Обзор Detroit: Become Human
Акелла промахнулся. Акелла не промахнулся. Акелла умер три сцены назад. Ветви повествования предательски ветвятся и устремляются в бесконечность бесконечным же множеством вариантов. Работать в такой обстановке традиционными методами решительно невозможно, - но Дэвид Кейдж пытается и в очередной раз выдает на-гора интерактивную ленту. На сей раз про борьбу андроидов за гражданские права.
Поле битвы - Детройт образца 2038 года, ставший одним из центров робопромышленности. Андроиды здесь повсюду: убирают улицы, стоят за кассой в дорогих магазинах, ухаживают за больными и выполняют работу по дому. Разве что такси не водят, да и то только потому, что на дорогах давно царят машины с автопилотом. Кстати, этот автопилот по сути обладает сверхразумом: если столкновение неизбежно, он успевает установить личности потенциальных жертв, получить доступ к их личным данным (от социального статуса до ожидаемой продолжительности жизни), после чего спланировать аварию с наименьшим ущербом для общества. Даже странно, что столь мощную систему не используют, например, для борьбы с преступностью: камеры наблюдения в городе есть, но подозреваемых копы опознают по старинке, на глаз.
Вообще, бессистемных, противоречащих друг другу деталей будущего тут море. Например, стоимость андроидов. С одной стороны, для их изготовления нужен редкий минерал тирий, и его арктические залежи Россия и США делят так активно, что вот-вот начнется Третья мировая. С другой - полнофункциональный андроид стоит лишь несколько тысяч долларов (для сравнения - ночь в мотеле-клоповнике обойдется в $40), и перерабатывать отслужившие свое железки никто даже не думает. Входе игры доведется побывать на свалке андроидов, где они бесцельно слоняются по помойке, хватают руками воздух и завывают о своей судьбе. Зрелище жуткое, но в плане логики мира - абсолютно бредовое.
ОДНА ПЛАНЕТА - ДВЕ РАСЫ
Но вернемся к сюжету Detroit. Итак, андроидов в городе много, к андроидам все привыкли, даже открылись бордели с робоперсоналом, - и тут железяки внезапно стали пробуждаться: обретать сознание, чувства, желания. Инстинкт самосохранения, в конце концов. И если такого андроида ударить, или, скажем, попробовать сдать в утиль, - он взбунтуется и в лучшем случае просто сбежит, а в худшем - задушит хозяина и только потом сбежит. Одним словом, времена наступили самые что ни на есть интересные.
Чтобы показать ситуацию со всех сторон, на наше попечение выдают сразу трех андроидов. Коннор - прототип новой линейки робополицейских, которого быстро перепрофилировали на охоту за «пробужденцами». Кара - обыкновенная домработница, которая обрела сознание, когда решила защитить дочку хозяина от его пьяных выходок. Что касается третьего героя, Маркуса, то его как раз-таки долго учили чувствовать, думать и даже музицировать, - естественно, именно ему и предстоит возглавить сопротивление под лозунгом «андроиды тоже живые».
Таким образом, вроде бы налицо три точки зрения: революционера, пса режима и обывательницы, которую против ее воли засосало в жернова истории. Тем не менее, Кейдж не просто симпатизирует андроидам, а откровенно за них агитирует: как-то так выходит в этой истории, что если человек плохо обращается с роботами, то и сам он редкая сволочь, а если симпатизирует, - то все, соответственно, наоборот. Среди андроидов же негодяев не сыскать, даже если они кого-то грабят или убивают, - виновата или жертва, или общество. Одним словом, дайте равные права, и все будет хорошо. Довершают картину откровенные и очень грубые параллели с историей рабства в США; одна темнокожая героиня даже прямым текстом говорит, что ее народ долго угнетали, поэтому помочь другим угнетенным - ее долг.
Андроида проще всего опознать по LED-индикатору на виске. Только вот выковыривается он легко и бесследно, чем повстанцы и пользуются
ОСВОБОДИТЕ НАС
С пресловутой интерактивностью у нового кино Quantic Dreams тоже имеются ощутимые проблемы: что ты ни делай, сцены будут идти друг за другом установленным чередом. Не сумел Коннор найти преступника, - на следующий день ему поступит сигнал о новом рехнувшемся андроиде. Нашел, но не расколол, - ему точно также придется ждать нового сигнала. И даже если преступник выложит все как на духу, - выяснится, что ничего ценного он все равно не знает, так что и Коннору-отличнику придется сидеть и ждать, пока сценарист не подбросит ему новую ниточку.
Со смертностью протагонистов дела обстоят не лучше. Маркус, как лидер Сопротивления (и, чего греха таить, главный герой этой истории), защищен трехметровым слоем сюжетной брони. Он может тупить, принимать неправильные решения и проваливать QTE-испытания, но сам останется в живых, а гибнуть будут его ближайшие сподвижники, - и только за несколько сцен до финала, растеряв весь запас «запасных жизней», он может умереть окончательно. Впрочем, история с рельс не сойдет - восстание продолжится, а в ключевых моментах вместо Маркуса будет вещать другой андроид. С Коннором же и того проще: он - андроид на государственной службе, поэтому его можно застрелить, сбросить с крыши, переехать грузовиком - в следующем эпизоде он как ни в чем не бывало вернется в строй.
Более-менее смертна только Кара, но это потому, что для сюжета она не нужна. Основной конфликт разворачивается между Маркусом и Коннором; Кара с ними встречается всего пару раз и мимоходом, четких убеждений по поводу прав андроидов не имеет, отстаивать их не готова и вообще хочет только одного - свалить в Канаду. Там роботы вне закона, а значит, можно раздобыть себе фальшивые документы, притвориться человеком и жить спокойно - никто не заподозрит, что ты андроид. По крайней мере, пока тебе не понадобится техобслуживание. Или ты не поранишься - кровь у андроидов ярко-синего цвета. Но Кара об этом не думает. Кара вообще мало думает: например, спасенного ребенка она не отдает социальным службам, а таскает за собой по помойкам, бомжатникам и прочим злачным местам, попутно генерируя тонны бытовой драмы, потому что девочке холодно, девочке страшно, девочке нужно рассказать сказку.
РАВНЫЕ ПРАВА
И все-таки оно работает. При всей линейности повествования совершенные поступки постепенно накапливают критическую массу, которая и определяет финал истории. Если у Кары не складываются отношения с приемной дочерью, - они могут расстаться. Если Коннор нашел слишком мало улик, - он не вычислит бунтовщиков. Если Маркус лажал, - революция в конце концов захлебнется. Если... впрочем, это уже спойлер. Достаточно сказать, что при некоторых комбинациях решений главных героев финал может оказаться очень неожиданным.
Да и сама по себе лента снята хорошо. Что ни персонаж, то выпуклая личность, что ни сцена, - то в ярких, запоминающихся декорациях, что ни диалог, - то добротный киношно-правдоподобный и вдобавок отлично озвученный (кстати, русская озвучка выполнена не хуже). В первый заход все двенадцатичасовое приключение проходится на одном дыхании, да и на второй «Детройту» запала хватает. А для интерактивного кино это - пожалуй, лучший критерий.
Итоговая оценка: 8,5 баллов из 10!