Новость из категории: Информация, Фильмы

Главные фантастические фильмы 2010-х

Исходный код


Главные фантастические фильмы 2010-х

Десять лет назад режиссёр Дункан Джонс подавал большие надежды: сперва «Луна 2112», а потом этот детективно-фантастический триллер. В «Исходном коде» оригинально сплелись несколько фантастических идей: петля времени, виртуальная реальность, параллельный мир... Главный герой оказался в симуляции, снова и снова воспроизводящей последние минуты перед взрывом поезда. За это время он должен вычислить террориста, чтобы в реальности его объявили в розыск. Виртуальный поезд и пассажиров можно не спасать — но что будет, если попробовать? Какой игрок не захочет сойти с рельс сюжета и исследовать новый мир? «Исходный код» — лучшая фантастика 2011 года. Жаль, что это последняя удача Джонса, — с тех пор он снял лишь спорные «Варкрафт» и «Немой». Но мы будем ждать его возвращения.

Оно


Главные фантастические фильмы 2010-х

Самый кассовый и громкий фильм ужасов 2010-х — и это заслуженно. Андрес Мускетти снял не ремейк старой версии, а поистине новую экранизацию романа Стивена Кинга. Вернее, первой его половины, где герои ещё дети. Юные неудачники страдают от хулиганов, жестоких взрослых и нападений древнего чудовища, принявшего облик клоуна Пеннивайза. Действие перенесли в модные 1980-е, придав новой версии сходство с сериалом «Очень странные дела» и чувство тёплой ламповой ностальгии. Но незабываемым «Оно» сделали актёры. Билл Скарсгард в роли клоуна поистине жуткий — его маски стали хитом Хэллоуина. А дети вышли очень живыми и убедительными, особенно София Лиллис в роли Беверли. Неудивительно, что вторая часть со взрослыми актёрами не дотянула до первой.

Грань будущего


Главные фантастические фильмы 2010-х

Выйди этот боевик в конце десятилетия, он стал бы событием года. Но в 2014-м на фоне «Интерстеллара» и «Стражей Галактики» он прошёл незамеченным. А ведь это именно такое кино, какого нам не хватает: зрелищное, но с мозгами. Герой погибает в бою с пришельцами, захватившими пол-Земли... и просыпается утром перед тем же боем. Застряв в «Дне сурка», он решает использовать знание будущего, чтобы выжить самому и спасти товарищей. Увы, ему почти никто не верит... «Грань будущего» основана на японском ранобэ, но больше похожа на идеальную экранизацию видеоигры: погибая по сто раз, герой учится на ошибках и остроумно «перепроходит» свой день с начала. Слоган «Живи. Умри. Повтори» идеально отражает суть — и даже стал со временем официальным подзаголовком.

Реальные упыри


Главные фантастические фильмы 2010-х

В 2014-м многие пропустили эту чёрную комедию из-за глупого российского названия (в оригинале — «Чем мы заняты в тени»). Но с выходом сериала-ответвления работу Тайки Вайтити оценили почти все. Её герои — небольшая коммуна вампиров, живущая в Новой Зеландии (двух из них играют сами режиссёр и сценарист). Их повседневная жизнь показана в виде псевдодокументального фильма. Упыри пытаются выглядеть зловещими, но, по сути, они просто люди, отставшие от жизни лет на двести-пятьсот. Фильм забавно деконструирует штампы вампирского кино, рассказывает о «фамильярах», которых вампиры нагло эксплуатируют, и о вражде с оборотнями, похожей на соперничество футбольных фанатов. «Упыри» — отличное пособие для молодых режиссёров: можно без большого бюджета снять фильм, который держится на персонажах и концепции, — и однажды вам доверят третьего «Тора».

