не хотели, пусть даже игры им нужны были уже совершенно другого уровня. Что ж, очень вовремя и игровые платформы обзавелись достаточными техническими возможностями для того, чтобы демонстрировать игрокам по-настоящему серьезные проекты.
Так уж получилось, что история пятого поколения игровых приставок началась с более слабых устройств, которые не снискали особенной популярности, но, тем не менее, ознаменовали собой приход нового времени. Об этих консолях мы расскажем в двух словах, тем более что в наших краях они были довольно редкими гостями.
Первые шаги: Panasonic 3DO Interactive Multiplayer
В сентябре 1993 года в продажу поступила консоль 3DO Interactive Multiplayer, 32-битная консоль от Panasonic. Одна из самых первых популярных консолей нового поколения обладала весьма “кусачей” ценой — она составляла около $600. В том числе и это повлияло на короткий жизненный цикл приставки.
Само собой, тут во многом и вина мощных конкурентов. В первой половине 90-х рынок игровых развлечений еще прочно удерживали Sega Genesis и Super Nintendo, а у нас в стране так и вовсе еще был расцвет 8-битных платформ.
В качестве носителей в Panasonic 3DO Interactive Multiplayer использовались CD-диски, что в то время было в новинку. Джойстики оставались еще трехкнопочными, но на торце появились уже два шифта, часто применяемые в играх. Геймпады были несколько необычными — они подключались друг к другу (некоторые игры на этой консоли поддерживали до 6 игроков). Кроме того, на джойстиках были собственные регуляторы громкости и даже входы для наушников! Соответственно, джойстики можно было использовать не только как игровые манипуляторы, но и как пульты ДУ для прослушивания музыки. Сейчас это уже, конечно, никого не удивляет, но в первой половине 90-х было в новинку.
Первые версии консоли позиционировались скорее как “домашние центры” развлечений, с довольно громоздкими, большими корпусами, впрочем, довольно скоро появились и более тонкие версии. И, разумеется, нельзя не упомянуть игры.
Лучшим проектом консоли по праву считается Gex, и действительно это, пожалуй, одна из самых красивых игр на данной приставке. Вообще, главным недостатком 3DO Interactive Multiplayer можно назвать именно скучные игры. А главной особенностью этих игр — видеовставки с живыми актерами. В целом, на приставке были и неплохие игры, такие как Alone in the Dark, Road Rash и Need for Speed, однако большую часть всего этого даже сейчас вполне можно найти на других платформах. Что же до собственно эксклюзивов Panasonic 3DO, то здесь приставке крыть нечем, за исключением вышеупомянутой Gex. Да и та же Gex впоследствии все равно “переселилась” на другие платформы. Ну, а скучные игры — пожалуй, это основная причина того, что игровая консоль от Panasonic продержалась на рынке всего около трех лет.
Amiga CD32 — приставка с характеристиками ПК
32-битная консоль Amiga CD32 от Commodore, которая также поступила в продажу в 1993 году, по характеристикам была очень похожа на Amiga 1200. Соответственно, к приставке можно было подключать дополнение с дисководом, клавиатурой, мышкой и жестким диском, благодаря чему удавалось превратить приставку в полноценный ПК В качестве носителя также использовался CD-диск. Особенно оригинальным был четырехкнопочный джойстик (плюс два шифта под указательные пальцы).
Геймпад Amiga CD32 очень напоминал старую телефонную трубку, только серьезно увеличенную. После джойстиков 16-битных консолей к такому геймпаду нужно было некоторое время привыкать. Интересно был выполнен и прямоугольный корпус приставки. С первого взгляда он больше похож не на корпус именно игрового устройства, а на корпус какой-то домашней техники, например, на радиоприемники того времени. Серый матовый пластик, аляповатые переключатели на корпусе, больше опять-таки похожие на кнопки бытовой техники. CD-ROM не открывался клавишей, просто нужно было поднять его крышку, положить внутрь диск (шпинделя для диска также не предусмотрено), и после закрывания крышки приставки диск фиксировался внутри нее. Выглядела эта консоль очень стильно, тут уж не отнять.
Amiga CD32 тоже не стала популярной платформой нового поколения. Тому есть также несколько причин. Во-первых, во многие страны она не поставлялась, в том числе и в США, куда приезжали разве что небольшие партии, заказываемые конкретными пользователями. У нас в России так и тем более было не достать эту приставку.
Во-вторых, сравнительно небольшое количество игр также оказало влияние на популярность консоли. Игровых проектов насчитывалось всего 178, кроме того, большая часть из них выходила и на других платформах. Из интересного можно отметить неплохой файтинг Project-X, космический симулятор Wing Commander, а также экшен-адвенчуру Last Ninja 3. Сегодня консоль может быть интересна разве что избранным ретро-геймерам, желающим опробовать какую-то новую, ранее никогда ими не виданную платформу.
