Путь принцессы: как менялись диснеевские героини
Диснеевская принцесса — это не только общее название для некоторых главных героинь Disney, но и олицетворение женского идеала эпохи. Вернее, нескольких эпох. Уже более семидесяти лет принцессы одновременно и воплощают стереотипы, и спорят с ними, а ещё очень точно транслируют перемены в представлениях о роли женщины в обществе. Поговорим о том, как эти перемены отображались на экране, на примере наших любимых героинь.
«Белоснежка и семь гномов»: Леди Совершенство
«Белоснежка и семь гномов» 1937 года — мультфильм, который сделал полнометражную анимацию нормой. Именно «Белоснежка» заложила основные принципы диснеевской волшебной сказки: опора на литературную основу, почти неизменная система персонажей и нацеленность на семейный просмотр. И именно здесь сформировался облик диснеевской принцессы.
«Белоснежка» оказалась своеобразным ответом умирающей эпохе Бетти Буп — чёрно-белой большеголовой красавицы из мультфильмов братьев Флейшеров. Если легкомысленная тусовщица Бетти Буп была пародийным персонажем, то Белоснежка воплощала в себе общественный идеал предвоенных лет: хорошо выглядящая женщина без особых претензий, ориентированная на роль жены и домохозяйки. Она мила, невинна, всегда позитивна, трудолюбива, кротка и безропотна. Даже если у неё есть проблемы, она относится к ним легко благодаря потрясающему оптимизму. Она должна нравиться всем — за счёт своей невероятной доброты, очарования и максимальной усреднённости.
Белоснежка стала образцом для женских персонажей Disney — а мачеха-колдунья заложила традицию в изображении антагонисток
Положительные стороны Белоснежки привели не только к невиданному доселе кассовому успеху, но и к тому, что студия не обращалась к женским персонажам на протяжении следующих тринадцати лет. Уж слишком хорошей и слишком скучной получилась первая диснеевская принцесса.
«Золушка»: героиня переходного периода
Светлые волосы в сказках указывают на чудесное происхождение или связь с волшебным миром. К тому же этот цвет был популярен в 1950-х — вспомните Мэрилин Монро
«Золушка» должна была вернуть послевоенную анимацию на довоенный уровень. Поэтому руководство студии решило не заниматься экспериментами, а вернуться к той эстетике, которая прославила Уолта Диснея.
Главная героиня «Золушки», вышедшей в 1950 году, кое в чём схожа со своей предшественницей. Это добрая, покорная и трудолюбивая девушка, встречающая все беды со смирением и неиссякаемым оптимизмом. Она мечтательна — впрочем, мечтает не об исправлении своего ужасного положения, а о любви. Жизнь с мачехой она воспринимает скорее как временные сложности.
При этом Золушка уверенно взаимодействует не только с дружественными ей персонажами, но и с теми, с кем она конфликтует. Она спорит с мачехой и убеждает её, что падчерица тоже имеет право поехать на бал. Золушка уже не такой пассивный персонаж, как Белоснежка, у неё есть собственный голос и умение добиваться своего, пусть даже и опосредованно, благодаря волшебным помощникам.
«Спящая красавица»: девушка-объект
«Спящая красавица» должна была выйти примерно в то же время, что и «Золушка». Но из-за проблем, связанных со строительством «Диснейленда», работу пришлось приостановить. Сложности вызвали и адаптация непростого сказочного первоисточника, в котором героиня большую часть времени не действует вообще, и новаторская для своего времени технология широкого экрана, и анимация персонажей. К сказке вернулись только в 1956-м, а на экраны мультфильм вышел в 1959 году.
Принцесса Аврора снова пассивный персонаж, у неё скорее роль объекта, нежели субъекта. В отличие от Золушки, хотя бы пытавшейся изменить свою участь, Аврора повторяет поведение Белоснежки: она ничего не делает для развития сюжета, вокруг неё всё происходит само собой. За Аврору её судьбу дважды решают другие, а она принимает это как должное. Она, как и Белоснежка, ближе к концу фильма впадает в волшебный сон, и действие разворачивается вокруг фей-крёстных, принца и злой колдуньи. По сути, главную женскую роль играет не принцесса, а колдунья, то есть антагонистка, — позже такая схема повторится в мультфильме «101 далматинец».