Дэдпул


Главные фантастические фильмы 2010-х

Эй, дружище, я разговариваю прямо у тебя в голове! Хочешь, прочту твои мысли? Ты подумал, что «Дэдпул», пошлая комедия про марвеловского героя в лосинах, странно смотрится рядом с такими серьёзными пацанами, как «Интерстеллар» и «Бегущий по лезвию». Но ты оцени смелость этого засранца! Райан Рейнольдс выбил на него из студии всего 50 миллионов, зато творческой свободы отсыпали с горочкой. Так что антигероя показали как надо — циничным, резким, смешным и понимающим, что он в фильме. «Дэдпул» не копирует приёмы комиксов, а использует возможности кино. Герой узнаёт актёров, болтает со зрителями, жалуется на сценаристов «Людей Икс» и вертит камеру, будто она для него реальна. После успеха «Дэдпула» студии стали меньше бояться дерзких проектов с рейтингом R — и стали возможны «Логан» и «Джокер». Неплохо для пошляка с лицом авокадо?

Фантастические твари и где они обитают


Главные фантастические фильмы 2010-х

Цикл про Гарри Поттера завершился, но этот мир так любили, что он не мог не вернуться. О пьесе «Проклятое дитя» здесь лучше умолчим, а вот фильм «Фантастические твари» стал образцом того, как грамотно расширять вселенную. Мы вернулись в мир «Гарри Поттера» с его волшебной атмосферой, чудесами и загадками. Но нас ждало не высосанное из пальца продолжение, а отдельная история о новых героях в новом месте и в новую эпоху. Обаятельный недотёпа Ньют Саламандер привёз в Нью-Йорк 1920-х полный чемодан волшебного зверья, и оно разбежалось по городу. Герою надо поймать питомцев, пока они ничего не натворили и не выдали существование магии. История простая, но увлекательная и позволяющая исследовать мир. Создатели сами не поняли, как им удалось это чудо, и продолжение вышло скомканным. Но первые «Фантастические твари» — один из лучших фэнтези-фильмов 2010-х.

Изгой-один: Звёздные воины. Истории


Главные фантастические фильмы 2010-х

Возрождение «Звёздных войн» — событие важное, но неоднозначное. Только один новый фильм был удачным без оговорок — приквел о том, как повстанцы похитили чертежи Звезды смерти. Эту тему сто раз обмусолили в играх и книгах, но создателям «Изгоя» удалось привнести в неё нечто новое. Нам показали не фэнтези о борьбе добрых и злых Скайуокеров, а войну глазами солдат. А в войнах убивают, жертвуют собой, идут на всё ради победы, и даже у «добра» есть своя неправда. Персонажи рискуют, осознавая, что не они главные герои этой саги, что многие из них умрут (и это даже не спойлер). Больше всего — в финальной битве за Скариф, одной из лучших за историю «Звёздных войн». Даже сам Дарт Вейдер пришёл туда напомнить, за что его все боятся. После «Изгоя» «Новая надежда» играет новыми красками: шахта в Звезде смерти больше не рояль в кустах, а Люк просто обязан не промазать. Ведь ради этого выстрела погибли хорошие, живые люди.

Хижина в лесу


Главные фантастические фильмы 2010-х

Не самый громкий, не самый кассовый, но самый смелый и оригинальный хоррор 2010-х. Дрю Годдард подвёл итоги жанра, придумал его штампам логичное обоснование и отдал дань уважения классикам. Картина начинается с клише: группа молодых людей едет отдыхать в лесную хижину, где их ждёт встреча с ужасами. Но параллельно мы следим за работой тайного общества, которое эти ужасы подстраивает — не со зла, просто такая работа. Штампы вроде «финальной девушки», «гибельного секса» и «надо разделиться» оказываются частью плана, древнего ритуала, который нельзя не соблюсти. Кончается всё это одним из самых смелых финалов в истории кино. «Хижина в лесу» заставляет даже на банальные фильмы ужасов смотреть иначе: может, ребята за кадром и правда верили, что того требуют всемогущие зрители?