Но мы предупреждаем, что список игр на приставке очень бедный и наверняка Amiga CD32 быстро вам наскучит.
Atari Jaguar — снова опоздавшая
В предыдущих частях нашей статьи мы рассказывали о многочисленных попытках Atari сравняться с другими ведущими консольными игроками, и о том, как Atari все делала позже всех, отставая чуть ли не на целое поколение от своих конкурентов. В пятом поколении компания решила, напротив, опередить своих основных противников на рынке — Atari Jaguar поступила в продажу в ноябре 1993 года, когда конкурентами для нее были только две вышеназванные и не очень популярные платформы. Однако у Jaguar были некоторые собственные проблемы.
Прежде всего, Atari продолжала цепляться за прошлое, выбрав в качестве носителя информации устаревший формат — картриджи (хотя впоследствии Atari выпустила устройство для чтения компакт-дисков, которое было совместимо с приставкой). Сама приставка также выглядела очень необычно, это касалось в первую очередь геймпада, который был похож на стандартный кнопочный телефон тех времен. До сих пор этот геймпад считается одним из самых худших и неудобных за всю историю игровой индустрии.
Опять-таки, одной из самых основных проблем платформы были игры. Прежде всего, их было очень мало — всего 82 игры! Второе — пускай игры для Atari Jaguar и превосходили в плане графики и звука проекты для 16-битных консолей, но и по-настоящему 32-битными играми, такими, какими мы их представляем сейчас, на звать их точно было нельзя. Скорее это был своеобразный переходный период — уже не 16 бит, но еще и никак не 32 бита. Разница была, но она была не столь заметной, чтобы отдавать за новую приставку $250. Из немногих интересных проектов для этой плат формы можно отметить шутер от первого лица Alien vs Predator, созданный эксклюзивно для данной консоли и совершенно не похожий на версию этой же игры для SNES. Впрочем, этот безусловный хит — исключение из правил (большинство остальных игр на Atari Jaguar довольно скучные), но исключение такое, которое заслуживает сегодня запуска на эмуляторе.
Неудача с Jaguar окончательно подкосила Atari. Люди просто продолжали брать Genesis и SNES, у которых и джойстики удобнее, и игр на которых больше, да и сами игры не сильно отличаются от Jaguar. Последняя же попросту игнорировалась. В результате Atari понесла огромные убытки и вынуждена была покинуть рынок производства игровых приставок.
Sega Saturn. Нечто новое
Через год после выхода на рынок Atari Jaguar новое поколение наконец-таки в полной мере пришло на рынок домашних консолей: в ноябре 1994 года в продажу поступила Sega Saturn. Это уже была полноценная консоль нового, пятого поколения без всяких скидок на игры для предыдущих консолей.
В “сегменте Sega” на консольном рынке к 1994 году сложилась интересная ситуация. Сначала Sega навыпускала расширений для Genesis — среди них Sega Mega CD и Sega 32x. Потом, наконец, на прилавки вышла Sega Saturn, которая обладала двумя центральными процессорами, что всячески рекламировалось производителями. Правда, второй процессор практически не использовался в играх Saturn, так что они никак не могли превзойти игры для конкурирующих платформ.
Сама приставка, в целом, была неплохая. Стильный, почти квадратный корпус, напоминающий Genesis, удобные шестикнопочные джойстики, похожие на геймпады для SNES, неплохие игры (до трех штук), включенные в комплект поставки консоли. В плане графики и звука игры практически ничем не отличались от того, что мы позже могли видеть на PlayStation One. Интересная особенность: соединив две приставки специальным кабелем и подключив их к двум разным телевизорам, вы могли играть в своеобразный мультиплеер. Правда, игр, которые поддерживали такой режим, насчитывается всего 8. Имелась и поддержка карточек памяти, которые очень напоминали карточки от старой доброй Genesis — для их установки на корпусе приставки имелся порт, расположенный чуть выше CD-ROM. Еще одна интересная особенность — при помощи специального MPEG-декодера на приставке можно было просматривать видео-диски. Само собой, прослушивание Audio CD также было предусмотрено.
Из-за довольно сложной двухпроцессорной архитектуры Saturn программирование игр для этой платформы было довольно сложным. Однако при правильном использовании возможностей двух процессоров приставка выдавала отличные результаты. Среди интересных игр эксклюзивов д ля этой платформы можно выделить превосходный шутер от третьего лица Burning Rangers, неплохой двухмерный экшен Shinobi Legions (единственная игра в серии Shmobi для Sega Saturn), и одну из жемчужин платформы — survival horror 98-го года Deep Fear, сделанный как ответ Sega на сверхпопулярную Resident Evil. А еще были шикарная тактическая RPG Shining Force III и платформер Dark Savior. В целом, игротека Sega Saturn насчитывает около шести сотен игр, и очень большая часть из них мультиплатформенные — многие проекты, выходившие на Saturn, в те годы также выходили и на близкой по характеристикам PlayStation One. По сути, серьезная война форматов развернулась именно между этими двумя консолями.