В «Спящей красавице» уникальный для анимации того времени образ злодейки. Аврора не конкурентка Малефисенты, она — объект её гнева и ярости. Малефисента, в отличие от Королевы из «Белоснежки», равнодушна к признанию своей красоты, и ей, в отличие от сестёр из «Золушки», не нужно внимание принца. Злодейка в этой истории импульсивна: она настолько оскорбляется нетактичностью королевской семьи, что готова преследовать героиню до самой её смерти.
Уолт Дисней заботился, чтобы «у зрителей не возникало впечатления, что всё это они уже видели». Однако именно это с мультфильмом и произошло — его посчитали вторичным. Публика встретила картину весьма прохладно. В «Спящую красавицу» было вложено слишком много труда и средств, поэтому неудача стала болезненной для Диснея. К волшебной сказке с главным женским персонажем студия не возвращалась ещё очень долго, вплоть до «эпохи Ренессанса» в 1989 году.
«Русалочка»: хвостатая бунтарка
Символично, что серебряный век диснеевской анимации, равно как и золотой, открылся мультфильмом, в основу которого легла классическая волшебная сказка о необыкновенной девушке. И ещё символичнее, что «Русалочка» изначально была в планах у самого Уолта Диснея. В восьмидесятые его внук Рой Эдвард случайно нашёл сценарий к «Русалочке», и руководство студии решило воплотить задумку основателя в жизнь. Мультфильм, вышедший в 1989 году, неожиданно стал кассовым и возродил интерес публики к диснеевской анимации.
Здесь у Disney впервые появляется мотив поиска своего пути вопреки традициям. Желание героини ходить по земле — вызов устоявшимся ценностям. Она проявляет интерес к людям и хочет стать одной из них ещё до того, как встречает принца Эрика. При этом любовь не служит для неё единственной мотивацией, как было в фильмах классического периода: для Ариэль принц оказывается воплощением свободы, которой она так жаждет.
В «Русалочке» у Disney впервые появляется мотив ложной самоидентификации: чтобы достичь желаемого, героиня выдаёт себя за ту, кем не является на самом деле
Такое углубление характера главной героини связано с тем, что к 1989 году аудитория стала более широкой. Теперь приходилось учитывать предпочтения и интересы зрителей-подростков, в том числе девочек. Им требовался совершенно иной тип женского персонажа: энергичный, непосредственный и не пасующий перед опасностями. В то же время Ариэль мечтательна, романтична, очень женственна (что подчёркивается эротизацией её облика), наивна и не всегда может за себя постоять - финальный бой всё равно происходит между злодейкой и принцем.
В отличие от героинь золотого века, Ариэль не будущая идеальная жена, а бунтующая девочка подросток, отстаивающая право на свои мечты. Да, в итоге всё заканчивается тем же, чем и в классических волшебных сказках, а именно свадьбой. Но свадьба символизирует исполнение желаний главной героини — таким образом она добивается свободы.
«Красавица и Чудовище»: интеллектуалка с характером
Спустя два года после успеха «Русалочки» вышел мультфильм, который повторял почти те же самые паттерны, но неожиданно стал даже более коммерчески успешным. И не последнюю роль в этом сыграл образ главной героини, Белль.
Белль одновременно и отсылает к героиням классического периода (как и «Русалочка», мультфильм «Красавица и Чудовище» был задуман самим Уолтом Диснеем), и оказывается их антитезой. Больше всего общих черт у Белль с Мэри Поплине из фильма 1964 года — она тоже не только красива, но и образованна. С одной стороны, Белль появилась потому, что типаж энергичной умной девушки уже успел устояться в кинематографе и требовал репрезентации в коммерческих мультфильмах. С другой — именно благодаря Белль в массовой культуре распространились замкнутые интровертные героини: читательницы, мечтательницы, эскапистки.