Хоббит: трилогия


Главные фантастические фильмы 2010-х

Питер Джексон вернулся в мир «Властелина колец», к хоббитам, волшебникам и драконам. Сказку Толкина о походе гномов за сокровищами он растянул на три фильма, дополнил грандиозными битвами, новыми героями и побочными сюжетными линиями, половины из которых у Профессора и в черновиках-то не было. Ортодоксальные толкинисты этого не оценили, но мы с вами давайте признаем, что Средиземье Джексона — это отдельный мир, в котором стоило побывать снова. Сказок и так много, почти точная экранизация «Хоббита» и так есть, а вот где ещё достать три фильма эпического фэнтези? Где ещё покажут правильных гномов — суровых бородачей стопорами, хирдом и мифрильными кольчугами? Роскошного дракона в исполнении Камбербэтча? Трандуила с лосём, мгновенно ставших мемом? Пусть «Хоббит» не ровня «Властелину колец», спасибо Джексону, что в эпоху бесконечных супергероев он снял главное фэнтези-кино десятилетия.

Скотт Пилигрим против всех


Главные фантастические фильмы 2010-х

Эдгар Райт больше всего известен комедиями. «Скотт Пилигрим» одна из них, но совсем не такая, как трилогия «Корнетто» того же режиссёра. Во-первых, это романтическая история, а во-вторых — сюрреалистическая феерия, живущая по законам комиксов и старых видеоигр. Юноша Скотт влюбляется в таинственную незнакомку Рамону, которая ездит сквозь его сны — так, мол, короче. Чтобы завоевать даму, он должен сразиться с семью её злобными супербывшими. Чувствуете, как крыша едет не спеша? Это только начало! Дальше по экрану полетят комиксные надписи и пиксели, а герой получит запасную жизнь и Меч Самоуважения. «Скотт Пилигрим» стал одним из первопроходцев новой моды на гиковские увлечения и гиков как таковых. А ещё — самым безбашенным магическим реализмом. Ведь как ещё назвать историю, в которой чудеса происходят в реальном мире — и это считается нормальным?

Бегущий по лезвию 2049


Главные фантастические фильмы 2010-х

Из «запоздалых сиквелов» этот запоздал круче всех — на тридцать пять лет. Но Дени Вильнёв не посрамил классики и снял ещё один задумчивый эстетский фильм. Он погружает в мир мрачного будущего, где обществу служат искусственные люди — репликанты, а когда они бунтуют, за ними выезжает полицейский-киллер. Сценарий, написанный соавтором оригинала, снова задаёт вопросы о сущности человека. При этом у нового фильма своя атмосфера — более серая, постапокалиптическая, свой герой в исполнении холодного Райана Гослинга и своя история, не такая простая, как в оригинале. «2049» — для тех, кто смотрит кино не спеша, погружаясь в него с головой и смакуя детали. Таких оказалось немного — фильм провалился в прокате, но свой круг почитателей он завоевал.

Логан


Главные фантастические фильмы 2010-х

Киносерия «Люди Икс» ушла вместе с десятилетием: студия Fox влилась в Disney, и мутантов ждёт перезапуск. «Логан» не был последним фильмом серии, но получился отличным прощанием с ней. Он показал будущее, где геройскую команду постиг бесславный конец. Но пожилой и ослабевший Росомаха в исполнении Хью Джекмана выходит на последний подвиг — спасти девочку Лору. Если удастся, у нового поколения мутантов будет шанс... «Логан» Джеймса Мэнголда — один из фильмов, расширивших супергеройский жанр, включив в него что-то новое. Он похож на классический боевик типа «Крепкого орешка» или вестерн об уставшем от жизни ковбое — колком и циничном снаружи, но готовом на самопожертвование. Именно так стоит уходить на покой киногероям: красиво, с боем, а главное, вовремя.

Марсианин


Главные фантастические фильмы 2010-х

Забавный факт: этот фильм Ридли Скотта получил «Золотой глобус» как лучшая комедия. И это не лишено смысла. Книга Энди Бейера подкупала двумя вещами: неплохой научной достоверностью — и главным героем, неунывающим балагуром, который решает проблемы с помощью знаний, находчивости и мотка изоленты. Экранизация пожертвовала частью научных подробностей, зато характер героя передала отлично. Астронавт Марк Уотни застрял на Марсе: товарищи улетели без него, решив, что он погиб. Герою Мэтта Деймона приходится выживать на мёртвой планете, выращивать картошку на собственном дерьме, искать способ связаться с Землёй и попасть домой. И всё это он делает без нытья и рефлексии, посмеиваясь в лицо смерти над собственными неудачами. «Марсианин» не главный из новой волны «космических» фильмов 2010-х, но лично Уотни — отличный символ современной научной фантастики.

