Обзор Metro Exodus
Игры по мотивам книжной серии «Метро» Дмитрия Глуховского всегда были строго на любителя. Невыносимый стелс, плохонькая стрельба и не особенно хороший сюжет бились сочной картинкой, невероятно густой атмосферой душного постапокалипсиса и портяночной романтикой. Той самой, которой неизлечимо отравил постсоветского человека незабвенный S.T.A.L.K.E.R.
В принципе, в третьей части ничего не поменялось, даже несмотря на появление полуоткрытого мира со всеми вытекающими и очень старательную мимикрию под современный зрелищный блокбастер.
ИЗ МЕТРО НА ВОЛЮ
Если кто вдруг не знает, то игры серии, как и книжная трилогия-первоисточник, повествуют о нелегком быте москвичей и гостей столицы, которым повезло оказаться под землей в день, когда на поверхности происходил дружеский обмен ядерными ударами. За десятилетия, прошедшие с этого знаменательного дня,люди разделились на кружки по интересам (коммунисты, фашисты, торгаши) и расползлись по разным станциям, злоумышляя друг против друга. На поверхности лишь мутанты и полезный в хозяйстве хабар, который стаскивают в метро сталкеры, никакой человеческой жизни там нет. Вернее так считалось ранее; после пролога Exodus же выясняется, что за пределами душных тоннелей народ не просто все это время жил, но и проводил время с огоньком, предаваясь всем постапокалиптическим радостям сразу. Как говорится: «рабство и каннибализм - закаляют организм!».
Уже завязка не выдерживает никакой критики: оказывается, всю дорогу от жителей метро скрывала правду одна из фракций, давя радиосигналы и убивая всех пришлых. Предлог для такого паскудства не помещается в рамки здравого смысла: дескать, война все еще идет и врагу нельзя дать понять, что в Москве есть живые. И в этот бред охотно верит весь причастный люд, включая человека-глыбу Мельника, главу ордена «Спарта». Ну а Артем - главный герой всея эпопеи и зять Мельника - просто плетется у старика на поводу.
Артем - вторая глобальная проблема здешнего нарратива: в книгах это полноценный герой, а в Exodus он опять нем как рыба. Персонажи лишь разыгрывают перед главным героем монологи, что смотрится до предела неловко, как будто родственники общаются с психически больным членом семьи, изо всех сил делая вид, что он нормальный. Особенно в этом смысле выделяется жена Артема Аня: сама спрашивает, сама отвечает, сама делает выводы.
Вот этим и следовало бы в первую очередь заняться команде сценаристов во главе с Глуховским, но вместо этого они, похоже, были слишком заняты политическими комментариями и борьбой с демонами прошлого. Да, мы поняли аллюзии на современную машину пропаганды, накручивающую людей, что кругом исключительно враги. Да, мы догадались, о чем эпизод с правительственным бункером, занятым самозванцами-людоедами. Как тут не понять и не догадаться, ведь аналогии самые примитивные, - но можно нам лучше немного более нормальных диалогов (которые тут из рук вон плохие) и стройной истории (которой тут нет)?
СТАЛКИНГ БЕЗ ПРИЧИНЫ
Урвав у неприятеля паровоз, банда в составе «Артем, Мельник, Аня и пригоршня лиц второго плана» колесит по нашей необъятной по разным надуманным поводам, ввязываясь в приключения. Каждый пункт назначения - отдельная локация, но далеко не все из них большие, а те, что большие, не одинаково хороши. Первая долгая остановка - затерянная в болотах деревушка - идеально передает дух вышеупомянутого S.T.A.L.K.E.R., но имеет и свою уникальную особенность - культ капитально поехавших селян, поклоняющихся богу-рыбе.
Атмосферно до жути и задает нужный тон.... Который тут же губит вторая крупная остановка - гигантская каспийская пустыня, где разработчики зачем-то решили дать «Безумного Макса», с ржавыми трупами кораблей и унылыми скитаниями по барханам. Далее, к счастью, дело ускоряется и заметно более линейный Урал радует как невероятной красотой, так и значительно возросшей динамикой.
Последнее особенно важно, так как кинувшаяся осваивать песочницы 4A скопировала у «флагманов» направления только худшие черты. Каждая крупная локация усеяна знаками вопросов, логовами монстров и лагерями бандитов, однако интересных побочных историй вы здесь не встретите; а поскольку тут у нас не RPG, отстрел мобов не приносит гор экспы или разнообразного лута.
Так что смысла обшаривать многочисленные «места интереса» не много, и завидев на горизонте очередное гнездо чудищ, невольно задумываешься: а зачем туда вообще идти? Израсходовать два рожка патронов, чтобы получить два рожка патронов, плюс собрать немного металлолома для крафта, которого и без того полно - какая-то не очень математика получается. Чисто ради процесса это делать тоже не хочется, поскольку ни стрельба, ни тем более стелс радости не приносят.
Первая, правда, теперь хотя бы терпимая: оружие, например, стало ощущаться лучше, хотя эффект от попаданий все еще никакой, а враги чудовищно тупы и имеют ровно две поведения: просто бежать на героя по прямой или прятаться за укрытием (обязательно высунув из-за него свой пустой чайник).
А вот стелс по-прежнему невыносим. Авторы, кажется, даже не пытаются ничего тут привести в порядок: все так же нельзя прятать трупы, все так же слепнут враги, стоит только выключить рядом свет, все так же странно и далеко не всегда срабатывают анимации бесшумного устранения. А самое главное, к стелсу также неумело принуждают вопреки здравому смыслу и логике мира: либо иди по-тихому, либо готовься к потерям в личном составе. Зачем мне жалеть вот этих упырей, если они принесут еще много бед? Почему тут нужно быть незаметным, если логичнее взять укрепление штурмом и полностью зачистить? Ответа нет, зато есть зависящие от ваших действий судьбы некоторых персонажей и вилка с парой притянутых за уши концовок.
ПАРОВОЗИК, КОТОРЫЙ НЕ СМОГ
В итоге, прыжок в высшую лигу как-то не удался, зато опять получилась очень своеобразная игра, не имеющая современных аналогов. С одной стороны, разработчики никак не решили застарелые проблемы серии, главные среди которых - слабый сценарий, скучная стрельба и плохой стелс. С другой, специфическую атмосферу постсоветского постапокалипсиса тут можно черпать ложкой. И тут уж каждый решает сам, что ему важнее и нужнее.
Итоговая оценка: 7 баллов из 10!