Как и Ариэль, Белль конфликтует с обществом, потому что, в отличие от своего окружения, имеет амбиции — куда большие, чем брак с первым охотником деревни. В общении с возлюбленным Белль проявляет себя девушкой решительной, упрямой и честной — и в то же время терпеливой, заботливой и бескорыстной.
Это первый диснеевский мультфильм, где главные герои не влюбляются друг в друга с первого взгляда; чувство приходит со временем, и чем сильнее Чудовище влюбляется в Белль, тем человечнее становится. Мотив душевного преображения благодаря любви появился ещё в «Русалочке», однако наиболее полно раскрылся именно в «Красавице и Чудовище».
«Аладдин»: свободная женщина Востока
Несмотря на то, что мультфильм 1992 года назван именем Аладдина, а самым ярким персонажем в нём получился Джинн, принцесса Жасмин не менее важна для этой истории. Именно вокруг неё вертится всё действие. И она стала первой «этнической» диснеевской принцессой, не традиционной европейской внешности.
«Аладдин» был для своего времени довольно смелым мультфильмом. Он вышел сразу после войны в Персидском заливе и показывал в положительном ключе людей, с которыми в реальности американцы воевали. При этом многие обвиняли «Аладдина» как раз в неуважении к арабской культуре: национальные черты его героев нивелированы, они воплощают представления среднего американца о Востоке, а не арабские реалии.
Жасмин резка, решительна, самодостаточна и очень далека от мусульманского идеала девушки. Она стремится к свободе и после знакомства с Аладдином начинает ассоциировать свободу с ним — как случилось и с Ариэль, влюбившейся в Эрика.
После коммерческого успеха «Аладдина» стало ясно, что идея переносить сюжеты мультфильмов в разные времена и страны, а не только в европейское Средневековье, будет пользоваться успехом. Поэтому в 1994 году вышел «Король Лев», а в 1995-м — «Покахонтас».
«Покахонтас»: роль принцессы в истории
С каждым новым диснеевским мультфильмом главные героини становились всё более проработанными, их мотивации делались сложнее, а характеры — неоднозначнее. Интерес к историческим персонажам стал закономерным развитием тенденции.
В Покахонтас ярко проявляются черты, свойственные предыдущим героиням Disney: она не удовлетворена своей жизнью и жаждет свободы и настоящей любви. Помимо того очевидного факта, что Покахонтас не любит своего жениха, она считает брак с Кокумом помехой на пути к свободе. Как и предшествующие ей героини, она не слишком общительна и предпочитает проводить время на природе. Однако - и это очень важно! - именно у Покахонтас впервые появляется подруга-человек, а не забавная зверюшка.
Покахонтас хочет не только уберечь любимого и обрести свободу, но и разрешить конфликт между индейцами и белыми. Это первая героиня, которой выпадает возможность напрямую поучаствовать в спасении своего возлюбленного — и добиться успеха. Да, и до Покахонтас Белль защищала Чудовище от горожан, а Жасмин отвлекала на себя внимание Джафара, когда Аладдин пытался похитить лампу, но эти события были второстепенными, а попытки заканчивались провалом.
«Мулан»: принцесса-воин
«Мулан», основанная на китайской легенде о воительнице Хуа Мулань, стала первым диснеевским мультфильмом, где проблема тендерных ролей вышла на передний план. Мулан живёт в карикатурно патриархальном обществе, где девушки рождаются исключительно для того, чтобы выйти замуж, стать опорой мужу и рожать ему сыновей (и ни в коем случае не дочерей).
При том, что с самого начала подчёркивается беспомощность Мулан в ведении хозяйства и неумение подать себя как хорошую невесту, она, тем не менее, не становится маскулинным персонажем. Она задаётся вопросом о своём предназначении, однако не желает заниматься мужским трудом — ей это просто не приходит в голову. Когда Мулан принимает решение пойти на войну, она делает это из чувства долга и желания защитить отца, а не потому, что она агрессивна и получает удовольствие от битвы. В роли мужчины Мулан как раз выглядит заметно женственной, и ей неуютно в новом облике.
«Мулан», вышедшая в 1998 году, стала первой вестницей грядущей эмансипации диснеевских героинь. Она показала, что диснеевская принцесса может быть не только женственной, но и готовой к бою. И даже выполнять — пусть и временно — мужские функции.
