Рецензия на серию комиксов «Доктор Люцид»
Добро пожаловать в Энск, забытый город на Дальнем Востоке. Его строили китайцы и пленные немцы, большевики и ярые антисоветчики, поэтому неудивительно, что он превратился в безумную смесь эпох, культур и городских легенд. Одна из них — Доктор Люцид, таинственный герой в плаще и маске, который вершит правосудие на улицах современного Энска. Но кто он такой и какие цели преследует, не знает никто.
Для американской поп-культуры первая половина XX века — эпоха палп-журналов. Как правило, под их обложкой скрывались детективы, вестерны, криминальные истории и приключения, зачастую с примесью мистики или фантастики. Объединяли их незатейливые сюжеты, низкое качество издания и попытки эпатировать читателя обложкой или хотя бы названием. На страницах этих журналов и появились прообразы супергероев: мстители в масках, сражавшиеся с гангстерами, шпионами, нацистами, коммунистами и потусторонней нечистью.
В СССР палпа не было. Так что по-хорошему дешёвых, глуповатых историй, где приключения героев ограничивались только фантазией автора, на русском языке не существовало. Пока не появился «Доктор Люцид».
Город Энск, придуманный Кириллом Кутузовым и Алексеем Волковым, поистине удивительное место. Здесь по ночам на улицы выходит китайский бамбуковый патруль. В катакомбах под городом зверствует культ каннибалов. Гангстер Стальная Пасть, с капканом вместо челюсти, рвётся к власти. И всё это существует бок о бок с «обычной» Россией, где коммуналка отнимает ползарплаты.
Главная заслуга «Доктора Люцида» в том, что он очень убедительно показывает, какими были бы русские комиксы, появись они сто лет назад. В этом же кроется главный недостаток серии — в своей реконструкции «Доктор Люцид» беспощадно идёт до конца. Как и в эталонном палпе, здесь нет комплексных продуманных историй и персонажей, лишь прорва рассказов по 10-20 страниц. Они почти не связаны между собой, персонажи не переходят из сюжета в сюжет за редкими исключениями.
Нет цельности и в изображении центральной фигуры — Доктора Люцида. Кто он такой и чего хочет, неизвестно. Что он умеет, непонятно. Люцид то ли владеет гипнозом, то ли буквально залезает в сознания людей, а может, он вообще потусторонняя сущность. Впрочем, это тоже дань традиции: даже у Супермена поначалу открывались всё новые и новые способности, удачно подходящие для решения сюжетной задачи.
Одна из причин такой отрывочности — в истории создания. В своей первой итерации, в 2014-15 годах, «Доктор Люцид» был антологией. За шесть выпусков в нём поучаствовало порядка двадцати художников — для многих это были первые печатные публикации, возможность заявить о себе.
И делалось это исключительно на энтузиазме. В таких условиях было попросту невозможно создать что-то масштабное.
В своей новой версии, берущей отсчёт с 2018 года, «Доктор Люцид» заметно похорошел. Первая книга предлагает переработанные и расширенные сюжеты из дебютной антологии, которые явно выглядят завязкой для чего-то большего. Несмотря на то, что на момент публикации этого текста продолжение комикса выйти не успело, «Доктор Люцид» — уникальный опыт на стыке культур и эпох, к которому стоит приобщиться.