Sony PlayStation One. Да здравствует королева!
Вот мы и подошли к главной звезде пятого поколения игровых приставок — самой популярной 32-битной консоли, выпущенной Sony Computer Entertainment. В продажу приставка вышла в декабре 1994 года, тогда она называлась про сто Sony PlayStation (название PlayStation One появилось только в 2000 м году). Самое интересное, что самая популярная приставка пятого поколения была сделана новым игроком на рынке — до выхода на консольный рынок Sony здесь властвовали Sega и Nintendo, основные игроки 1б-битного поколения. Но в пятом поколении единственным серьезным конкурентом PlayStation на момент релиза была сходная по мощности Sega Saturn, которая, тем не менее, не пользовалась такой же популярностью, как в прошлом поколении Sega Genesis. У нас в стране первая PlayStation так и вовсе конкурировала с 16-битными консолями (преимущественно Sega Genesis) да с персональными компьютерами.
Изначально PlayStation создавалась Sony по заказу Nintendo, и тогда это вовсе не была отдельная консоль — Nintendo заказала у Sony дополнение под ориентировочным названием SNES-CD (понятно, что планировался некий ответ Sega с ее Mega CD). Однако Sony уже тогда думала над собственной гибридной приставкой, работающей как с картриджами для Super Nintendo, так и с компакт-дисками, применяемыми в устройствах нового формата SNES-CD. Затем Nintendo показалось, что соглашение дает Sony слишком хорошие условия, потому еще в 1989 году контракт на разработку SNES-CD был разорван. Sony же решила все-таки довести разработку до конца и выпустить на рынок собственную приставку. Вот с этого момента стало ясно, что мир ждет новая консольная война.
Рассказывать о приставке долго нет смысла, в нашей стране она знакома практически каждому геймеру. Стильный белый или светлосерый корпус, удобные для управления джойстики (четыре клавиши и четыре шифта на каждом), сравнительно доступная цена в $299. И самое главное — превосходная игротека, включающая игры самых разных жанров. Аркадные гонки Twisted Metal, более традиционный гоночный симулятор Gran Turismo (самая продаваемая игра на первой PlayStation), шикарный платформер Crash Bandicoot, не менее шикарный платформер Medievil, отличный трехмерный файтинг Tekken 3 и многие другие проекты. Именно на PlayStation окончательно оформился жанр survival horror, что случилось с выходом Resident Evil и Silent Hill (многие говорят, что первой игрой жанра была Alone in the Dark, но сложится жанр именно во второй половине 90-х).
Думается, нет смысла говорить о том, что приставка получилась суперуспешной. Сегодня пятое поколение консолей, у нас в стране так точно, ассоциируется именно с PlayStation One. Стильной и красивой приставкой, для которой было выпущено около 7 тысяч игр. И ее основные конкуренты, такие как Sega Saturn и Nintendo 64, еще в 90-х остались далеко позади.
Nintendo 64. Отстающая
Как и Sega в случае с Sega Saturn, Nintendo совершила в пятом поколении консолей рад фатальных ошибок. В случае с приставкой Nintendo 64 одной из самых серьезных ошибок был выбор картриджа в качестве носителя информации. Первая 64-битная консоль оказалась ограничена в возможностях в первую очередь благодаря ограниченным возможностям картриджей для нее.
Nintendo 64 поступила в продажу в июне 1996 года. Вместе с приставкой в продажу поступила и игра Super Mario 64, которая действительно выглядела великолепно и стала самой продаваемой игрой на этой 64-битной платформе. Сама приставка обладала достаточно сложной архитектурой, и далеко не каждой студии давалось производство игр для нее. А многих покупателей отпугивали как высокая цена на картриджи, так и графика игр для этой консоли, значительно уступавшая графике многих проектов для PlayStation One, а также и несколько неудобные контроллеры странной формы. В 1998 году Nintendo 64 была второй консолью по популярности — но только лишь по той причине, что Sega Saturn к тому времени была окончательно разгромлена PlayStation, a Nintendo 64 появилась на рынке сравнительно недавно. В общей же сложности для приставки от Nintendo было выпущено около 400 игр, что не идет ни в какое сравнение с тысячами проектов для консоли от Sony.
Среди самых популярных игр для консоли пятого поколения от Nintendo были проекты Mario Kart, GoldenEye 007, Castlevania 64, Donkey Kong 64. А настоящим хитом платформы является The Legend of Zelda: Ocanna of Time, которая считается одной из самых лучших игр за всю историю игровой индустрии. В целом, Nintendo 64 во многом уступала консоли Sony PlayStation, однако сегодня она вполне достойна внимания. Другое дело, что найти оригинальную консоль и уж тем более картриджи для нее достаточно сложно. Впрочем, на выручку всегда придут эмуляторы под Android и современные консоли, эмулирующие Nintendo 64 и позволяющие запускать игры на телевизоре.