Феминистическая повестка «Мулан» проявляется не только в становлении главной героини как защитницы своей страны, но и в почти полном отсутствии романтики. Центральный конфликт никак не связан с любовью между Мулан и Шангом, их отношения завязываются в финале картины, и, кроме мимолётной шутки Мушу, на их связь ничто не указывает. Ну и, разумеется, никакой свадьбы перед финальными титрами.
В отличие от Мулан, Кайли из мультфильма «Волшебный меч: Спасение Камелота» изначально хочет стать рыцарем
«Принцесса и лягушка»: чернокожая бизнес-леди
«Принцесса и лягушка» (2009) должна была стать новой «Русалочкой», своеобразным возвращением к истокам (к карандашу и бумаге, к стилю, сформированному «серебряным веком») и одновременно пересмотром всех прошлых достижений. Грандиозная задумка споткнулась о коммерческий неуспех: мультфильм не окупился в прокате. Причиной часто называют «девчачесть» в названии — мол, слово «принцесса» отсекло мужскую аудиторию. К тому же картину обвиняли в непреднамеренном расизме: Тиана вроде бы первая чернокожая диснеевская принцесса... но большую часть экранного времени она проводит в облике лягушки.
С одной стороны, «Принцесса и лягушка» обращается к эстетике диснеевского Ренессанса, но с другой, это слишком нестандартная история. В этой сказке мечты «принцессы» куда приземлённее, принц вовсе не герой, жизнь после свадьбы не переходит в дворцовые чертоги, а мечты прочих героев если и исполняются, то очень своеобразно...
У Тианы, как и у прочих диснеевских героинь, есть мечта, но конкретная и прагматическая — открытие собственного ресторана. Чтобы добиться цели, она работает не покладая рук, - какой разительный контрасте предшественницами! Даже самые активные из них не были такими практичными, как Тиана. Шанс на исполнение желаний либо выпадал им случайно, либо зарабатывался как угодно, только не каждодневным трудом.
Тиана целеустремлённа и трудолюбива, но она не умеет наслаждаться жизнью, отдыхать, у неё физически нет времени на хобби. Однако это не мешает ей оставаться доброй и помогать другим. «Принцесса и лягушка» — первый диснеевский мультфильм, чей сюжет полностью построен на спасении мужского персонажа женским, тогда как традиционно всё происходит наоборот.
Вдобавок в этом мультфильме переворачивается идея социального лифта - после свадьбы с принцем Навином статус Тианы повышается, она становится принцессой, однако затем они оба отказываются от светской жизни и принимаются за строительство ресторана, где Навин работает наравне с другими. Это Довольно революционно для волшебной сказки: до «Принцессы и лягушки» в фильмографии Disney не было подобного сюжетного хода.
Кроме того, это второй раз в истории Disney, когда у главной героини появляется лучшая подруга, и первый — когда эта подруга помогает, а не вредит. Шарлотта хоть и подана карикатурно и порой становится своеобразным третьим углом в отношениях Тианы и Навина, но она добровольно отказывается от своей мечты выйти за принца ради спасения подруги. И это тоже феминистское послание: женская дружба существует, и она благотворна для женщин.
«Рапунцель: Запутанная история»: девушка, победившая страх
Если «Принцесса и лягушка» — это прощание Disney с традиционной анимацией, то «Рапунцель» (2010) — первая ласточка нового, цифрового, периода. «Рапунцель» вновь привлекла внимание к студии, показала, на что она способна в цифровой анимации, и обновила восприятие жанра волшебной сказки.
И центре сюжета снова конфликт мачехи и падчерицы, но не такой, как в «Белоснежке» и «Золушке». Рапунцель не соперница Готель, она её ресурс. Готель добивается доминирования над героиней при помощи психологического насилия и ложной заботы: она похищает Рапунцель младенцем, запирает в башне и притворяется её матерью, попутно взращивая в «дочери» комплексы. Конечно, Рапунцель должна преодолеть этот диктат и сепарироваться от «родительницы».