Прибытие


Главные фантастические фильмы 2010-х

Экранизировать книги Теда Чана невозможно, думали мы. Они слишком сложны — нелинейный сюжет, куча научных понятий и минимум приключений. Но Дени Вильнёв превратил рассказ «История твоей жизни» в один из лучших НФ-фильмов о встрече с пришельцами со времён «Контакта». На Землю прилетели внеземные корабли, и наша героиня, лингвист, учится переводить с инопланетного. Большую часть фильма она изучает язык пришельцев — и, как ни странно, это интересно. Но история этим не ограничена — помните, мы сказали о нелинейности? «Прибытие» показывает, как язык влияет на мышление, и проделывает неожиданные фокусы со временем. Даже читавшие книгу не угадают, в чём дело, — у фильма новый непредсказуемый финал.

Мстители


Главные фантастические фильмы 2010-х

Студия Marvel подарила нам одно из главных слов 2010-х — «киновселенная». Все пытаются создавать киновселенные, но по-настоящему выходит только у Marvel. А началось всё с фильма Джосса Уидона — первого кроссовера, где для спасения мира объединились Железный человек, Тор, Капитан Америка и Халк. Прежде каждый из них геройствовал сам по себе, а «вселенная» ограничивалась отсылками. «Мстители» же показали, что герои живут бок о бок, могут быть друзьями и соперниками, частью одной истории. Потом Мстители собирались ещё трижды, толпа героев становилась всё больше, а сборы всё выше. В итоге «Мстители: Финал» стали самым кассовым фильмом в истории. Но по-настоящему народным остался первый фильм Уидона с остроумными перепалками, отличной «химией» между персонажами и бесконечным потоком крылатых фраз. «Гений, миллиардер, плейбой, филантроп». «Сводный брат». «Твой ход, северный олень!»

Стражи Галактики


Главные фантастические фильмы 2010-х

Лучший фильм Marvel в 2010-е — не кроссовер с кучей персонажей, а одна из редких попыток студии выйти за рамки и сделать что-то безумное. «Стражи галактики» даже не совсем супергероика. Это ироничная космоопера со странными героями, которая уместно смотрелась бы рядом с «Пятым элементом» или «Автостопом по галактике». Кто ещё десять лет назад мог подумать, что полюбит говорящего енота, ходячее дерево, повторяющее «Я есть Грут», и вора-неудачника, который жить не может без кассетного плеера? А теперь это чуть ли не символы десятилетия. «Стражи Галактики» подкупили редким сочетанием: буйный полёт гротескной фантазии — и при этом уютная атмосфера. Пёстрые и странные планеты, лёгкий рок 1970-х, много юмора и весёлых приключений — в таком мире хочется не жить, но побывать. Даже в Marvel так думают, судя по тому, что третий «Тор» получился, по сути, теми же «Стражами Галактики».

Гравитация


Главные фантастические фильмы 2010-х

С картины Альфонсо Куарона началась новая волна «твёрдого» НФ-кино о космосе. Но «Гравитация», в отличие от «Марсианина» и «Интерстеллара», даже не совсем фантастика. Это фильм-катастрофа, основанный на реальной гипотезе Кесслера: столкновение на орбите может породить лавину космического мусора. В фильме под неё попадает шаттл главных героев, которым теперь надо как-то спуститься с орбиты. События «Гравитации» могут произойти в будущем, и фильм пытается изобразить именно реальную космонавтику. Отдельные промахи тут есть (давайте считать, что Клуни утащил Человек-невидимка и это фантдопущение), но их немного. А главное, фильм ценен не только тем, как показал космос. «Гравитация» — ещё и глубокая драма о человеческом одиночестве: героине Сандры Буллок надо не просто выжить, но и найти новый смысл жизни. Джеймс Кэмерон назвал «Гравитацию» лучшим фильмом о космосе — и мы бы с ним согласились, кабы не следующий пункт.