Героиня, которая оказывается живым и энергичным, пускай и сильно затравленным подростком, идёт на обман, чтобы вырваться за пределы башни хотя бы на денёк. Но, сделав первый шаг во внешний мир, она пугается, пасует и думает, как это переживёт «мама». Почти каждое действие Рапунцель совершает, преодолевая боязнь внешнего мира.
В мультсериале Рапунцель возвращают волшебные волосы, и это делает финальный поворот полнометражки абсолютно бессмысленным
Рапунцель уже не просто девушка, которая может сделать что-то мужественное и геройское, как Покахонтас или Мулан. Это героиня, которая не только борется со страхами и внутренними запретами, но и осмысляет их. Её проблемы — в первую очередь психологические, и она с ними успешно справляется.
Если «Принцесса и лягушка» больше концентрировалась на романтическом сюжете, то в «Запутанной истории» хоть и присутствует любовная линия, но акцент сделан на внутрисемейных отношениях. И это подводит к следующим творениям студии.
«Храбрая сердцем»: мамина дочка
«Храбрая сердцем» (2012) - первый мультфильм Pixar в жанре волшебной сказки, да ещё и с женским протагонистом. Такое стало возможно только после объединения с Disney. «Храбрую сердцем» неоднократно обвиняли в том, что в ней Pixar теряет собственное лицо. И всё-таки рассказанная здесь история вполне соответствует творческим поискам студии.
Мерида — очень маскулинная девочка. Отчасти это связано с тем, что она с самого детства была окружена мужчинами и невольно копировала их манеру поведения, отчасти с тем, что она — первенец и будущая правительница. Мерида свободолюбива, энергична, обожает стрельбу из лука и фехтование. Королева Элинор ждёт от Мериды ответственного поведения, хочет, чтобы та вписывалась в каноничный образ принцессы, но при этом контролирует каждый шаг дочери, не давая ей научиться той самой ответственности. Мериду это раздражает, и её недовольство накладывается на кризис переходного возраста: она дерзит матери, отвергает её авторитет и, как это свойственно подросткам, обвиняет её во всех грехах. И когда после крупной ссоры у Мериды появляется шанс «перевоспитать» маму, она хватается за него, не ожидая, что у этого поступка могут быть последствия...
Это далеко не первая ошибка диснеевских принцесс — но первый случай, когда героиня сама осознаёт, что натворила, и пытается всё исправить. Сюжет строится вокруг налаживания отношений между дочерью и мамой в медвежьем облике. Есть и внешний конфликт с демоническим королём-медведем, но он почти не играет роли: Pixar традиционно делает ставку на внутренние переживания персонажей, а не на экшен, который хоть и присутствует, но кажется второстепенным.
Мерида — самая мужественная из диснеевских принцесс, она даже более маскулинна, чем Мулан, которую всё же тяготил мужской образ жизни. Мериде он нравится, и она видит своё будущее через призму мужской самореализации.
«Холодное сердце»: сила сестринства
У «Холодного сердца» (2015) долгая история, тянувшаяся ещё с золотого века Disney. К идее мультфильма по «Снежной королеве» возвращались в ранние нулевые, в какой-то момент работа даже началась, но потом оборвалась... История «Холодного сердца» в том виде, в котором его знают современные зрители, началась в 2011 году, когда Дженнифер Ли написала сценарий к фильму. Она же стала режиссёром проекта.
Ещё «Принцесса и лягушка» доказала, что женские персонажи могут выступать в паре. «Холодное сердце» развивает эту идею
Если «Рапунцель» — это «Русалочка» цифрового периода, то «Холодное сердце» - однозначно «Красавица и Чудовище». Не по сюжету, конечно, а по своей роли в истории. Она точно так же наследует успешному предшественнику, развивает заложенные в нём идеи — и превосходит его. Одной из причин стали образы главных героинь. Мировая анимация давно нуждалась в сюжете о двух равноправных девушках — подругах или сёстрах. Конечно, у Disney был умеренно успешный «Лило и Стич», но у его героинь была слишком большая разница в возрасте.
На первом плане в мультфильме — родственные связи и примирение с членом семьи, как в «Храброй сердцем»
Перед тем как стать Анной и Эльзой, героини «Холодного сердца» были то Гердой и Снежной королевой, то хтоническими существами, олицетворявшими Весну и Зиму... Они всегда находились в центре истории — были антагонистками, соперницами, состояли в родительско-детских отношениях, дружеских или сестринских. И во всех вариантах сценариев было кое-что неизменное: акцент на их отношениях, а вовсе не на спасении Кая.
Как и в «Рапунцель», в «Холодном сердце» важна тема взросления и сепарации. Эльза совершеннолетняя, но её проблемы не касаются «взрослых» тем — наоборот, они максимально подростковые и демонстрируют неподготовленность к взрослой жизни. И Эльза, и Анна незрелые, но по-разному: первая не может пережить детскую травму и страх перед социумом, вторая же пытается принимать ответственные решения, руководствуясь только своими желаниями.
Если Анна воплощала уже ставший традиционным для Disney типаж бесшабашной оптимистки, то Эльза стала открытием. Замкнутого персонажа, испытывающего травматические переживания, у Disney —да и вообще в коммерческой анимации — ранее не встречалось.
«Моана»: принцесса дальнего плавания
Последний на данный момент мультфильм, чья героиня вошла в пул диснеевских принцесс, основан на источнике, необычном для полно-метражек Disney, - фольклоре Полинезийских островов. Единственный пример, схожий с «Моаной», — «Братец медвежонок», где основой для сюжета послужил фольклор инуитов, но там центральными персонажи были животные, а не люди.
В какой-то степени «Моана» повторяет сюжет «Принцессы и лягушки»: главная героиня берёт на себя роль спасителя и активного действующего лица. По сути, сюжетная арка Моаны сводится к тому, что она идёт за помощью к мужчине-спасителю, не получает её (вернее, получает не до конца) и в итоге решает проблему самостоятельно, при этом обращаясь за помощью к женщине - к бабушке, хранительнице древних знаний.
В характере Моаны сочетаются деловитость и решительность Тианы с саморефлексией Рапунцель и Эльзы. При этом своими желаниями она скорее напоминает Мериду: тягу к путешествиям и покорению новых земель принято ассоциировать скорее с мужским типом реализации, чем с женским (характерно, что жажда увидеть большой мир у героинь «Ренессанса» — Ариэль или Жасмин — в итоге ограничивается знакомством с мужским персонажем в новых локациях).
Кроме того, «Моана» возрождает заложенный ещё в золотой период Disney антагонизм Светлой и Тёмной матери, только на этот раз он достигает поистине космогонических масштабов. Поначалу кажется, что зловещая Те Ка - древняя сущность, стремящаяся уничтожить землю, вроде титанов из «Геркулеса» или Рогатого короля из «Чёрного котла». Однако резкий поворот сюжета в финале делает историю о спасении мира от злого божества историей о душевной травме (символично, что у злодейки крадут сердце), способной превратить светлое божество в тёмное и стать причиной ужасных разрушений. Этот ход вряд ли можно считать углублением образа диснеевской злодейки, поскольку у Те Ка (как и у её светлой стороны, Те Фити) маловато личностных черт, однако это закономерное развитие одной из важных тенденций: сознательного отказа студии от традиционной злодейской фигуры — в том числе фигуры зловредной женщины. И это едва ли не первый случай, когда центральный женский персонаж и противостоящая ей женщина-антагонистка примиряются и находят общий язык. Более того, одна из них буквально исцеляет другую.
***
Диснеевские героини прошли долгий путь — от симпатичных и добродетельных, но всё же плоских героинь к протагонисткам с проработанным характером, способным и на героизм, который раньше был уделом мужских персонажей, и на ошибки. И это логично, потому что идейные установки, адекватные для женских персонажей 1930-50-х, в 1990-е стали уже неприемлемыми. Более того, диснеевские принцессы отчасти формируют эти самые установки, становясь ролевыми моделями. И вряд ли в будущем эта их роль кардинально изменится — с учётом растущих запросов на появление самых разнообразных женских персонажей.