Интерстеллар


Главные фантастические фильмы 2010-х

Самый обсуждаемый НФ-фильм не только 2010-х, но и, пожалуй, со времён «Космической одиссеи». Картина Кристофера Нолана сочетает проработанную научную основу с трогательной драмой. Основу «Интерстеллара» придумал нобелевский лауреат, астрофизик Кип Торн. Благодаря ему теорию относительности сделали важной частью сюжета и в кои-то веки достоверно показали, как выглядит чёрная дыра. Теперь силуэт Гаргантюа с аккреционным диском узнаваем, словно логотип. И в то же время в «Интерстелларе» много эмоций, которых не привыкли ждать от «сухаря» Нолана. Земля медленно умирает, и человечество отправляет отчаянную экспедицию к звёздам, чтобы найти новый дом. Чтобы спасти своих детей, герою придётся оставить их навсегда... Мы до сих пор спорим о финале, о том, как его трактовать и допустимо ли приплетать любовь и религию к научным рассуждениям. Нам никогда не будет всё равно, потому что «Интерстеллар» задел каждого.

Безумный Макс: Дорога ярости


Главные фантастические фильмы 2010-х

«Запоздалые сиквелы» обычно не лучше ремейков и редко бывают достойны оригинала. Есть лишь один такой фильм, который даже затмил оригинал. «Дорога ярости», снятая творцом старого «Безумного Макса» Джорджем Миллером, не играла на ностальгии, а заняла в сердцах зрителей отдельное место. Ценность фильма — в страшном и гротескном мире ржавых машин, безумцев и калек.

В простом, но стройном сюжете, рассказанном средствами визуального повествования, без болтовни. В сочетании «мужицкого» боевика и ненавязчивого феминизма, воплощённого в лихой спутнице Макса — Фуриозе. В великолепно поставленной погоне, занимающей весь фильм и снятой на реальных машинах, почти без графики. «Дорога ярости» — крутейший боевик десятилетия, потому что в нём сражаются не бронированные супергерои, а люди. Живые, уязвимые и оттого вдвойне крутые.

Начало | Фильм десятилетия


Главные фантастические фильмы 2010-х

«Нам надо идти глубже» — самая известная фраза из «Начала». Немногие в Голливуде следуют этому совету. Перед режиссёрами стоит ложный выбор: или глубже, сложнее — но скучнее, или больше экшена, спецэффектов — но и глупости. Или критикам, или зрителям. Или искусство, или развлечение. Нолана ценят за то, что он не выбирает, а справляется и с тем, и с другим.

В фильме «Начало» (знаем, «Внедрение», но все уже привыкли) режиссёр углубился в космос подсознания. Герои погружаются в реальность снов, силой мысли строят и меняют целые миры. Их преследуют проекции страхов и вины, а главная опасность — не суметь проснуться. У иного творца из этого мог выйти претенциозный артхаус или избитая притча о том, что виртуальность — это плохо, понятненько? А Нолан снял... кино о великом ограблении. Его герои не философы, не бунтари, а жулики, которые шарят по чужим головам за деньги. Это сбивает с «Начала» пафос, превращая его в авантюрный триллер. И выпячивает то, что в фильме действительно есть глубокого.

«Начало» так же многослойно, как его мир снов. В нём можно увидеть метафору кинематографа как иллюзии и героев как «съёмочной группы». Пересматривая фильм, можно без конца замечать новые детали — повторяющиеся числа, говорящие имена, отсылки (тот же коридор из аниме «Паприка», которым Нолан вдохновлялся). Можно без конца изучать, что в фильме реально, а что сон, и строить теории. Погибала ли в принципе жена Кобба? Упадёт ли волчок в конце?

Вот почему «Начало» — фильм десятилетия. «Мстители» влиятельнее, «Дорога ярости» и «Гравитация» круче сняты, а «2049» более киноманский. Но никто из них так удачно не сочетает умное и развлекательное кино. «Начало» держит в напряжении как лихо закрученный триллер — и оставляет простор для изучения, потому что это ещё и искусство.

Люди, сделавшие 2010-е


Гильермо дель Торо
Главные фантастические фильмы 2010-х

Второй раз в истории фантастика получила «Оскар» как лучший фильм — и это была «Форма воды» Дель Торо. Правда, это больше «оскаровское» кино, чем фантастическое. Ещё на счету Гильермо крутой боевик «Тихоокеанский рубеж», заставивший всех запомнить слово «кайдзю», красивая «бёртоновская» готика «Багровый пик» и продюсирование «Хоббита». А вот свой проект мечты, «Хребты безумия» по Лавкрафту, Дель Торо так и не смог воплотить.

Алекс Гарленд
Главные фантастические фильмы 2010-х

Сценарист «28 дней спустя», «Пекла» и «Судьи Дредда» в 2010-е дважды попробовал себя как режиссёр, и получилось неплохо. «Из машины» и «Аннигиляция» — серьёзная научная фантастика, которая берёт не спецэффектами (бюджеты у Гарленда небольшие), а темами, персонажами и атмосферой. В список главных эти фильмы не попали, но ждём от Алекса настоящего прорыва в 2020-е.

Джессика Честейн
Главные фантастические фильмы 2010-х

Лицо кинофантастики в 2010-е — женское, и чаще всего это лицо Джессики Честейн. Без неё редко обходятся настоящая НФ и зрелищные ужасы: «Интерстеллар», «Марсианин», «Оно 2», «Багровый пик», «Мама», «Тёмный Феникс»... Ни у одного другого актёра в 2010-е не было столько разных фантастических ролей, и героических, и злодейских.

Дени Вильнёв
Главные фантастические фильмы 2010-х

Этот канадский режиссёр стал Ридли Скоттом нашей эпохи — и мы их сравниваем не потому, что Вильнёв продолжил «Бегущего». Дени унаследовал многие черты своего кумира: любовь к детальным антуражам, визуальному повепвованию и медленной, серьёзной фантастике. Но при этом у него свой узнаваемый стиль, в котором больше от независимого, артхаусного кино, чем от «голливудщины». В 2020 году Вильнёв выпускает новую экранизацию «Дюны» — и есть основания ожидать, что этот режиссёр «сделает» нам ещё и 2020-е.

Энтони и Джо Руссо
Главные фантастические фильмы 2010-х

В список вошли одни «Мстители» за всех, но в целом для Marvel больше постарались преемники Уидона. Братья Руссо сделали Капитана Америку серьёзным в «Другой войне», столкнули супергероев лбами в «Противостоянии», уничтожили полмира в «Войне бесконечности», а в «Финале» убили нечто большее... Их успех — олицетворение лучших и худших сторон 2010-х. Десять лет назад самым кассовым фильмом была оригинальная работа киноклассика Кэмерона, а теперь — двадцать второй фильм супергеройской серии.

Бенедикт Камбербэтч
Главные фантастические фильмы 2010-х

За 2010-е этот британский актёр совершил настоящий прорыв, став звездой первой величины. Всё началось с сериала «Шерлок», а дальше были Хан в «Звёздном пути», Смауг и Саурон в «Хоббите», Доктор Стрэндж в киновселенной Marvel и куча озвученных мультфильмов. Десять лет — десять фантастических картин!

Кристофер Нолан
Главные фантастические фильмы 2010-х

Режиссёр, во многом «делавший» и 2000-е, продолжает радовать необычными фильмами, фантастическими и нет (недавно он снял сильную военную драму «Дюнкерк»), Он по-прежнему играет со временем и пространством, не боится использовать сложные концепции и нелинейное повествование. При этом на его картинах, полных погонь, спецэффектов и неожиданных поворотов сюжета, невозможно заскучать. «Интеллектуальный блокбастер» звучит как «свинцовый дирижабль» или «черепаха-ниндзя», но это отличное определение для фильмов Нолана. А «гений» — слишком уж громкая похвала, но как ещё назвать режиссёра, занявшего в наши дни то же место, что когда-то Стэнли Кубрик?

Рейтинг статьи

Оценка
5/5
голосов: 1
Ваша оценка статье по пятибальной шкале:
 
 
   

Поделиться

Похожие новости

Комментарии

^ Наверх